Основы местного самоуправления: правовая, территориальная, финансово-экономическая, социальная

Основы местного самоуправления представляют собой совокупность отношений, складывающихся в результате организации и осуществления местного самоуправления. По сути дела это основы (отношения), присущие местной публичной власти, т.е. властеотношения.

Первоосновой местного самоуправления является человек, социальная общность. Следовательно, социальная основа местного самоуправления является первичной по отношению к другим основам местного самоуправления

Правовую основу местного самоуправления составляют: — общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - другие федеральные законы;- конституции, уставы субъектов Российской Федерации, — законы субъектов Российской Федерации,- уставы муниципальных образований, - другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Конституцией РФ утверждены местное самоуправление как одна из форм осуществления народовластия, признание и гарантированность местного самоуправления, обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, определение форм местного самоуправления, обязательный учет исторических и иных местных традиций, государственная гарантия и судебная защита местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит установление и обеспечение федеральных гарантий местного самоуправления: государственных минимальных социальных стандартов; федеральных программ развития местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления и т.д.

Территориальные основы местного самоуправления: В Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 131) установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. В Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» детализируется это конституционное положение и уточняется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации

Социальная основа включает в себя жителей муниципального образования, образующих социально-территориальную (поселенческую) общность, а также функции социального характера, проявляется посредством участия:- в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления;- в местных референдумах;- в собраниях (сходах);- в проведении отзыва депутатов и других выборных должностных лиц;- в митингах; демонстрациях, шествиях и пикетировании;- в осуществлении народной правотворческой инициативы и т.д.

Финансово – экономическая основа Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В части 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

 

Роль информации и информационных технологий в государственном и муниципальном управлении. Понятие информационной услуги в государственном и муниципальном управлении. Информационные сети и их роль в государственном управлении.

Под информатизацией государственного, регионального и муниципального управления понимается организационный процесс создания информационно–технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Концепция информатизации при использовании структурного моделирования объектов региона с отображением на модель коллектива вычислителей в виде единой распределенной системы автоматизированных рабочих мест исполнителей позволяет решать все типы простых и сложных задач регионального и муниципального управления при минимальных затратах на разработку методов решения задач, алгоритмов и программных средств. Создаваемые при этом информационная, техническая, программная и технологическая базы информатизации способны обеспечить потребности региона (города) в решении необходимых задач управления.

Эффективность ИС органов государственного и регионального управления и, как следствие, качество принимаемых управленческих решений в основном определяют:

- единство концепции построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали (на муниципальном, региональном и федеральном уровнях), так и по горизонтали (на каждом уровне иерархии);

- полноту и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования, а также всех этапов разрешения проблем управления – от анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений;

- скоординированность процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем.

Основная роль в информационном обслуживании структур органов государственной власти отводится информационным и информационно–аналитическим центрам, которые составляют, как правило, ядро ИС организационного управления. Поэтому в настоящее время во всех регионах РФ работают, модернизируются и вновь создаются информационные, информационно-аналитические, ситуационные центры, которые решают широкий спектр задач социально–экономического, аналитического и организационно-управленческого характера. В некоторых случаях они являются интегрированными, замкнутыми от федерального до регионального уровня системами.

Ведущее место в информационном обслуживании органов государственного управления по-прежнему занимает информационная телекоммуникационная система статистики Госкомстата России. Она решает задачи комплексной автоматизации статистических работ, включающие сбор, обработку, хранение, накопление, актуализацию, анализ и представление статистической информации на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральный уровень включает вычислительные центры и локальные вычислительные сети Госкомстата РФ, которые обеспечивают разработку статистической информации, ведение баз данных и регистров предприятий и организаций на федеральном уровне.

Локальные вычислительные системы подведомственных организаций обеспечивают разработку и поддержку методических и программно-технологических решений, электронная почта статистики осуществляет объединение информационно-вычислительных систем статистики федерального, регионального и местного уровней. Этим же средством обеспечивается также подключение различных категорий пользователей. Кроме того, расширяется и совершенствуется применение системы автоматизированных банков экономической информации и электронных форм документов, современной информационно-телекоммуникационной системы взаимодействия органов статистики с соответствующими федеральными и региональными информационными службами, министерствами, ведомствами и другими пользователями.

Одним из наиболее компьютеризированных ведомств Российской Федерации является Министерство по чрезвычайным ситуациям, в котором на основе современных информационных технологий реализована концепция ситуационных центров, позволяющая оперативно решать задачи прогнозирования и оценки последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Под ситуационным центром понимается пункт сосредоточения видеоинформационной технологии, коммуникационных средств, необходимых условий применения математических методов и моделей в режиме реального времени для обработки информации и выработки коллективом специалистов научно обоснованных решений, направленных на предотвращение рисков, повышение эффективности работы аналитических органов государственной власти различного уровня (федеральной, региональной, местной).

В отличие от обычных информационных и информационно-вычислительных центров ситуационные центры оснащаются современными аудио – и видеосредствами, технологиями для проведения телеконференций, совещаний, залами и лабораториями со специализированными АРМ для формирования групповых, кооперативных и коллегиальных решений.

В рамках Общегосударственной программы информатизации России на уровне муниципалитетов стали создаваться городские информационные центры, которые взяли на себя функции по дальнейшей разработке, расширению и сопровождению муниципальной информационной системы, а также по решению задач информатизации города.

Информатизация управления административной деятельностью, городским хозяйством, экономикой, социальной сферой на районном и городском уровнях отличается многообразием решений и форм реализации. Поэтому необходимы унификация технических, технологических решений и стандартизация проектирования информационных технологий. Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в муниципальном управлении, обусловлен:

· высокой динамичностью изменения обстановки в новых экономических условиях;

· необходимостью учета значительного числа факторов и ограничений при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города;

· необходимостью обработки больших объемов информации в процессе изучения и оценки обстановки, подготовки и принятия управленческих решений.

Информационная услуга – это услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.

Иными словами, информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

Основу государственного управления составляет информация, которую мы определим как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму.

Информационное обеспечение государственного управления – это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.

Система информационного обеспечения – включает в себя информационные ресурсы, организационно-функциональное, функциональное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение и предназначена для сбора, обработки, хранения и выдачи информации пользователям.

Информационный ресурс - это сведения (данные), организованные в системах информационного обеспечения в виде фондов на физических носителях (базах данных, библиотеках, архивах), находящиеся в собственности или распоряжении и пользовании юридических или физических лиц.

Управленческая информация - часть социальной информации, которая выделена из общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий.

Выделяют следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие госорганы и госслужащих на выполнение каких-то действий в обозначенном времени и направлении;

б) обращения граждан в госорганы по реализации своих законных интересов субъективных прав;

в) обязательные указания вышестоящих органов, подлежащие выполнению нижестоящими;

г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, различных проверок;

д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве госорганов и должностных лиц. Такие кризисные ситуации требуют выработку заранее соответствующих алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы модели быстрого и энергичного вмешательства конкретных госструктур и должностных лиц.

Управленческая информация должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности (выражение в понятной людям форме).

Нынешний этап информатизации государственного управления характеризуется резким возрастанием информационных потоков и созданием таких информационных средств и технологий, которые в корне изменили все информационные процессы и интеллектуальное представление о них. Поэтому к сегодняшнему дню все ведущие страны уже определили свою политику и стратегию движения к информационному обществу. Администрация США в 1993 г. утвердила план своих действий в области Национальной информационной структуры. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества принят план действий «Европейский путь в информационное общество». Россия также вступила на путь построения информационного общества. Грандиозные по масштабам задачи намечены в Федеральной целевой программе «Электронная Россия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: