Цель занятия: Рассмотреть медицину как науку и форму практической деятельности. Охарактеризовать место медицины в системе научного знания, ее взаимосвязь с философией, специфику познания в медицинской науке и клинической практике. Обобщить знания о месте медицины в обществе, социальной роли и ответственности врача.
План семинара:
1. Антропоцентризм как мировоззренческий принцип философии и медицины.
- Проблема здоровья в философии и медицине.
- Особенности медицинского познания.
- Медицина и общество.
Основные понятия: медицина, антропоцентризм., гуманизм, здоровье, болезнь, патологический процесс, ценности, норма, методология, интуиция, творчество, знание, биоэтика, теория, эксперимент, моделирование, клиническое мышление.
Основная литература:
- Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С.25-30; 417-474.
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
- Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. – С. 505-623.
Дополнительная литература:
- Билибин А.Ф. О мышлении клинициста-практика. – М., 1989.
- Биология и медицина: философские и социальные аспекты взаимодействия. – М., 1985.
- Жирнов В.Д. Здоровье как антропологическая проблема. // Человек. -2002. - № 6. – 32-41.
- Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М., 1988.
- Медицина и права человека. – М., 1992.
- Медицина и средства массовой информации. – М., 1998.
- Методология биологии: новые идеи. – М.. 2001.
- Модификация человека (круглый стол Института философии РАН и журнала «Человек» // Человек. – 2006. - № 6. – С.82-95.
- Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. – М..1982.
- Философия и медицина. – М., 1989.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху.- М., 1997.
- Фуко М. Ненормальные. – СПб., 2005.
- Фуко М. Рождение клиники – М., 1998.
- Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медици ны. - М., 1986.
- Швейцер А. Культура и этика. – М., 1989.
Вопросы для самоконтроля:
- 1.Охарактеризуйте антропоцентризм как философский принцип. Покажите его значение для медицины.
- Какое место занимает медицина в системе научного знания?
- Дайте определение здоровья. Раскройте его проблемный характер.
- В чем отличие понятий «патологический процесс» и «болезнь»?
- Раскройте значение нормы как меры здоровья.
- В чем проявляется социальная определенность здоровья и нормы.
- Существует ли теория медицины? Каковы возможные пути ее построения?
- В чем состоят особенности медицинской диагностики как познавательного процесса? Чем она отличается от научного познания?
- Каковы особенности клинического мышления?
- Охарактеризуйте особенности методов познания в медицинской науке.
- Какова роль философии в медицинском познании?
- Каково место здоровья в системе социальных ценностей?
- 13.В чем заключается вклад здравоохранения в развитие индивида и общества?
- Каковы нравственно-психологические требования к личности врача?
Темы докладов и рефератов:
- Медицинская диагностика как познавательный процесс.
- Эксперимент в биологии и медицине.
- Моделирование в медицине.
- Проблемы теоретического познания в медицине.
- Врачебная деятельность как особая форма социальной ответственности. Биоэтика.
- Современная концепция развития здравоохранения в России.
- Личность современного врача.
- Здоровье как эстетическая ценность.
Формы контроля знаний:
- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.
- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.
- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по основным проблемам).
Дидактический материал по теме: «Философское учение о бытии»
План:
1. Проблема бытия в философии. Основные виды бытия.
2. Материя как философская категория.
3. Движение материи. Биологический уровень движения материи.
4. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое пространство и время.