Цель занятия: Раскрыть значение проблемы человека в философии, показать исторические изменения представлений о сущности и природе человека, смысле его жизни. Изучить проблему антропосоциогенеза, рассмотреть различные трактовки соотношения биологического и социального в человеке в истории и современной философии. Осветить проблему личности и ее соотношения с обществом как поиск баланса между свободой и ответственностью.
План семинара:
1. Человек как объект философского исследования.
- Происхождение человека. Соотношение биологического и социального в человеке.
- Личность и проблема смысла жизни.
- Свобода, необходимость и ответственность в бытии человека.
Основные понятия: антропосоциогенез, философская антропология, индивид, личность, индивидуальность, свобода и необходимость, ответственность, детерминизм, фатализм, социобиология, генно-культурная коэволюция, антропоцентризм, техносфера, мегаполис, эгоцентризм, прагматизм, утилитаризм, альтруизм, эскапизм, коммуникация, имидж, модель поведения.
Основная литература:
- Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т.и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.-С. 406-430, 572-589.
- Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 372-416.
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
- Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. – С. 335-356; 483-504.
Дополнительная литература:
1. Башляр Г. Вода и грезы.- М., 1997.
2. Башляр Г. Психоанализ огня.- М., 1999.
3. Варава В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности». // Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С.77-93.
4. Гуревич П.С. Философия человека. В 2-х ч. – М., 1999.
5. Камю А. Бунтующий человек. -М., 1990.
6. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. – М., 1988.
7. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.- М., 1984.
8. Лабиринты одиночества.- М., 1989.
9. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.- М., 1993.
10. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998.
11. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб., 1997.
12. Мунье Э. Манифест персонализма.- М., 1999.
13. Подорога В. Феноменология тела.- М., 1995.
14. РезникЮ.М., Костюченко Л.Г. Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир. – М., 2005.
15. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.- М., 1987.
16. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994.
17. Философия любви.- М., 1990.
18. Финк Э. Основные феномены человека.- М., 1986.
19. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М., 1989.
20. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С. Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
21. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
22. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности.- М., 1996.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое место занимает проблема человека в современной философии?
2. В чем состоит специфика философской антропологии как философской дисциплины?
3. Охарактеризуйте исторические изменения представлений о человеке и смысле его жизни.
4. Каковы особенности трудовой теории антропосоциогенеза? Какие еще учения о происхождении человека Вы знаете?
5. Раскройте содержание основных этапов антропосоциогенеза.
6. Как соотносятся биологическое и социальное в человеке?
7. Охарактеризуйте основные положения социобиологии. Как решает социобиология проблему происхождения социальных качеств человека?
8. Дайте определение личности. Как соотносятся понятия индивид, личность и индивидуальность?
9. Раскройте различные трактовки смысла человеческой жизни.
10. Свободна ли воля человека? Приведите примеры различных подходов к этому вопросу в истории философии.
11. Какой смысл вкладывал Э. Фромм в понятия «свобода от» и «свобода для»?
12. Как соотносятся свобода и ответственность в жизни человека?
Темы докладов и рефератов:
· Социобиология: теория генно-культурной коэволюции.
· Изменение представлений о «совершенном» человеке в различные исторические эпохи.
· Отношение к свободе и ответственности как характеристика уровня развития самосознания. Ответственность врача.
· Анализ произведения «Вода и грезы» Г.Башляра (поиск природного в человеческой душе).
· Влияние информационного общества на внутренний мир личности.
· Мечта об «идеальном герое» в литературе конца ХХ – начала ХХ1 вв. (Х.Мураками, Д.Браун, П.Коэльо,Д.Стилл и др.).
· Проблема свободы и одиночества в жизни человека.
· Теория социализации личности З.Фрейда и ее развитие в конце ХХ – начале ХХ1 вв.
· Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
· Истоки и смысл любви.
Формы контроля знаний:
- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.
- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.
- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по основным проблемам).