Сущность, понятие и зарождение просвещенного абсолютизма

Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Поэтому теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Отсюда получается, что просвещённый абсолютизм — это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.[7, стр.98]

Эпохе просвещенного абсолютизма была присуща определенная идеология, в которых выдялеются характерные черты:

· идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

· именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

· все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»;

· просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

· признание свободы слова, мысли, самовыражения.[5,стр 156]

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Как уже говорилось ранее, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми кто сформулировали основные положения просветительской концепции, были французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

На ранних этапах формирования просветительской идеологии отдельные представители этого движения (Фенелон, Мармонтель, Вольтер и др.) серьезно относились к возможности существования монархии, основанной на началах разума и справедливости, где политику правительств будут определять забота об общем благе, обеспечение личной свободы и гражданского равенства.

В дальнейшем перспектива реальности осуществления доктрины подкреплялась в глазах мыслителей конкретными попытками некоторых европейских монархов XVIII столетия – Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Густав III в Швеции. Правители стали ориентироваться в проведении своей политики на отдельные постулаты выдвинутой просветителями концепции. Такая политика выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).

Реформы в духе просвещенного абсолютизма проводились в Пруссии – в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии – отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании – при Карле III, в Португалии – при министре С.Помбале, в Дании – при министрах Ю.Х.Э.Бернсторфе, И.Ф.Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции – при короле Густаве III, в России – при Екатерине II (в 60-е гг. XVIII века).[10]

Хотя объективно некоторые реформы просвещенного абсолютизма способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности «просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты.

Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А.Р.Ж.Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь.

В России же политика просвещенного абсолютизма, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Екатерина II в своей политике пыталась реализовать теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

В целом же политика просвещенного абсолютизма имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период просвещенного абсолютизма оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с «либеральными» начинаниями в духе просвещенного абсолютизма, сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: