Коммуникативное пространство органов власти и общественности на муниципальном уровне

Система местного самоуправления в российских муниципальных образова- ниях традиционно рассматривается как совокупность организационных форм, в которых граждане осуществляют местное самоуправление1. Известны­ми монополистами в деле толкования ее состава являются представители юри­дической науки. Ими подробно изучены и описаны положение и роль органов местного самоуправления в этой системе, а также форм прямого волеизъявления граждан, менее подробно – территориального общественного самоуправления, требующего не столько юридических трактовок, сколько всестороннего раскры­тия социальной сущности этого явления. Практически всегда юристы обходят «другие формы непосредственного осуществления населением местного самоу­правления и участия в его осуществлении», упоминаемые в ст. 33 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного са­моуправления в РФ», но не конкретизированные и, таким образом, практически всегда ускользающие от юридического ока в силу своей неопределенности. Здесь на первый план выходит социологическая наука, призванная раскрыть сущность этих форм, зафиксировав социальные практики, лежащие в их основе.

Между тем уже более десяти лет мы наблюдаем процессы реструктуриза­ции общественных отношений в системе местного самоуправления, когда орга­низованная общественность не только претендует на роль в решении вопросов местного значения, но и активно выполняет ее. В первую очередь здесь речь идет о негосударственных/немуниципальных некоммерческих организациях (далее – НКО), создаваемых в результате самоорганизации граждан.

Баланс сил в системе местного самоуправления всегда был смещен в сторону органов местного самоуправления. Именно им, а не формам непосредственной де­198 Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3

мократии населения приписывается решающая роль в выборе направлений разви­тия системы местного самоуправления. Высказывается мнение о том, что «только благодаря им вся система местного самоуправления движется и развивается и что практически любой импульс, связанный с участием в местном самоуправлении насе­ления или органов территориального общественного самоуправления, опосредован реализацией соответствующих полномочий органов местного самоуправления»2.

Тем не менее у органов местного самоуправления отсутствуют возможности решать вопросы местного значения самостоятельно. На этом фоне усиливается роль иных субъ­ектов, которые могут взять на себя решение вопросов местного значения. В данном слу­чае имеется в виду деятельность местных НКО, которые хоть юридически и не являются элементом системы местного самоуправления и даже не отнесены к иным формам уча­стия населения в местном самоуправлении, тем не менее их очевидный вклад в решение вопросов местного значения побуждает социолога фиксировать данное явление и выяв­лять их роль в качестве новых элементов системы местного самоуправления.

Вопросам о взаимодействии НКО и органов местного самоуправления, его фор­мах и интенсивности посвящена и настоящая статья, информационную основу которой составили материалы двух социологических исследований, проведенных в рамках мо­ниторинга состояния гражданского общества ГУ – ВШЭ: 1) всероссийский опрос руко­водителей негосударственных некоммерческих организаций3; 2) всероссийский опрос должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: