Региональные особенности демографической ситуации

Постепенное осуществление и завершение в России демографического перехода (ситуации, когда происходит снижение рождаемости и смертности и начинается простое воспроизводство) смягчает региональные различия в воспроизводстве населения. Они были максимальными в 1960-1970-е годы, когда одни территории уже перешли к одно-двухдетной модели семьи (Центральная Россия, Северо-Запад), а другие - как правило, менее урбанизированные, традиционно аграрные, по-прежнему существовали с четырех-пятидетными семьями (республики Северного Кавказа, юга Сибири).

Самые высокие показатели рождаемости характерны для Алтая и Тывы, ряда Северо-Кавказских республик (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Чечня), автономных округов Сибири (Усть-Ордынский и Агинский Бурятские, Таймырский, Эвенкийский) и Дальнего Востока (Чукотский, Корякский).

Только в 9 российских регионах с общей численностью населения 1520 тысяч человек (1,06% населения страны) суммарный коэффициент рождаемости (СКР) превышает два ребёнка на одну женщину, но нигде не достигает - трех. Из Северо-Кавказских республик такие показатели фиксируется органами статистики лишь в Чечне (2,965). Даже в регионах с некогда высокой рождаемостью - Дагестане и Калмыкии - СКР более 2,000 теперь наблюдается только в сельской местности. Городские жительницы этих республик демонстрируют почти среднероссийский уровень рождаемости.

В Российской Федерации Ростовская область выделяется не только природно-ресурсным и экономическим, но и многонациональным демографическим потенциалом. По численности населения область занимает шестое место среди 83 субъектов Российской Федерации.
Современная демографическая ситуация в Ростовской области сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия. Экономическая и социальная политика, проводимая в области, в значительной мере способствовала сдерживанию развития демографического кризиса.

Таким образом, повышенная, хотя и невысокая рождаемость, осталась только в неевропеизированных регионах страны с относительно высокой долей сельского населения. Территориальная локализация регионов с минимальным и максимальным уровнем рождаемости по сравнению с серединой прошлого века не изменилась, существенно сократилась лишь амплитуда колебаний между ними. Главным образом, это произошло за счет снижения рождаемости в регионах, ранее отличавшихся ее высоким уровнем.

В 2004 году ожидаемая продолжительность жизни в России составила 65,3 года для обоих полов, в т.ч.: 58,9 лет - для мужчин и 72,3 года - для женщин. При этом в Корякском автономном округе она составляет всего лишь 53,1 года - такая продолжительность жизни в России была в далекие предвоенные годы. Еще в 6 российских регионах - преимущественно автономных округах и республиках восточной части страны - ожидаемая продолжительность жизни не достигает 60- летней планки.

Вторая зона неблагополучия локализована на северо-западе европейской части страны - Тверская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области, Карелия - они представляют собой плотный конгломерат регионов, имеющих продолжительность жизни в пределах 60-62 года (в среднем для обоих полов).

Наибольшую продолжительность жизни (68-76 лет) демонстрируют республики Северного Кавказа, Москва, Санкт-Петербург, Белгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Относительное благополучие ситуации со смертностью на Кавказе по-видимому связано как с этнокультурными особенностями региона, так и с качеством статистики населения.

Данные об ожидаемой продолжительности жизни российских женщин и мужчин свидетельствуют о существовании огромной разницы в картине смертности, каковой нет почти нигде в развитом мире. Она составляет 13,4 года. Однако почти повсеместно на Северо-Западе страны и в целом ряде восточных регионов с низкой продолжительностью жизни - Иркутской области, Корякском автономном округе, Бурятии, Алтае - эта разница достигает 15 и выше лет. Существование таких различий в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами стало возможным из-за крайне низких показателей для мужчин. Иными словами - речь идет о мужской сверхсмертности в трудоспособных возрастах.

Уровень и территориальная дифференциация естественного прироста как результирующего показателя между рождаемостью и смертностью определяются временем совершения в регионах демографического перехода. В 1990-е годы отрицательный баланс рождаемости и смертности стал реальностью в подавляющем большинстве регионов. Естественная убыль населения в 2004 году была отмечена в 72 регионах, причем в самых обжитых районах - Северо-Западе и Центре она достигает максимальных величин. Естественный прирост сохранился только в республиках Северного Кавказа (но уже и там не везде - естественная убыль началась в Северной Осетии; положительный, но совсем низкий естественный прирост отмечается в Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии), некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока. Среди них - Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область, где естественный прирост сохраняется благодаря более молодой возрастной структуре населения и, соответственно, пониженной смертности. В других регионах - Тыве, Алтае, Эвенкийском, Таймырском, Агинском Бурятском автономных округах - естественный прирост - результат незавершенности демографического перехода и более высокой рождаемости. Суммарная численность населения растущих регионов в России - 10425 тысяч человек (7,3% населения страны).

 

Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, имевшими место на всем постсоветском пространстве после распада СССР. Основными слагаемыми новой миграционной ситуации в России стали:

1. Нестабильность ряда новых независимых государств, отсутствие в них гарантий безопасности, внутренние и межгосударственные конфликты, бытовой национализм и нетерпимость, возрастающие межэтническая разобщенность, стимулирующие массовый приток вынужденных мигрантов в Россию. Несмотря на сокращение в последние годы масштабов вынужденной миграции в Россию, решение вызванных ею проблем обречено быть растянутым на многие годы.

2. Продолжающаяся иммиграция в Россию русских, представителей других коренных народов Российской Федерации, составившая в последние годы несколько миллионов человек.

3. Эмиграция в страны старого зарубежья на постоянное место жительства, носящая в значительной степени этнический характер;

4. Иммиграция в Россию выходцев из стран третьего мира с нестабильной общественно-политической обстановкой, возникшая в последние годы в связи с "прозрачностью" российских границ со странами СНГ, отсутствием законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан в России, и носящая преимущественно незаконный характер. Значительное число иммигрантов рассматривают Россию как трамплин для движения на Запад, но часть из них ориентирована на длительное проживание в стране.

5. Интеграция России в международный рынок труда сопровождается развитием процессов внешней трудовой миграции, составной частью которой является привлечение в Россию иностранной рабочей силы и направление российских граждан на работу за границу. Наиболее острой проблемой внешней трудовой миграции является проблема нелегального импорта рабочей силы, прежде всего - из государств-участников СНГ. В связи с чем в ближайшей перспективе задачи предупреждения и пресечения нелегальной трудовой миграции, а также контроля за соблюдением прав трудящихся мигрантов остаются в ряду наиболее актуальных.

6. Массовые миграции по социально-экономическим мотивам из государств Закавказья, Украины и других стран постсоветского пространства в связи с резким ухудшением в них социально-экономической ситуации, формирование "новых диаспор" из представителей титульных национальностей этих государств.

7. Произошедшая в последние годы смена генерального направления миграционных потоков, выразившаяся в выезде населения из регионов Севера и Востока страны, до этого многие десятилетия притягивающих переселенцев из других частей России и бывшего СССР. Сокращается население практически повсеместно в регионах, наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Особую тревогу вызывает тот факт, что среди выезжающих основную массу составляют социально активные лица трудоспособных возрастов, что в целом не соответствует задаче оптимизации состава населения северных регионов: ухудшается его демографическая структура, разрушается уникальный трудовой потенциал.

8. Сокращение населения стратегически важных приграничных территорий на востоке страны, что усиливает демографический дисбаланс с прилегающими государствами Восточной Азии, прежде всего с Китаем. Массовое переселение в приграничные районы китайцев при отсутствии адекватной государственной политики способна в перспективе привести к ослаблению, а то и к утрате власти государства в восточных регионах.

9. Концентрация мигрантов в центральных регионах европейской части страны, Поволжье, на Северном Кавказе, в южных областях Урала и Западной Сибири, т.е. в достаточно густонаселенных старообжитых регионах с благоприятными природно-климатическими условиями либо относительно высоким уровнем социально-экономического развития.

10. Возникновение и сохранение на территории России очагов вынужденной миграции (Чеченская Республика, район осетино-ингушского конфликта), связанные с ними потоки перемещенных лиц и нестабильность обстановки в других регионах - Дагестане, Кабардино-Балкарии. Исход из Северо-Кавказских республик русского населения естественно ведет к этническому, экономическому и в перспективе - национально-территориальному их обособлению, создает угрозу территориальной целостности Российской Федерации и обострению общественно-политической обстановки на юге России.

11. Проблема возвращения ранее репрессированных народов на места своего прежнего проживания, усугубившаяся вследствие законодательно продекларированного восстановления исторической справедливости без оценки политических и экономических последствий и неразработанности механизмов разрешения возникающих территориальных споров.

12. Проблемы миграции населения, связанные с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями (экологическая миграция). Авария на ЧАЭС, менее масштабные техногенные катастрофы, природные катаклизмы - землетрясение на Курильских островах в 1994г., на Сахалине в 1995г. вызвали экстренную миграцию многих тысяч людей.

В отношении трудовой миграции встречаются две противоположных точки зрения на привлечение иммигрантов:

· Привлечение неквалифицированных мигрантов не способствует увеличению ВВПна душу населения. Экономический рост в долгосрочной перспективе может происходить только за счёт повышения производительности труда — то есть за счёт роста квалификации, повышения уровня оплаты труда и покупательной способности населения. Но приезд малоквалифицированных мигрантов увеличивает долю населения с низкой квалификацией и низкой оплатой труда. Отмечается, что для России до сих пор характерен высокий уровень скрытой безработицы — работа в организациях с заведомо низким уровнем оплаты труда, но обеспечивающими занятость и не предъявляющими больших требований к квалификации сотрудников

· Привлечение мигрантов повысит конкурентоспособностьроссийской экономики за счёт более качественной и более дешёвойрабочей силы. Для поддержания численности населения на одном уровне необходимо привлекать не менее 700 тыс. иммигрантов в год, а для сохранения численности трудоспособного населения (что важно для экономики) — не менее миллиона в год. Для того чтобы удержатьэкономическийрости рост благосостояния населения, Россия до середины века должна принять как минимум 20 миллионов иммигрантов.

Решение проблем миграции во многом связано с вопросами социально-экономического развития, стабилизации политической обстановки России и субъектах Федерации, политического урегулирования имевших место вооруженных этнополитических и региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Миграционная ситуация в России позволяет определить приоритеты миграционной политики,сосредоточитьусилияфедеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на:

1.Предупреждении, предотвращении и минимизации негативных последствий стимулированных миграционных потоков.

2. Адаптации и интеграции мигрантов на новом месте жительства.

3. Пресечении незаконной миграции.

4.Обеспечении регулирования внешнетрудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов.

5.Оптимизации размещения населения и трудовых ресурсов посредством социально-экономических миграций.

6.Добровольном возвращении мигрантов (внутренних перемещенных лиц, беженцев и лиц, ищущих убежище).

71. Прогноз социально-экономического развития страны: цели, задачи; состав; структура. Разработка сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза на очередной финансовый год и плановый период. Программы социально-экономического развития РФ, регионов и концепции социально-экономического развития.

Анализ и прогнозирование социально-экономического разви­тия является отправной точкой работы по управлению региональ­ным развитием. На основе обоснованного прогноза определяют­ся цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региональ­ного хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона — предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обосно­вания целей и задач социально-экономического развития, выра­ботки и обоснования социально-экономической политики прави­тельства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

В состав прогноза социально-экономического развития реги­она входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдель-

ных сторон жизни общества, и комплексный экономический про­гноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

· демографическая ситуация в регионе;

· состояние природной среды, включая такие сферы, как раз­веданные запасы природных ископаемых, земельные, вод­ные и лесные ресурсы;

· будущее состояние научно-технических достижений и воз­можность их внедрения в производство;

· основные факторы производства (капитал, труд, инвести­ции);

· величина и динамика спроса населения на товары и услуги

· платежеспособный спрос населения на отдельные товары и,услуги;

· темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства,территорий и других общественно значимых сфер деятель­ности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разра­ботка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие ре­гионального хозяйственного комплекса.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономичес­кого развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концеп­ции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза исполь­зуются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегод­ной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспек­тивы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и средне­срочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-эко­номического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью паке­та, представляемого Правительством России Федеральному собра­нию. В состав этого пакета входят:

· данные о социально-экономическом развитии страны запрошедший период текущего года;

· прогноз социально-экономического развития на предстоя­щий год;

· проект сводного финансового баланса на территории Рос­сии;

· перечень основных социально-экономических проблем (за­дач) развития, на решение которых будет направлена поли­тика Правительства РФ;

· перечень федеральных целевых программ, намеченных кфинансированию в предстоящем году за счет средств феде­рального бюджета;

· перечень и объем поставок продукции для государственныхнужд по укрупненной номенклатуре;

· проектировки развития государственного сектора эконо­мики.

Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успеш­ной реализации намеченных задач.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза исполь­зуются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, экономет-рические расчеты на базе данных системы национального счето­водства, система макроструктурных моделей, включающая модифи­цированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экс­периментальных прогнозных расчетов.

Возможны два принципиально различных подхода к прогно­зированию экономических объектов: генетический и телеологи­ческий.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, оп­ределяющие особенности развития. На этой основе делаются вы­воды относительно состояния прогнозируемого объекта в буду-

щем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюда­телям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход (от греч. telos — цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и сте­пени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.

Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогно­зов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатыва­ется Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить прави­тельству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показа­тели служат основой для разработки показателей проекта государ­ственного бюджета региона.

Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Го­сударственное прогнозирование базируется на информации, пре­доставляемой соответствующими органами исполнительной вла­сти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответствен­ность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере — Центральный банк, по исполнению бюджета — Министерство финансов, по таможенной статистике — Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщаю­щим инструментом проведения экономических расчетов. Регио­нальная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность про-

исходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позво­ляет определить обобщающие показатели развития отраслей, сек­торов и институциональных единиц на различных стадиях про­цесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.

Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов мо­жет применяться как при проведении макроэкономических рас­четов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.

Теоретическая база прогнозирования регионального развития. Прогноз социально-экономического развития региона базирует­ся на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики.

Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой те­ории выход из состояния слаборазвитости может быть описан сери­ей стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: