Виды самостоятельной работы

Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Юридическая служба на предприятиях», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие виды аудиторной и внеаудиторной формы самостоятельной работы:

Самостоятельная работа обучающихся осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах:

1. Самостоятельная работа обучающихся в аудиторное время может включать:

конспектирование (составление тезисов) лекций;

составление юридического документа;

решение задач;

комментирование научной статьи;

работу со справочной и методической литературой;

работу с нормативными правовыми актами;

выступления с докладами, сообщениями на практических занятиях;

защиту выполненных работ;

участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;

участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях работы в малых группах, в анализе конктретнойситуаци (кейс метод);

участие в тестировании и др.

Самостоятельная работа обучающихся во внеаудиторное время может состоять из:

проработки лекционного материала;

подготовки к практическим занятиям;

проработки учебной и научной литературы при изучении разделов курса, предназначенных для самостоятельной работы;

работы с нормативными правовыми актами (в т.ч. с электронными базами данных);

решения задач, выданных на практических занятиях;

подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;

подготовки к прктическим устных докладов (сообщений);

подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;

Работа в малых группах дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов (дебаты, общественные слушания и др.) При организации групповой работы нужно убедиться, что обучающиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Под творческими заданиями следует понимать такие учебные задания, которые требуют от обучающегося не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для преподавателя, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

не имеет однозначного и односложного ответа или решения

является практическим и полезным для обучающегося

максимально служит целям обучения

Кейс-метод предполагает: подготовленный в письменном виде пример реальной ситуации из юридической практики, или смоделированный под реальные условия кейс; самостоятельное изучение и обсуждение ситуации обучающимеся;

совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Отличительными особенностями кейс–метода являются:

описание реальной проблемной ситуации;

альтернативность решения проблемной ситуации;

единая цель и коллективная работа по выработке решения;

функционирование системы группового оценивания принимаемых решений.

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:

– кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;

– усилия обучающегося направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;

– результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование практических навыков, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: