В.А. Жуковский «Невыразимое»

Элегия «Невыразимое» - поэтическое произведение зрелого поэта. Главный вопрос – может язык человека передать богатство, красоту и глубину мироздания? Возможно ли воплотить в слове необъяснимое душевное смятение, то, «что слито с сей блестящей красотою»? Стихотворение начинается с вопроса, в котором обозначена главная тема.

Структура элегии отражает сопоставление природы и возможности поэзии. Первая часть стихотворения – множество риторических вопросов, с разных сторон подготавливающих главный, ключевой вопрос:

Кто мог создание в словах передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Неизречённому хотим названье дать-

И обессилено безмолвствует искусство?

Вторая часть стихотворение – мир, который искусство бессильно выразить. Во второй части много слов «сие», «сей». Этот приём поэт использует, чтобы подчеркнуть невозможность «пересоздать создание», «прекрасное в полёте удержать» с помощью языка. Всё стихотворение построено на антитезе: «разновидное» и «единство», «мёртвое» и «живое», «невыразимое» и «выраженье», «ненаречённое» и «название». Поэт говорит: «И есть слова для их блестящей красоты», - но невозможно выразить иное, то. Что не вокруг нас, а представляет наше единение с миром.. Эту мысль Жуковский выразил с помощью восходящей градации от более простого к высшему:

Но о, что слито с сей блестящей красотой,-

Сие столь смутное, волнующее нас…..

Итог стихотворения, кажется, парадоксален: «И лишь молчание понятно говорит». Молчание – это признание бессилия, и пустота говорит за мироздание? Или молчание – это высшая степень сосредоточенности души, для которой возможно постижение таинства бытия. Рождающее поэтическую форму?

Стихотворение не разделено на строфы, хотя их легко определить внутри текста. Своеобразна рифмовка стихотворения: в первых шести строках две строки объединены парной рифмой, следующие четыре – кольцевой, в следующих шести вначале кольцевая, затем парная. Создаётся эффект перевёрнутых песочных часов – так ритм элегии символизирует льющееся время. Показателен и жанровый подзаголовок элегии – отрывок. Это характерно для философской лирики – стихотворение как будто вырвано из потока времени. В чём особенность эпитетов? Роль риторических вопросов? Роль повторов?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: