Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»

В этом стихотворении пейзаж занимает лишь пять строк – одну четвёртую стихотворения. Это очень необычный пейзаж: в нём нет видимых примет России. Может быть, поэтому некоторые исследователи творчества Лермонтова не причисляют его к пейзажной лирике. В нём можно отметить удивительный сплав многих мотивов, свойственных лирике Лермонтова: это элегическая грусть, чувство отчуждения и одиночества, пафос свободы, философское осмысление, утверждение неразрывности связи времён. Вся картина внутренней жизни лирического героя представлена на космическом фоне и поэтому приобретает значение сложного образа-символа, напоминающего о мучительных вопросах, которые волновали Лермонтова и его современников.

Ночь, звёзды, туман, блистающий в пустыне путь – вот и все видимые приметы этого пейзажа. Поэт словно бы специально отстранил от себя злободневные вопросы современности. Человек остался наедине с природой, с вечностью – так, как это могло быть во времена Гомера или Гёте. Завершается пейзажная зарисовка оригинальной метафорой: «Спит земля в сиянье голубом». Но и в ней нет ничего конкретного.

Каждая деталь пейзажа связана с чувствами и размышлениями лирического героя. Пейзаж подобен экрану, на котором спроецированы движения души человеческой. Описание природы существует в стихотворении как бы в рамке и указывает на начало и на дальнейшее развитие движений чувств лирического героя. Пейзажем вызваны и получили воплощение самые заветные пожелания. Поэтому так метафоричны его детали, поэтому так явно тяготеют к философской символике.

Кремнистый путь – символ мучительного пути по жизни. Образное воплощение судьбы поэта. Пытавшегося найти отклик, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья, пошлости и отчуждения.

Но отчуждения и взаимного непонимания не должно быть! Ведь во Вселенной всё связано друг с другом. Даже звезда с звездою говорит. И даже пустыня в глухой ночи молча внемлет Богу! Так кажется лирическому герою. Так он воспринимает природу.

Пейзаж в стихотворении возбуждает горькие вопросы, тяжкие признания, заветные пожелания, в которых элегические переживания, доведённые до степени трагизма, сплавляются с оптимистическим чувством.

Это не желание смертного покоя. Это не предчувствие гибели, которые так часто звучали в ранней романтической лирике Лермонтова. И не призыв к бегству от действительности в неведомый, несуществующий край…Поэт пишет: «Я б желал навеки так заснуть…»

Эти слова можно расценивать как попытку бегства из настоящего в будущее, как затаённое желание перенестись через пропасть десятилетий и очутиться у потомков, когда сбудутся сладкие мечты и светлые надежды… Это реальное и страстное пожелание…Лермонтов был оптимистом по своему пониманию истории и по своей оценке людей

 

Анализ лирического стихотворения

Анализ любого художественного текста – это своеобразный «разговор» с произведением.

1. Первые впечатления, чувства, мысли, ассоциации, которые возникли при его чтении. Что особенно тронуло, взволновало, удивило? Как поэту удалось создать это впечатление?

2. Если вам известна история его создания, можно о ней рассказать.

3. Жанровое своеобразие стихотворения.

4. Тематика, идейное звучание. Ключевые образы, слова. Как выделены ключевые слова (повторение, инверсия, аллитерация, другие способы). Композиция, особенности построения стихотворения.

5. Истолкование событий, мыслей, переживаний лирического героя. Есть ли сюжет? Что на первом плане – события или переживания лирического героя? Автор и лирический герой. Особенности лирического мышления автора: кто он (наблюдатель, мыслитель – философ, психолог…) Мировосприятие автора и мировосприятие лирического героя.

6. Художественный мир лирического стихотворения: художественное время, художественное пространство, система художественных образов. Образный ряд, средства создания образов, раскрытия характеров персонажей (если есть), художественная функция пейзажа (если он есть), цветовая гамма, система изобразительно – выразительных средств (тропы, фигуры, ритмическая организация стиха, рифмовка, звуковая организация стиха).

7. Итоговое впечатление, оценка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: