Система гласных фонем

Позиционные варианты отдельных чешских фонем очень близки друг другу, разница между |а| под ударением и без ударения незначительна.

Некоторые языковеды (напр., Щерба, Матусевич, Гвоздев и др.) считают, что РЯ располагает шестью гласными фонемами: |а|, |э|, |о|,|у|, |и|,|ы|. Они считают |и| и |ы| двумя разными фонемами. Но другие лигвисты (напр., Реформатский, Панов, Ромпортл и др.) считают |и| и |ы| аллофонами одной фонемы, которые зависят только от мягкости или твердости предыдущего согласного. Мы будем считать их разными, т.е. в русском языке 6 основных гласных фонем.

Позиционные варианты (аллофоны) русских гласных фонем очень многообразны. В зависимости от места ударения и степени редукции, с одной стороны, и твердости-мягкости предыдущего и следующего согласного, с другой стороны, значительно изменяется реализация гласных фонем РЯ. Это вытекает из силы русского динамического ударения и из значительной аккомодации (приспособления гласных согласным). Влияние соседних согласных на гласные в РЯ очень сильное. Гласные сильно продвигаются вперед после мягких согласных и отодвигаются назад после твердых согласных. Это касается не только фонемы |и|, а всех гласных: у всех есть мягкие и твердые варианты.

Общие трудности постановки русских гласных

При усвоении произношения русских гласных чехами отмечаются три основных типа трудностей:

1. трудности, связанные с лабиализацией гласных

2. трудности, вытекающие из уподобления гласных соседним мягким или твердым согласным

3. трудности, связанные с динамикой и ритмом.

Упражнения

Упражнение 2.1

Читайте, обратите внимание на произношение [а],[о],[у],[э] под ударением, в начале слова, после твёрдых согласных и после гласных

[а]: а, да, как, класс, так, факт, знак, состáв, сигнáл, спрáва, рáзный, глáсный, знáние, соглáсный, долготá, мáма, диалóг, радиáтор, бумáжка, час ы, часовóй, чáсто, щáвель.

[о]: о, он, слог, кто, что, род, слóво, фóрма, вóздух, рáдио, батальóн, чóпорный, Чоп, урок, вопрóс, какóй, такóй, числó, лицó, письмó, метрó, кóкон, шоколáд, кóротко.

[у]: у, бýква, грýппа, учен и к, удáв, ýстно, гýбы, чуб, щýка, шýтка, вокрýг, наýка, структýра, культýра, фигýра, скульптýра, чýчело, рукá, мукá, кукурýза, паýк, паут и на.

[э]: это, эта, этот, этáж, экипáж, мэр, сэр, мэрия, поэт, поэма, поэт и ческий, экскýрсия, темп, центр, шесть, тéзис, модéль, фонéтика, фонéма, тéннис, интернационáльный.

Упражнение 2.2

Противостояние [и] и [ы], читайте, напишите как диктант

Питáть – пытáть, коп и ть – коп ы т, зап и ска – óпыт, бит – быт, заб и ть – заб ы ть, билль – быль, М и ла – м ы ла, ми – мы, м и шка – м ы шка, вид - в ы вод, тип – ты, стиль – стык, вод и – вод ы, суд и – суд ы, кос и – кос ы, с и ла – сыр, дар и – дар ы, гор и – гор ы, пар и – Крым.

Упражнение 2.3

Гласные [я], [е],[ё],[ю] и [и] в начале слова, после гласных и после мягкого и твёрдого знаков - читайте, обратите внимание на произношение

[я]: я, я ма, Я года, я блоко, Япóния, мо я, тво я, семь я, с и няя, объявлéния, объ я тия, зан я тия, я сная, яз ы к, крáсная, недéльняя, Тать я на, я дерная, пь я ная, здорóвья.

[е]: Éва, éхать, éздить, Елéна, Еврóпа, въéхать, съéздить, пт и чье, здорóвье, счáстье, с и нее, зелёное, глáсные, ударéние, значéние, делéние, знáние, дéйтствие, решéние.

[ё]: ёжик, ёлка, твоё, моё, приём, объём, пробьём, прибьём, сошьём, польём.

[ю]: юг, ю жный, ю бка, сво ю, нóвую, убь ю, сошь ю, с и нюю, кр а сную,сегóдняшнюю.

[и]: мо и, тво и, сво и, Ра и са, А и да, Зина и да, наимéнее, та и нственный.

Упражнение 2.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: