Традиционная повесть о детстве сегодня также редко обходится без обращения к прошлому, так как специфика жанра требует демонстрации примера для подражания, и этот пример берется из исторического прошлого России. О том, на каких примерах воспитывать современного читателя-подростка, задумались писатели Сергей Сухинов, Евгений Санин, Анатолий Лимонов, создающие свои произведения в основном о реалиях наших дней [15, 16, 22—24, 26—28]. Их произведения для старших подростков и юношества находятся в контексте традиций отечественной детско-подростковой литературы XX столетия. Так же, как в сказочной и нравоучительной прозе, в основе немногочисленных реалистических произведений для подростков и юношества начала XXI в. лежит нравственный выбор героя.
Писатель Евгений Георгиевич Санин (род. 1954 г.) изначально замыслил трилогию о взрослении московского мальчика Стаса Теплова: «Тайна рубинового креста» [24], «Белый гонец» [22], «Мы - до нас» [23]. Однако и сегодня автор продолжает повествование о своем герое – уже студенте первых курсов вуза. В каждой из книг от нравственного выбора главного героя зависит не только его будущее, но настоящее и будущее окружающих – детей и взрослых. Только осознав эту горькую «правду жизни», герой совершает свой выбор. Соглашаться или не соглашаться с этим выбором – дело уже самих читателей.
Параллельно с сюжетной линией приключений Стаса Теплова в каждой из книг Евгения Санина проходит исторический сюжет с православной идеологической составляющей, не сразу бросающейся в глаза неподготовленному читателю. И если в первой книге исторический сюжет относит нас к эпохе возникновения христианства, в Римскую империю, где реальные исторические персонажи и персонажи вымышленные совершают свой нравственный выбор, в данном случае – выбор Веры, то последующие повествуют о различных периодах развития Древней Руси, во времена которых также стоял вопрос: о выборе Веры и государства, борьбы или предательства. Такой композиционный ход помогает писателю, с одной стороны, облегчить сам процесс чтения современному читателю, не привыкшему к чтению произведений большого объема: каждая глава композиционно и содержательно завершена, а каждую «историю», т. е. сюжетную линию, можно прочитать самостоятельно; с другой – жизнь Стаса Теплова показывается то глазами самого мальчика-подростка, то с точки зрения автора, а история – глазами писателя-историка.
При этом повествование о мальчишке начала нового века предельно жизнеподобное, а характеры персонажей типичные, легко узнаваемые, психологически верные. Читатель-подросток видит перед собой ровесника с теми же проблемами в школе и дома, что и у него самого, «примеряет» на себя решения персонажей произведения, невольно сравнивает поведение героев, анализирует и, соответственно, делает свои выводы. Так, вслед за Стасом Тепловым растут и мужают читатели-дети, постепенно переходя в подростковый, а затем и в юношеский возраст.
Свою точку зрения писатель не навязывает, предлагая юному читателю самостоятельно совершить свой нравственный выбор вслед за выбором героев произведений, недаром сегодня существует два варианта изданий повестей Е. Санина для подростков и юношества: уже указанные и изданные отдельными книгами сюжетные линии – про Стаса Теплова и исторических персонажей. Только второй вариант выходит уже не под гражданским именем писателя, а с указанием его нового имени — нового статуса: Монах Варнава. Второй вариант издания предназначен в основном для детей воцерковленных.
Примерно по такому же пути пошел детско-подростковый писатель Сергей Сухинов (род. 1950 г.), создающий свое повествование о взрослении подмосковных подростков [26—28], только здесь параллельный исторический сюжет дается в ходе всего повествования, как правило, в процессе разгадывания тайн прошлого или проведения раскопок. Через восприятие истории вообще и прошлого своей страны героям обоих писателей приходит осознание чувства Родины, которое заставляет их действовать в настоящем — возрождать свою малую родину, помогать ближним. Разными путями, но постепенно дорога всех персонажей приводит их к Храму, который необходимо возродить.
Вывод произведений всей православной прозы для подростков начала XXI столетия можно сформулировать предельно просто: главное и для героев, и для читателя – совершить свои нравственный выбор. Обобщенно, вслед за проанализированными произведениями, он выглядит следующим образом:
• Добро всегда должно побеждать Зло, поэтому надо бороться на стороне Добра;
• прошлое и настоящее – звенья одной цепи, поэтому нравственные заветы необходимо черпать из прошлого, от следования этим заветам зависит будущее;
• гармония и красота – основа строительства жизни (и личной, и национальной);
• все дороги ведут к Храму.
С нашей точки зрения, православное мировоззрение, христианские ценности сегодня могут (и должны) стать той идейно-нравственной основой, на которой можно воспитать нравственного человека, способного жить в современном мире и противостоять как массовой культуре, так и психологии «зла и насилия». Христианские ценности, став стержнем личности человека, помогут ему в будущем сделать свой самостоятельный выбор, определить, на чьей он стороне. При этом абсолютно не сковывается ни свобода выбора ребенка, ни развитие творческих и интеллектуальных способностей читателя-школьника. Это и есть объяснение, почему не надо бояться прихода данной литературы в школу.
Именно поэтому начать знакомство современных школьников с основами православной этики можно не только на специальных уроках, посвященных истории православия, но и на уроках внеклассного чтения, а также на уроках развития речи. К тому же существуют давно разработанные формы внеклассной работы по литературе, которые сегодня необходимо вспомнить при переходе работы школы в режим полного дня. Систематическая и целенаправленная классная и внеклассная работа по формированию навыка осознанного чтения не только поможет познакомить учащихся с современной детской, подростковой и юношеской литературой, но будет способствовать формированию нравственного идеала подрастающих поколений.
Феномен православной книги:






