Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» (1841 г.)

Стихотворение написано в то время, когда в литературе разгорались горячие споры о том, какой должна быть Россия, каким должен быть путь её развития: западный или сугубо национальный. Стихотворение является как бы ответом на эту полемику и утверждает истинную, душевную любовь к Отчизне. Его можно считать внутренним монологом.

Поэт пишет не о том, за что он любит свою Отчизну, а о том, чем ему дорога Родина. Понять глубину темы помогает композиция стихотворения. В нём выделяются три части, в которых последовательно развивается мысль автора. Каждая из частей начинается со слова- рефрена «люблю». Первая строка вводит основную тему стихотворения, далее следует утверждение о том, что лирический герой любит свою Отчизну не за официально провозглашаемые ценности, которые определяют гордость и любование Отчизной, - славные победы в сражениях, мощное государство и великая история.

Вторая часть начинается с признания, что лирическому герою трудно назвать причину своей любви. Во второй части описывается русская природа – привольные степи, леса, реки. Для создания образов природы поэт использует эпитеты, выражающие отношение русского человека к своей родной земле: «холодное молчание» степей передаёт ощущение простора, «лесов безбрежных колыханье» - образ русского бора, величественного и таинственного. Так тема любви к Отчизне как государству переходит в тему любви к родной земле.

В третьей, основной, части открываются картины бескрайней России, народной жизни. Здесь автор использует художественный приём – лирический герой путешествует и сообщает читателю свои впечатления, передаётся как бы взгляд изнутри. Он всматривается в неё. Только так можно увидеть и понять скрытую, настоящую жизнь России. Слово «люблю» повторяется четвёртый раз, но оно открывает следующие друг за другом картины русской природы, расширяющие и уточняющие идею стихотворения. От созерцания картин русской жизни (поэтический пейзаж, богатый урожай, русская изба, праздничное веселье и разгул простого народа) невозможно оторвать взгляд.

Впечатление усиливается использованием шестистопного ямба, сменяющегося четырёхстопным, а также вольным характером рифмовки: перекрёстная – смежная – кольцевая. В стихотворении почти отсутствуют эпитеты. Внимание привлекает только сравнение («разливы рек, подобные морям»). Анафора придаёт торжественность. Искренность и чистота патриотического чувства подчёркивается синтаксической простотой предложений, а также зарисовкой «пьяных мужичков», в которой нет идеализации. Это позволило Добролюбову сказать, что Лермонтов «понимает любовь к родине истинно, свято и разумно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: