Консультация для воспитателей «Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ»

Наталья Головач
Консультация для воспитателей «Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ»

Всестороннее развитие ребенка начинается с ранних лет жизни, и большая роль в этом принадлежит детским садам — первому звену в системе образования.

Цель дошкольного образования по ФГОС - создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей. Все это в значительной мере облегчит ребенку безболезненный переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к дальнейшему познанию в условиях школьного обучения.

Каждый период дошкольного детства имеет свои особенности психического и физического развития, а каждый ребенок свои индивидуальные особенности.

Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

На основе наглядно-действенного мышления К 4-м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Речь становится связной.

Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка. Начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Главный вопрос ребенка данного возраста «Почему?"

Мышление – наглядно-образное.

Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память носят непроизвольный характер. Активно развивается фантазирование.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер.

Особенности развития детей 5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который пополняется.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, развивается целенаправленного запоминания.

Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.

Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник и партнер по деятельности.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них также появляются игры – только для мальчиков и только для девочек.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает формироваться учебная деятельность.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, обмениваться впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты. Возникает дружба между детьми.

С течением времени ребенок становится все более самостоятельным.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие деятельности.

Самый главный результат этого периода – это готовность детей к обучению в школе.

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольной организации проводятся педагогические диагностики, различные виды наблюдений. Наиболее доступным и распространенным методом педагогической диагностики является наблюдение.

Наблюдение как метод, характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. В ходе наблюдений за детьми оцениваются все стороны их психофизического развития.

Педагогическое наблюдение – метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных о ребенке. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения и наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

- наблюдение реального педагогического процесса;

- регистрация событий в момент их протекания;

- независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

К слабым сторонам метода можно отнести:

- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

Наблюдение как метод познания должно удовлетворять требованиям, важнейшими из которых являются:

1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) систематичность.

Для педагога метод наблюдения очень важен в процессе диагностики при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка.

Основные требования к методу наблюдения:

1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

2. Наблюдение должно проходить по разработанному плану. Результаты подробно фиксируются.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

5. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Разрабатывается схема наблюдения, результаты фиксируются в таблицу. Проводится анализ полученных результатов педагогами, разрабатываются «Индивидуальный образовательный маршрут» для коррекционной работы по улучшению результатов в исследуемом вопросе. Наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и взаимодействия с родителями. Бланк образовательного маршрута представлен в формате А-4 и имеет следующую структуру:

• ФИО ребенка

• Возраст ребенка

• Дата

• Основные достижения за предыдущий год

• Задачи развития

• Стратегии (в группе и дома)

• Подпись родителей.

Индивидуальный образовательный маршрут охватывает актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении необходимо заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамику развития детей по образовательным областям. В конце года педагогам групп,используя такую форму работы, легче будет отследить результаты работы с детьми. Ответить на вопросы:

В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?

В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?

Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?

Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена узкими специалистами.

Литература:

1. Выготский Л. С. Психология. -М.:Эсмо-Пресс,2000.

2. Педагогичесое наблюдение как метод мониторинга а дошкольном образовании: Учебно- методическое пособие / под редакцией Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС,2013.

3. Свирская Л. В. Методика ведения педагогических наблюдений. - СПб. - М.: ЛИНКА –Пресс,2010.

 

МААМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: