Цель занятия: Раскрыть содержание понятия общество, показать специфику социального бытия, охарактеризовать исторические изменения взглядов о сущности общества и многообразие современных представлений. Рассмотреть основные сферы жизнедеятельности общества. Осветить проблему развития общества, движущих сил исторического процесса, выявить критерии общественного прогресса и перспективы развития цивилизации.
План семинара:
1. Понятие общества. Изменение философских представлений о сущности общества.
- Основные сферы жизнедеятельности общества.
- Развитие общества. Критерии прогресса.
- Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Основные понятия: общество, общественно-экономическая формация, цивилизация, общественный договор, развитие общества, прогресс, регресс, стабильность, глобализм, антиглобализм, утопия, антиутопия, глобальные проблемы, экология, государство. синергетика, система, бифуркация.
Основная литература:
- Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т.и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.-С. 485-513, 590-605.
- Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 265-344.
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
- Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. – С. 354-397; 449-478.
Дополнительная литература:
1. Барулин В.С. Социальная философия.- М., 1999.
2. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. – СПб., 2002.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- Л., 1990.
4. Замятин Е. Мы. М., 1988.
5. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.,
6. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г, Подлазов А.В. Историческая динамика. Взгляд с позиций синергетики. // Общественные науки и современность. – 2005. - № 5. – С. 118-132.
7. Московичи А. Век толп.- М., 1997.
8. Оруэлл Д. 1984. – М., 1987.
9. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.
10. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М., 1992.
11. Сапожников Е.И. Общество потребления в странах Запада. // Вопросы философии. -2007.- № 10. – С. 53-63.
12. Сорокин Н.А. Человек, цивилизация, общество.- М., 1992.
13. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен. // Вопросы философии. – 2006. – № 2. –С.16-26.
14. Тойнби А. Постижение истории.- М., 1990.
15. Тоффлер Э. Третья волна.- М., 1999.
16. Урсул Т.А. Концепция универсальной эволюции: социоприродное измерение. // Социально-гуманитарные знания. 2006. - № 1. – С. 301-314.
17. Философия истории: Учебное пособие / Под ред.проф. А.С. Панарина. – М., 1999.
18. Фромм Э. Бегство от свободы.- М., 1990.
19. Фукуяма Ф. Конец истории.- М., 1997.
20. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1989.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое общество? Раскройте причины многообразия определений общества.
2. В чем состоит специфика социального бытия?
3. В чем заключается диалектика взаимодействия общества и природы?
4. Раскройте содержание основных подходов к пониманию общества в истории философии.
5. Охарактеризуйте основные сферы жизнедеятельности общества.
6. Каковы движущие силы и субъекты развития общества?
7.Существует ли «всемирная история»? Какие концепции признают, а какие отрицают ее существование?
8. Назовите критерии прогресса. Приведите примеры критики теорий прогресса.
9. На чем основывают свои теории современные критики прогресса в истории?
10. В чем сущность глобализации современного мира? Назовите ее основные этапы.
11. Назовите глобальные проблемы человечества. Каковы пути их решения?
12. Каковы особенности информационного общества?
13. Какую роль играют утопии и антиутопии в общественном развитии?
14. Каковы возможные будущие сценарии исторического развития человечества?
Темы докладов и рефератов:
· Духовная жизнь общества.
· Движущие силы и субъекты исторического процесса.
· Идеальные модели общества: утопия, антиутопия, фэнтези, виртуальная реальность.
· Антиутопия как философский жанр в произведениях Т.Манна, Д.Оруэлла, Е.Замятина.
· Направление фэнтези. Его история и характер воздействия на сознание человека.
· Движение глобализма. Сторонники и противники.
Формы контроля знаний:
- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.
- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.
- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по основным проблемам).