Гласные. Распределение гласных. Огубление. Произношение

ФОНЕТИКА

1. Понятие о фонетике. Основные фонетические единицы: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, ударение, интонация.

2. Звук и его характеристика. Согласные и гласные звуки.

3. Фонетическая транскрипция.

4. Эстетическая роль звуков речи и других фонетических средств языка. Значение звуковой организации речи.

Основы фонетической транскрипции

В русском алфавите 33 буквы (графемы), которые можно разделить на согласные и гласные. У каждой графемы есть своя звуковая форма, называемая фонема, у которой могут быть ещё другие варианты (аллофоны).

Согласные возникают при помощи струи воздуха, который, проходя через голосовые связки, вызывает их колебание, при котором образуется чистый звук (тон). Этот тон далее модифицируется в ротовой и носовой полостях, в которых при этом присутствуют преграды и возникает шум. Согласные можно разделить на звонкие (кроме шума они содержат и тон) и глухие (содержат только шум). Далее согласные делим на твердые и мягкие. В русском языке существует 15 паровых твердых и мягких согласных, 3 согласные всегда твердые - это «ш», «ж» и «ц» и 3 согласные всегда мягкие «ч», «щ» и «й». В общем мы различаем 36 согласных фонем.

Гласные образуются также при проходе струи воздуха через голосовые связки, при этом образуется тон, который модифицируется в носовой и ротовой полостях, но при отсутствии преград, так что сохраняется чистый тон. В русском языке 6 гласных фонем: |а|, |э|, |и|, |ы|, |о|, |у|, у которых есть свои варианты - аллофоны, зависящие на позиции гласного по отношению к ударению в слове.

Русское ударение свободное, подвижное. Может быть на любом слоге в слове, оно не постоянное и в одном слове может быть на разных слогах, напр. окнó - óкна, гóрод- городá.

Русское ударение сильное, динамическое, подударный гласный квалитативно и квантитативно намного сильнее, чем безударный, который произносится намного слабее. Ослабление безударных гласных называется редукцией и различаются 2 степени редукции.

Русские гласные по отношению к ударению можно разделить на:

· 3 – ударные (сильные, динамические, длинные)

· 2 – первые предударные (1 ступень редукции)

· 1 – более чем первые предударные и заударные (2 степень редукции).

Таблица произношения русских гласных и их запись в транскрипции

Гласные после согласных:

Графема Фонема Варианты по отношению к позиции в слове
         
a | a| [ á] [^], также в начале и в конце слова [ъ]
o | o| [ ó] [^] [ъ]
я | 'a| [' á] ['и],['^] в конце слова ['ь]
e | 'э| ['э'] ['и] ['ь]
ё |' o| [' ó]
э |э| [э'] [ы] [ъ]
у |у| [ý] [у] [у]
ю |'у| ['ý] ['у] ['у]
и |'и| ['и'], [ы] ['и], [ы] [' и], [ы]
ы |ы| [ы] [ы] [ы]

«Я», «е», «ё», «ю», «и» после гласных, в начале слова или после мягкого и твердого знака:

Графема Фонема Варианты по отношению к позиции в слове
         
я |j|+|a| [já] [ṷи], [ṷ^] в конце слова [ṷь]
е |j|+|э| [jэ] [ṷи] [ṷь]
ё |j|+|о| [jо]
ю |j|+|у| [jу] [ṷу] [ṷу]
и |j|+|и| [jи] [ṷи] [ṷи]

Транскрипция некоторых согласных:

· твердые [т] – мягкие [т']

· щ = [ш':]

· ч = [ч']

· й = ударное [j],безударное [й]

· сс = [с:]

· -ться, -тся = [ц:^]

· - ся = [с^]

Упражнения

Упражнение 1.1

Прочитайте и перепишите в транскрипции:

Мáмочка, бáбушка, молокó, хорошó, соснá, хóлодно, сторонá, крокод и л, шоколáд, сорóка, хохотáть, гóрод, молодóй, говор и ть, поговóрка, маш и на, домовóй, дóговор, шкóла, сковорóдка, откр ы тка, останóвка, аромáт, автомоб и ль.

Дéрево, колéно, берёза, дéвочка, веснá, деловóй, лесовóз, перевóд, телефóн, телев и зор, ревизóр, режиссёр, сериáл, мéбель, чердáк, чемодáн, человéк, д я дя, тётя, зар я дка, н я нечка, вязáть, тяжёлая, мяснáя, лягýшка, рядовóй, с и няя.

Яблоко, янтáрь, Япóния, Я на, Ярослáв, яз ы к, я ма, я года, явлéние, янвáрь, я сная, Еврóпа, Елéна, Éва, Ег и пет, европéйский, éдем, едá, ёжик, ёлочка, ель, Егóр, éли, ю бка, ю жный, юлá, Ю рмала, ю ноша, ю ный, югозáпад, Югослáвия, ювел и р.

Семь я, дерéвья, мо я, зелёная, Тать я на, запятáя, дь я кон, Дáрь я, Мар и я, лéтняя, польёт, моё, с и нее, ненáстье, счáстье, здорóвье, съéхать, въéхать, поéхать, тво ю, с и нюю, дéлаю, сво ю, Ра и са, Зина и да, мо и, сво и, оперáции, лаборатóрии.

Катáться, занимáться, купáться, одевáться, уч и ться, умывáться, договор и ться, он улыбáется, она стесн я ется, они катáются, он уч и лся, она рáдовалась, я об и делся.

Упражнение 1.2

Перепишите в транскрипции:

Сегóдня пóсле урóков мы пойдём гул я ть в парк.

Мо и род и тели хот я т поéхать к мóрю в Ег и пет.

Мáльчики л ю бят зимóй игрáть в хоккéй.

Отéц и сын зáвтра поéдут вмéсте на рыбáлку.

Нáши тётя и д я дя из Прáги приéдут к нам в гóсти.

Скóлько врéмени у теб я на часáх?

Я хочý катáться на лóдке на нáшем óзере.

Кто сдéлал домáшнее задáние без ош и бки?

На вокзáл пр и был пóезд из Братислáвы без опоздáния.

Дай мне, пожáлуйста, ч и стые тарéлку и лóжку.

Упражнение 1.3

Перепишите в ортографии:

[ óс'ьн'ṷу пáдъṷут л' и ст'ṷ^ зд'ир'эв'ṷьф ]

[ м^j и друз'já п^jэдут ^д:ыхáт' в ṷиврóпу ]

[ уч'ин' и к нъп'исáл д'иктáнт б'ьз^ш ы бък ]

[ нъ^б' э т jа х^ч'ý борш': и п'ирóк ]

[ р'иб'áт^ п^jэдут купáц:^ в б^с':э н ]


Гласные. Распределение гласных. Огубление. Произношение.

Гласные с артикуляционной точки зрения характеризуются напряжением и колебанием голосовых связок и свободным проходом через ротовую полость наружу, с акустической точки зрения относительно узкой полосой каждой из формант и небольшим затуханием (гласные почти чистые тоны), с функциональной точки зрения oни характеризуются слоговой функцией (гласные становятся сонорным центром слога).

Качество гласных звуков зависит от положения языка, который, подымаясь, разделяет ротовую полость в две резонаторные полости, отвечающие двум первым формантам гласных (лабиализацией – удлиняется первая из этих двух резонаторных полостей).

Гласные можно распределить по:

1. подъему, который зависит от вертикального движения языка

2. по ряду, который зависит от горизонтального движения языка

3. по наличию или отсутствию лабиализации (огубления).

При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть опущена более, чем при произношении гласных среднего и верхнего подъема.

Таблица 1. Школьная схема гласных

Ряд передний средний задний
Подъем
верхний и ы у
средний э   o
нижний   a  

 

Характеристику артикуляции гласных надо еще дополнить данными о работе губ. Подударные гласные [у] и [o] произносятся с сильной лабиализацией почти во всех позициях. Особенно сильно после губногубных, напр., в слове рабóта, и после губнозубых согласных |в| - |ф|, напр.: Вóва, фóрма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: