ТЕМА 6. Социальная философия. Многообразие форм социального опыта

Цель занятия: Раскрыть содержание понятия общество, показать специфику социального бытия, охарактеризовать исторические изменения взглядов о сущности общества и многообразие современных представлений. Рассмотреть основные сферы жизнедеятельности общества. Осветить проблему развития общества, движущих сил исторического процесса, выявить критерии общественного прогресса и перспективы развития цивилизации.

 

План семинара:

1. Понятие общества. Изменение философских представлений о сущности общества.

  1. Основные сферы жизнедеятельности общества.
  2. Развитие общества. Критерии прогресса.
  3. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Основные понятия: общество, общественно-экономическая формация, цивилизация, общественный договор, развитие общества, прогресс, регресс, стабильность, глобализм, антиглобализм, утопия, антиутопия, глобальные проблемы, экология, государство. синергетика, система, бифуркация.

Основная литература:

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т.и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.-С. 485-513, 590-605.
  2. Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 265-344.
  3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
  4. Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. – С. 354-397; 449-478.

 

Дополнительная литература:

1. Барулин В.С. Социальная философия.- М., 1999.

2. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. – СПб., 2002.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- Л., 1990.

4. Замятин Е. Мы. М., 1988.

5. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.,

6. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г, Подлазов А.В. Историческая динамика. Взгляд с позиций синергетики. // Общественные науки и современность. – 2005. - № 5. – С. 118-132.

7. Московичи А. Век толп.- М., 1997.

8. Оруэлл Д. 1984. – М., 1987.

9. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М., 1992.

11. Сапожников Е.И. Общество потребления в странах Запада. // Вопросы философии. -2007.- № 10. – С. 53-63.

12. Сорокин Н.А. Человек, цивилизация, общество.- М., 1992.

13. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен. // Вопросы философии. – 2006. – № 2. –С.16-26.

14. Тойнби А. Постижение истории.- М., 1990.

15. Тоффлер Э. Третья волна.- М., 1999.

16. Урсул Т.А. Концепция универсальной эволюции: социоприродное измерение. // Социально-гуманитарные знания. 2006. - № 1. – С. 301-314.

17. Философия истории: Учебное пособие / Под ред.проф. А.С. Панарина. – М., 1999.

18. Фромм Э. Бегство от свободы.- М., 1990.

19. Фукуяма Ф. Конец истории.- М., 1997.

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1989.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое общество? Раскройте причины многообразия определений общества.

2. В чем состоит специфика социального бытия?

3. В чем заключается диалектика взаимодействия общества и природы?

4. Раскройте содержание основных подходов к пониманию общества в истории философии.

5. Охарактеризуйте основные сферы жизнедеятельности общества.

6. Каковы движущие силы и субъекты развития общества?

7.Существует ли «всемирная история»? Какие концепции признают, а какие отрицают ее существование?

8. Назовите критерии прогресса. Приведите примеры критики теорий прогресса.

9. На чем основывают свои теории современные критики прогресса в истории?

10. В чем сущность глобализации современного мира? Назовите ее основные этапы.

11. Назовите глобальные проблемы человечества. Каковы пути их решения?

12. Каковы особенности информационного общества?

13. Какую роль играют утопии и антиутопии в общественном развитии?

14. Каковы возможные будущие сценарии исторического развития человечества?

 

Темы докладов и рефератов:

· Духовная жизнь общества.

· Движущие силы и субъекты исторического процесса.

· Идеальные модели общества: утопия, антиутопия, фэнтези, виртуальная реальность.

· Антиутопия как философский жанр в произведениях Т.Манна, Д.Оруэлла, Е.Замятина.

· Направление фэнтези. Его история и характер воздействия на сознание человека.

· Движение глобализма. Сторонники и противники.

Формы контроля знаний:

- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.

- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.

- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по ос­новным проблемам).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: