double arrow

Основные черты информационного общества.

2

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

Информация становится предметом всеобщего потребления. Информационное общество обеспечивает любому субъекту доступ к любому источнику информации. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и стационарных телефонов и т.д.

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА:

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

3. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

4. Безопасность информационного общества, информации.

5. Защита интеллектуальной собственности.

6. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

Отличительные черты информационного общества:

1) увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

2) возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

3) нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

4) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

  • эффективное информационное взаимодействие людей;
  • их доступ к мировым информационным ресурсам;
  • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

5) развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», принятый Государственной Думой 25 января 1995 года так формулирует понятие информационного ресурса:«Информационные ресурсы – отдельные документы или отдельные массивы документов, документы или массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

Между информационными и другими ресурсами существует одно различие: всякий ресурс после использования исчезает, а информационный — нет, им можно пользоваться много раз, он может копироваться без ограничений. Более того, информационный ресурс имеет склонность увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом появляется дополнительная информация.

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, составляющую государственную тайну и просто конфиденциальную.

Вопросы и задания

1. Что понимается под понятием «информатизация общества»?

2. Какова цель информатизации общества?

3. Что понимается под понятием «компьютеризация общества»?

4. Дайте определение информационной деятельности человека.

5. Какова роль информации в современном обществе?

6. Дайте определение понятию «информационное общество».

7. Перечислите основные этапы развития информационного общества.

8. Перечислите признаки информационного общества.

9. Дайте определение понятию «информационные ресурсы».

10. Приведите примеры информационных ресурсов.

11. В чем заключается отличие информационных ресурсов от других видов ресурсов.

12. * Подумайте и сформулируйте преимущества информационного общества и его недостатки.

2

Сейчас читают про: