Задание для работы в паре

 

1. Выявите особенности юмористических рассказов А.П. Чехова. Какую роль играет, художественная деятельность.

2. Задайте вопросы по прочитанному тексту.

 

САША ЧЕРНЫЙ

 

Родился Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) в семье провизо­ра, в городке, давшем нашей культуре целое созвездие блестящих талантов, в том числе и юмористических, которые составили его гордость и славу, в солнечной и не унывающей Одессе.

Свою литературную работу Саша Чёрный начал в Житомире. В 1905 году переехал в Петербург, где сотрудничал в сатирических журналах «Зритель», «Мо­лот», «Маски» и др.

Проза Саши Чёрного, собрания в книгах «Несерьёзные рассказы» и «Солдат­ские сказки», тесно связана с традициями русской.классики. В «Солдатских сказ­ках» и юмор, и шутки, и прибаутки.

Он много и успешно писал для детей. К. Чуковский говорил, что «самый стиль его творчества, насыщенный юмором, богатый чёткими, конкретными образ­ами, тяготеющий к сюжетной новелле, обеспечивал его успех у детворы». Детям известны его стихи «Приставалка», «Баю, кукла баю-бай», «Трубачист», «Цирк», «Хрюшка», «Полка», «Больная кукла», «Гиена», «Мой роман» и др. Книги стихов «Тук - тук», и «Живая азбука». Сборники «жажда», «Кошачья санатория» и др.

Прозаик Саша Чёрный умел изобразить зверя так, что кошачья или собачья натура кажется равноценной человеческому характеру. Так, повести «Кошачья са­натория» (1924) и «Дневник Фокса Микки» (1927) дают два совершенно разные точки зрения на мир. Умница - фокстерьер в своих записках подвергает сплошной и беспощадной критике людей, кошек, изнеженных болонок; он замечает, что на свете слишком много бессмысленных, неприятных и вредных вещей, он приводит доказательства ущемления собачьих прав.

 

«Дневник Фокса Микки»

Одно из самых весёлых произведений Саши Чёрного. Микки умеет писать. Он ведёт дневник. Сравнивает собачью и человеческую жизнь. Он явно симпати­зирует своей хозяйке Зине. Считает, что она похожа на Фокса: визжит, прыгает, ловит мяч и грызёт сахар.

Фокс Микки заметил, что люди много едят.

«Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят ещё, что я обжора...»

Варят и жарят, а куда вкуснее сырое мясо!

Микки не только умеет писать, но ещё и сочинять стихи.

По веранде ветер дикий

Гонит листья всё быстрей

Я весёлый Фоксик Микки,

Самый умный из зверей.

Можно и наоборот прочитать

Дикий ветер веранде по

Быстрый все листья гонит...

Микки фоксик весёлый я,

Зверей из умный самый...

Модернист одним словом!!!

Микки не любит бульдогов и догов. Да и кухарку тоже.

«Ненавижу блох. Не - на - ви - жу, Могли бы, кажется, кусать кухарку (Зину мне жалко), так нет: целый день грызут меня, точно я сахарный...».

Фокс удивляется несправедливости.

«Когда щенок устроит совсем — совсем маленькую лужицу на полу, - его тычат в неё носом; когда же то же самое сделает Зинин младший братишка, пелёнку вешают на верёвочку, а его целуют в пятку... Тыкать, так всех!»

Не нравиться Фоксу в Париже. Много ног, машин.

«Автомобили, как пьяные носороги, летят, хрипят- и все на меня!»

Настроение Фокса переменчиво. Сначала он снисходителен к мышам, готов их даже любить. Но вот они проели дырку в его дневнике. Принимает решение: «Никогда больше не буду любить мышей». Понравилось ему на море там много детей. А уж они всегда дадут Фоксу конфетку или котлетку.

Понравилось в цирке.

Вообщем своё восприятие жизни.

Вернулись в Париж.

«Дрожу, дрожу, а толку мало. Центральное отопление вчера зашипело, я только спинку погрел, а оно остановилось. Проба была. Через две недели только заведут на всю зиму. А я что ж, две недели дрожать должен?!»

Спать хочется ужасно. Днём сплю, вечером сплю, ночью тоже сплю.

Вот такая она жизнь собачья.

Сказочная ситуация - прием, помогающий «прочитать» взрослую жизнь как шарж.

Кот Беппо из «Кошачьей санатории» - не менее яркая личность, со своим стилем жизни и моральными принципами. Брошенный хозяином, Беппо отчаянно борется с превратностями судьбы и постоянно размышляет; критика действитель­ности является лишь частью его «философии», ему необходимо сделать сложней­ший выбор между независимостью и благополучием, найти гармонию там, где её не бывает. «Он выпрыгнул на пень, прижал уши и блаженно закрыл глаза: одичать или нет?.. Ветер обдувал Беппо со всех сторон. Сосиски бурчали в животе. Он све­сил с пня лапы, лениво зевнул, посмотрел на домик у моста и, засыпая, проворчал: «Завтра решу...».

11сихологические портеры пса или кота, разумеется, напоминают определён­ные типы людей, но писателю интересно в героях именно кошачье или собачье восприятие, отрицающее человеческие стереотипы.

Детский и звериный острова расположены совсем рядом, но от них велико расстояние до цивилизованного материка взрослых.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: