Фешкина И.А. Коммуникативный инцидент в русле межкультурной коммуникации / И.А. Фешкина // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 30. – 2009. – № 10. – С. 143 – 146.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. М.: Социальные отношения; Перспектива, 2002. – 248 с.
БЛОК 2. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речевые умения как необходимый элемент
Успешной коммуникации (ораторское мастерство).
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Д.С. Лихачёв
Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе – оно
становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя.
А.Ф. Кони
Ключевые понятия: ораторское мастерство, риторика, виды влияния (убеждение, заражение, внушение), манипуляция, рабулистика.
Публичная речь является средством достижения деловых целей. Она должна отвечать ряду требований: быть убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Нужно знать основы риторики для успешной коммуникации.
|
|
Риторика – учение о речевом воспитании личности, целью которого является приобретение навыков и умений речевого поведения, соответствующего ситуации общения. Риторике учили с древности. Педагоги Древней Греции и Рима ясно понимали, что всякое воспитание начинается с речи. Обучение риторике предполагало индивидуальные занятия с учителем риторики в составлении и произнесении речей. Занятия риторикой становились подготовкой к государственной карьере. Всем известны ораторы Древней Греции: Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель. Аристотель обосновал и доказал, что публичная речь состоит из 3 элементов: личность самого оратора; предмет, о котором он говорит; и лицо, к которому он обращается.
Блестящим римским оратором был Марк Туллий Цицерон, именно ему принадлежат знаменитые слова: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». В своих трактатах он ставил перед оратором три задачи:
1) продемонстрировать истинность приводимых фактов;
2) доставить эстетическое наслаждение;
3) воздействовать на волю и поведение людей, побудить к активной деятельности.
Леонардо да Винчи серьёзное внимание уделял манерам, жестикуляциям. Овладение риторическим искусством – процесс длительный, требующий постоянной работы над собой и большой практики говорения.
Виды влияния (убеждение, заражение, внушение).
Заражение – бессознательная, невольная подверженность человека определённым психическим состояниям – через передачу определённого, эмоционального состояния или психического настроя. Чем выше уровень развития личности – критичнее её отношение к воздействию, слабее действие механизма «заражения».
|
|
Убеждение – интеллектуальное воздействие на сознание личности (на разум, логику) человека через обращение к её собственному критическому суждению (построено на том, чтобы с помощью логичного обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию).
Внушение – целенаправленное эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на её некритичном восприятии.