ТЕМА 9. Философские проблемы медицины

Цель занятия: Рассмотреть медицину как науку и форму практической деятельности. Охарактеризовать место медицины в системе научного знания, ее взаимосвязь с философией, специфику познания в медицинской науке и клинической практике. Обобщить знания о месте медицины в обществе, социальной роли и ответственности врача.

План семинара:

1. Антропоцентризм как мировоззренческий принцип философии и медицины.

  1. Проблема здоровья в философии и медицине.
  2. Особенности медицинского познания.
  3. Медицина и общество.

Основные понятия: медицина, антропоцентризм., гуманизм, здоровье, болезнь, патологический процесс, ценности, норма, методология, интуиция, творчество, знание, биоэтика, теория, эксперимент, моделирование, клиническое мышление.

Основная литература:

  1. Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С.25-30; 417-474.
  2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
  3. Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. – С. 505-623.

 

Дополнительная литература:

  1. Билибин А.Ф. О мышлении клинициста-практика. – М., 1989.
  2. Биология и медицина: философские и социальные аспекты взаимодействия. – М., 1985.
  3. Жирнов В.Д. Здоровье как антропологическая проблема. // Человек. -2002. - № 6. – 32-41.
  4. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М., 1988.
  5. Медицина и права человека. – М., 1992.
  6. Медицина и средства массовой информации. – М., 1998.
  7. Методология биологии: новые идеи. – М.. 2001.
  8. Модификация человека (круглый стол Института философии РАН и журнала «Человек» // Человек. – 2006. - № 6. – С.82-95.
  9. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. – М..1982.
  10. Философия и медицина. – М., 1989.
  11. Фуко М. История безумия в классическую эпоху.- М., 1997.
  12. Фуко М. Ненормальные. – СПб., 2005.
  13. Фуко М. Рождение клиники – М., 1998.
  14. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и тео­ретические основы медици ны. - М., 1986.
  15. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1989.

Вопросы для самоконтроля:

  1. 1.Охарактеризуйте антропоцентризм как философский принцип. Покажите его значение для медицины.
  2. Какое место занимает медицина в системе научного знания?
  3. Дайте определение здоровья. Раскройте его проблемный характер.
  4. В чем отличие понятий «патологический процесс» и «болезнь»?
  5. Раскройте значение нормы как меры здоровья.
  6. В чем проявляется социальная определенность здоровья и нормы.
  7. Существует ли теория медицины? Каковы возможные пути ее построения?
  8. В чем состоят особенности медицинской диагностики как познавательного процесса? Чем она отличается от научного познания?
  9. Каковы особенности клинического мышления?
  10. Охарактеризуйте особенности методов познания в медицинской науке.
  11. Какова роль философии в медицинском познании?
  12. Каково место здоровья в системе социальных ценностей?
  13. 13.В чем заключается вклад здравоохранения в развитие индивида и общества?
  14. Каковы нравственно-психологические требования к личности врача?

Темы докладов и рефератов:

    • Медицинская диагностика как познавательный процесс.
    • Эксперимент в биологии и медицине.
    • Моделирование в медицине.
    • Проблемы теоретического познания в медицине.
    • Врачебная деятельность как особая форма социальной ответственности. Биоэтика.
    • Современная концепция развития здравоохранения в России.
    • Личность современного врача.
    • Здоровье как эстетическая ценность.

Формы контроля знаний:

- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.

- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.

- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по ос­новным проблемам).

Дидактический материал по теме: «Философское учение о бытии»

План:

1. Проблема бытия в философии. Основные виды бытия.

2. Материя как философская категория.

3. Движение материи. Биологический уровень движения материи.

4. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое пространство и время.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: