Основы волчатской работы

Особенности в о з р а с т а.
Скаутская работа с детьми возраста 7-11 лет значительно отличается от работы с разведчиками, так как этот возраст и физически и психологически очень отличается от возраста 11-15 лет.
В отношении физического развития, волчатский возраст очень благоприятен для работы. Мальчики переживают время т.н. "второго полнения" - растут вширь, крепнут, обладают огромной энергией, волчьим аппетитом, крепкими нервами. Учитывая это, волчатник будет всю работу наполнять движением, проводить ее очень живым темпом, давать мальчикам выявлять свои возможности в пробах сил, ловкости, быстроты и предлагать им максимум тем для ручного труда - у волчонка все время "зудят руки" что-нибудь мастерить.
При всем этом, волчатник должен твердо помнить, что волчонок - маленький мальчик, который, несмотря на все свое здоровье, имеет слабые, еще развивающиеся органы, и в первую очередь сердце. Чтобы занятия с волчатами вредно но отразились на их сердце, волчатник должен постоянно следить, чтобы все волчатские усилия в играх, состязаниях, прогулках, часто прерывались отдыхом. Волчонок способен на большое физическое напряжение, но он быстро устает.
Несмотря на бравый вид волчат, им ни в коем случае нельзя давать задачи с серьезным напряжением, какое уместно в походах и играх разведчиков. Долго сидеть на одном месте волчонок категорически не может. Но хотя бы короткие передышки надо делать почаще.
П с и х и ч е с к о е развитие в волчатском возрасте, в основном, характеризуется следующими моментами. Мальчик с жадным любопытством знакомится с окружающим его миром. Для него кончена пора сказок - пора ограничивавшая его мир домом и детским садом. "Волчонок выходит "на улицу","в природу". Он смотрит телевидение и попадает в кино.
Волчонка интересует все - главное, чтобы это было "настоящее".
Его фантазия развита чрезвычайно, но ее не удовлетворяют сказочные образы, он ищет образов "реальных". Для него еще не наступило время читания исторических повестей, которое ведет к обожанию определенных героев - это, теоретически, должно быть уделом разведческого возраста.
Примечание редакции: Редактор почти машинально вставил слово "теоретически" в текст ББМ, (который умер в 1962 г.) и за это время "обожание" литературных или исторических героев стало весьма сомнительным.
Волчонок увлекается коллективными образами: солдатами, моряками, пиратами, автомобилистами, летчиками, индейцами и т.п. Это увлечение создает в нем потребность играть "в кого-то" - мальчик играет то в рыцарей, то в футболистов.
В связи с этим любознательным изучением мира находится типичная для волчат страсть коллекционирования - чего только нет в кармане у девятилетнего мальчика - и страсть к "робинзоновщине", т.е. изучение жизни, природы, на собственном, самостоятельном опыте, подобно Робинзону.
Надо отметить, что "робинзоновщина" характерна для волчонка еще и потому, что он индивидуалист. И разведчик любит самостоятельно жить в природе, но разведчик нуждается в "банде", в звене. У волчонка стремление жить в компании выражено гораздо меньше. Конечно, он ищет общества сверстников, но это общество ему нужно для того, чтобы играть было интереснее, то есть для его же пользы.
Понимание интересов общего, моральных обязанностей перед товариществом, "дух звена", еще не доступно волчонку. Разведчик называет жизнь своего звена "работой". Конечно, это игра в общественную работу. Но у волчат нет и игры в "работу", они игру воспринимают как игру и не придают ей серьезного значения.
Так разведчику можно сказать - если ты не будешь ходить на сборы, ты не можешь считать себя разведчиком. Волчонку это чуждо. Волчонок способен пропустить много сборов, а после этого придти в форме, со значком и с сияющим лицом - ему и в голову не приходило, что он, не посещая сборы или не уплачивая членский взнос, перестал быть волчонком. Вообще у него понятие времени очень относительное. Так же как для него Илья Муромец вместе с Ермаком могут воевать вместе против кавказских горцев, так и его собственное время отмечается им только по перемене его интересов и увлечений - голое понятие "три месяца" или "шесть месяцев" ему не дает ничего.
Стремление к ознакомлению с миром требует у волчонка не только глаз, но и рук. Также как маленький ребенок для ознакомления разбивает и рвет предметы, так и волчонок рисует, вырезает, сколачивает, мастерит. При этом у него не развито чувство критической оценки к своим произведениям и благодаря этому он лишен застенчивости, которая позже, в разведческом возрасте, так затрудняет работу руководителя в области самодеятельности разведчиков.
Эта страсть мастерить помогает нам развивать у волчонка зачатки понятия долга. Долг по отношению к вещи легче понять, чем долг по отношению к людям или отвлеченным понятиям. Волчонок начал делать щит или меч, ходули или ловушку для ящериц, и если он эту работу не закончил, то это особенно бросается в глаза, потому, что речь идет о предметах, столь важных для волчонка. Начатое дело надо кончить - это твой долг! Это понятно.
Внимательность, наблюдательность и память (в вещах, которые его интересуют) у волчонка развиты очень хорошо. Взрослых руководителей он "видит насквозь". Однако критического подхода к взрослому у него нет. Он чувствует свою неопытность и доверяется взрослому: волчатнику не трудно приобрести авторитет у волчат.
Волчонок, обладающий и так потребностью подражания образцам, которые он видит вокруг себя (улица, телевидение, школа), подражает старательно своему руководителю.
Волчонок актер - его фантазия и способность вживаться в роль характеризуют все его игры и дают нам широкую возможность применять театральный момент в воспитании. Эмоциональная жизнь в этом возрасте развита не очень. Конечно, волчонок любит свою маму, папу, кого-нибудь из наиболее близких людей, любит свои любимые и самые "ценные" вещи. Однако, глубоких эмоций по отношению к более внешним, далеким ценностям он не испытывает. Не забудем, что он ведь в "робинзоновском" возрасте; он жаждет борьбы, ловкости, "мужества"; выражения чувств, особенно симпатии, он считает подходящим для "малышей" и "баб".
Воспитывая в нем эмоции религиозные, эстетические и альтруистические (любовь к ближнему), мы исходим из того "кто он". Запорожцы все верили в Бога, рыцари ни в коем случае не говорили грубых слов и пираты никогда не дразнили заик - это понять не труд но. Затруднений интеллектуального характера у нас не будет, добро в ребенке заложено (увы! зло тоже), в этом возрасте важно дать направляющий образ, идеал, который в свою очередь будет от волчонка требовать определенного поведения. Направление необходимо, без него мальчик может воодушевиться и образом гангстера или ловкого обманщика, шулера.
Мальчик волчатского возраста жаждет "уметь", быть сильным, ловким, бесстрашным, импонировать всем другим мальчишкам. Его идеал - лихость. Соответственно этому он выбирает свои игры и занятия. "Испорченный телефон", раскрашивание вазочки, пение "Слети к нам тихий вечер" - не для него. Другое дело "Тише едешь - дальше будешь", малевание герба на рыцарском щите или танец диких на Марсе с загадочной песнью "Хаяхия умпапа".
Содержание волчатской работы.
Имея перед собой общие цели нашего внешкольного воспитания, мы строим содержание волчатской работы согласно тому, что нужно и что интересно волчонку.
Так подошел к этой проблеме и Баден-Пауэль. После нескольких лет осторожных проб, он в 1916 г. выпустил "Книгу волчонка", которая и стала основанием работы с волчатами во всех странах на долгое время. Б.П. дал для волчатской работы одну общую тему - приключения мальчика Маугли среди воспитавших его волков в индийских джунглях, по книге Р.Киплинга "Книга Джунглей".
Б.П. был гениальным практиком, никогда не занимавшимся теорией. Он как-то сказал, что не знает, что такое педагогика. Но он безошибочно угадал, что нужно мальчикам волчатского возраста. Тема джунглей дала мальчикам пищу для фантазии, для бесконечных вариантов игр, плясок, церемоний - "скала совета" (по-английски "большой вой"). Руководители стаи постоянно воплощают определенные роли: начальник стаи - Акела, его помощники-медведь Балу, пантера Багира, змея Каа. Символ врага, зла - тигр Шир-Хан, против которого стая всё время ведет борьбу.
Программы волчатских испытаний - "звездочек" были сделаны в виде облегченных программ разрядов, также и специальности. Волчатство по идее Б.П. успешно развивалось в странах Западной Европы: Великобритании, Франции, Голландии, Бельгии. Характерно, что это все "колониальные" страны, а сорок лет тому назад у них было еще больше колоний, чем сейчас.
В Америке работа с волчатами искала других путей - без темы Киплинга. В Центральной и Восточной Европе волчатство не прививалось и составляло незначительный процент скаутского движения.


К А М И Н С К И Й.
Толчок к развитию волчатства в Восточной Европе дали поляки. В 30-х годах скм. А.Каминский преобразовал волчатство в Польше с огромным успехом. Каминский написал свою трилогию - "Антэк Цваняк" (повесть о работе стаи в течение года), "Круг Совета" (теория работы с волчатами) и "Книга Волчатника" (сборник игр, идей и материалов для работы).
Он созвал постоянную школу волчатников, которая на деле испробовала новые мысли, развивала их дальше и выпускала сотни руководителей. Работа Каминского исходила из Б.П. и была продолжением работы Б.П.
Отмечая, что ребята играют в кого-то, Каминский предложил организовать их времяпровождение как "драматизованные цикловые игры", т.е. игры, в которых изображаются какие-то происшествия с распределением ролей (драматизация), и которые продолжаются в течение значительного времени (цикличность).
Итак, мальчики в течение двух месяцев увлекаются игрой в римлян, посмотрев фильм "Бон Хур" или "Кво Вадис", а потом будут полтора месяца играть в межпланетные полеты под впечатлением полетов в космос.
Игра в Маугли и в джунгли - есть в полном смысле слова драматизованная цикловая игра, хотя Б.П. никогда не задумывался над разработкой ее теории. Каминский сделал выводы из основного принципа и развил его. Он понял, что тематика джунглей и волков чужда полякам, как и всем восточно-европейским народам, для которых волк не легендарное существо, а вредный враг, а "волчонок" - символ нелюдимого, злого, дикого ребенка. Зачем играть всегда на одну тему - сказал Каминский - когда можно тему для игры менять, в зависимости от того, что может заинтересовать мальчиков, а заинтересовать их может очень многое.
Темы исторические, географические и бытовые будут полезны для воспитания, если их преподносить "по-волчатски", т.е. увлекательно, нажимая на элемент геройства, лихости. Это возможно не только играя в рыцарей и древних славян, но и играя в полицейских и бандитов (караваны, нападения разбойников, тайные склады и т.п.).
Темы этих игр Каминский назвал волчатскими "специальностями", каждая игра имеет программу требований и после проведения игры волчата получают значок специальности "моряк", "робинзон" или "славянин".
Волчатские звездочки остались - их три, они соответствуют общей программе волчатской работы на три года. Звездочки получает вся стая, специальности - кто какую выберет, но почти всегда специальности выбираются всей стаей. Индивидуальные специальности у волчат - исключение (см. программу специальностей волчат ОРЮР).
Каминский решительно развил один элемент волчатской работы, имевшийся уже у Б.П. - "Волчатская работа должна быть как можно менее похожа на разведческую". Не только потому, что требования возраста другие, но и потому, чтобы мальчик при переводе в разведчики действительно нашел новый мир - еще более захватывающий, чем волчатский. Форма у волчат иная, церемонии иные, волчатам не к чему, например, Морзе, ту же педагогическую задачу у них исполняет азбука глухонемых или любой "тайный язык", не настоящие лагеря, а колонии, палаток и костров не надо, достаточно "берлоги" и "лампы".
Примечание редакции:
Когда ББМ писал эти строки, он знал, что в Калифорнии проводятся волчатские лагеря в палатках и довольно успешно. Тем не менее, он, по-видимому, продолжал считать, что колонии больше подходят для волчатской работы. Вот что он писал по этому поводу:
У нас (в Европе), по бедности и малочисленности, не удастся проводить волчатских колоний, но очень желательно проводить хотя бы (подчеркнуто редактором) отдельные волчатские лагеря, как в дружине "Киев".
Идеи Каминского были замечены и за границей. Мы с ними встретились уже в Югославии, где их подхватили курсы БКС, а затем и вся югославская скаутская организация. Во время войны, когда центр находился в подполье в Варшаве, мы изучили подробно польский опыт. Он дал у нас прекрасные результаты. Многое сделано, чтобы его приспособить для наших нужд, но надо сделать еще гораздо больше - огромное поле деятельности для наших волчатников.
К сожалению, мы до сих пор не нашли замены слову "волчонок" (был проект "казак", но не получил достаточного большинства в Совете ОРЮР). У поляков очень удачное слово "зух" (удалец) - и для мальчиков и для девочек, хотя работа ведется совершенно отдельно, по стаям.

Младшие и старшие

ВОЛЧАТА

Официально такого разделения нет, но на деле мы должны считаться с тем, что быстро развивающиеся в этом возрасте мальчики представляют одну картину в 7-9 лет и несколько другую в 9-11 лет. В зависимости от уровня развития, старшие волчата представляют переход к разведчикам.
В области фантазии младшие неприхотливее в отношении вспомогательного материала (или же изобретательнее) - у них простой стул может стать лошадью, и паровозом, и самолетом, и автомобилем, и всем тем, что из него представит детское воображение.
"Шестерки" или "ватаги" (термин появившийся в Германии в 1956 г.) у младших не играют почти никакой роли.
Младшие крайне эгоцентричны, их надо с азов воспитывать к пониманию основ человеческого общежития - товарищества, взаимопомощи, бороться против ябедничества и эгоизма.
Со старшими ребятами можно уже заводить несколько иной, приближающиеся к звеновой системе метод. Уже ватага приобретает свойства "банды" - будущего звена, где, по своим способностям, выделяется старший. В состязаниях появляется этическое правило - "Все за одного и один за всех". Постепенно такая ватага преобразуется в звено с вожаком и переходит в разведческую ветвь.
В О Л Ч А Т Н И К.
Волчатник должен, конечно, отвечать всем требованиям, представляемым каждому скаутскому руководителю. Хороший волчатник должен быть по природе способным к этому делу. Однако, вполне возможно и научиться работе с волчатами - если есть большая любовь к детям. Секрет успеха - способность вживаться в переживания детей, говорить с ними их языком, с увлечением играть с ними (а не только руководить игрой).
Немаловажную роль играет и физическое состояние волчатника. В отличие от руководителя разведчиков, он должен столько же двигаться как и его ребята - быстрота, ловкость, неутомимость для волчатника крайне существенны. Волчатник должен иметь "голову с идеями" (как, впрочем, и любой руководитель), причем важно, чтобы эти идеи соответствовали возрасту идей (пример ошибки - таинственная церемония с применением настоящего черепа!) и чтобы эти идеи были всегда серьезно обдуманы с точки зрения гигиены, психологии и педагогики.
Участие женщин в работе с волчатами очень желательно. В некоторых организациях почти все волчатники женщины (у англичан, французов). Молодая женщина вполне может вести волчат и быть им "вождем", в то же время в ней всегда будет женский, материнский подход к волчонку - не только как к скауту, но и как к ребенку.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАИ.
Вопросы организации, устройства, формы, программ разработаны в "Административном справочнике волчатского руководителя". Для организации стаи нужно помещение, волчатник - если он молод, то опекун или старший руководитель, помогающий ему советом. У начальника стаи должно быть 1-2 помощника, так как один руководитель за 18-ю волчатами, нормальный состав - 3 шестерки, не усмотрит.
Лучше подобрать сперва только кадр стаи - мальчиков повернее, чтобы затем стаю увеличить. Мальчиков заинтересовать волчатами, приключениями, молодечеством, сразу объявить им, разговаривая поодиночке, что "шляп брать не будем" и требовать "сохранения полной тайны" - это первый шаг к дисциплинированию и сплочению.
Первый или второй сбор хорошо начать с церемонии приема в стаю, это, конечно, не обещание волчат!
На "шестерки" в Германии привилось слово "ватага". На шестерки делит сам начальник и назначает старших. Шестерки не играют самостоятельной роли! Это просто подразделение для игр и маленьких заданий, но не для "работы" или особых сборов.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Начало работы стаи в начале школьного года. Не забыть получить разрешение родителей на участие мальчиков в стае! Завести знакомство с семьями! Сборы - раз в неделю, как можно больше на воздухе, в виде исключения в комнате, и то проводить хотя бы часть сбора на дворе. Не обязательно иметь сборы в штаб квартире. Для создания атмосферы ("драматизация", "театральность"!) хорошо собраться на чердаке ("сыщики", "исследователи пещер" и т.п.), в сарае, в пустом доме. Продолжительность сбора - часа два, если прогулка, то часа три.
Одна специальность, т.е. драматизованная цикловая игра проходится примерно на восьми сборах, но никак не меньше четырех! Материал звездочек проходится параллельно, между прочим, со специальностями. Весной сдать "одноглазку" и провести Обещание волчат: перед флагом, стоя, при дневном свете. Летом закончить год колонией.
В течение года провести несколько выступлений - елку, представление, выставку, желательно свои волчатские. Кроме того, конечно, участие на сборах и парадах дружины и т.п.
Три звездочки рассчитать на три года, за это же время пройти 5-10 специальностей. После испытаний обязательно давать значки. Испытания не проводить пока нет уверенности, что вся стая сдаст. Волноваться будут мальчики и так, а допускать провалы - значит причинять ребенку большое душевное потрясение. Педагогическая суть работы не в результате испытаний, а в том, что мальчик получил от волчатника в процессе самих сборов.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ СБОРА.
Сбор содержит следующие элементы: церемония, беседа и песня, движение (игра, беготня, состязание в силе и т.п.) и ручной труд. Надо стараться, чтобы все эти элементы были представлены каждый раз. Основной принцип - пестрота, разнообразие сбора. Частая смена темы, при сохранении общей темы. Это не так трудно.
Ту же самую игру можно представить и под видом запорожцев и татар, и белых и большевиков, и индейцев и русских, и пиратов и моряков и т.п. Детская фантазия делает свое. Избегать шаблона. Например - всегда однообразного строя, как у разведчиков. У волчат такой строй собственно уместен только когда они играют в военных. Для других случаев надо придумывать что-то другое.
Ручным трудом мальчики занимаются с увлечением, если им дать делать что-нибудь интересное. Это тоже отвечает теме: оружие, щиты, весы, ходули флаги и т.п. И ручной труд и беседа вызывают воодушевление, но оно не длится долго, надо занятия перемешать с движением - пробежаться, полезть на дерево, пометать шишками в пень, потанцевать - потом опять сесть за другое дело.
Беседу надо говорить иначе, чем разведчикам. Не долго! Не нравоучительным тоном. Без многих имен и данных для запоминания. Рассказывать так, как старший товарищ по секрету рассказывает о том, как стать сильным и ловким - узнал мол рецепт. Давать красочные описания.
Всегда напирать на молодечество, геройство и всегда связывать с волчатскими законами! Например, волчата неохотно моются. Рассказать про Суворова, какой был великий герой и как он стал героем. С детства, не смотря ни на что, закалялся - мылся холодной водой, а как это было трудно! "Волчонок во всем молодец!" - Суворов был во всем молодец, даже в такой неприятной вещи как мытье! И дать задание - каждый волчонок дома, над умывальником повесит надпись - "Помни Суворова!" или чтобы секретом от домашних - повесить табличку с нарисованнымпетухом! Никто не будет знать в чем дело! А петух это символ Суворова - он всегда кричал петухом, чтобы подбодрить солдат, когда им было утром трудно вставать.
ПРИМЕР ПРОГРАММЫ СБОРА
1. - Открытие - церемония: сбор в кругу. Руководитель здоровается, проверяет присутствующих, собирает членские взносы. Волчата ему сдают модели мачты с флагом, которые должны были принести к этому сбору.
2. Морской танец. Разучивание песенки и движений.
3. Беседа - морское путешествие, буря, кораблекрушение, юнга тонет, спасается вплавь.
4. Упражнение по ориентации: игра на стороне света, разбор "письма из бутылки" от потерпевшего кораблекрушение.
5. Упражнение "Море волнуется".
6. Пение: старые песни. Разучивание новой "Кочегар" Затем, под звуки маршевой песни, например "Варяг", стая шагает в ближайший лес или парк.
7. Лесные упражнения: поиски срубленного или сухого дерева, определение его названия. Поиски других деревьев той же породы вблизи.
8. Ручной труд: срезание коры со срубленного или сухого дерева. Начало делания лодочек из коры.
9. Игра: моряки ищут пиратов, спрятавшихся в лесу.
10. Церемония - закрытие сбора. Кончите лодочки дома. На следующем сборе будет регата этих лодок. Время и место следующего сбора.
Как видите, общая тема - море, моряки.


О ЧЕМ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬНА СБОРАХ.
Особого времени для нравственного воспитания волчат - "по десять минут на каждом сборе" - определить невозможно и не нужно. Каждый волчатник знает, что:
1. Волчатское воспитание достигается через игры и
упражнения.
2. Каждый сбор волчат это совокупность игр и упражнений.
Из этого следует, что каждая часть сбора должна развивать в волчатах молодечество, активность, совершенствование, патриотизм, послушность, вежливость и т.п. И танец, и беседа, и ручной труд, и упражнение по ориентации и церемонии. Как? В разрешении этого вопроса и заключается самая творческая работа волчатника.
Вот один пример. В одной стае были устроены состязания между шестерками по ходьбе на ходулях. Сами по себе эти состязания развивали смелость, ловкость, молодечество. Поскольку же начальник стаи внес в состязания особое правило, которое предоставил самим волчатам строго исполнять - развивал он таким образом характер волчат, так как это правило заставляло волчат автоматически владеть собой и быть услужливыми. Сам начальник стаи не следил за проведением в жизнь этого правила - он это поручил самим волчатам, а сам только наблюдал за происходящим, в результате чего в детях вырабатывались самостоятельность и гражданское мужество. Правило это не было особенно сложным или трудным для исполнения, стало быть не портило интересной игры (пусть каждый сам подумает какое бы это правило могло быть).
Вот это и называется воспитанием через игру. Конечно, вся атмосфера стаи, атмосфера насыщенная волчатскими законами, способствует углублению воспитательного процесса.
ИЗБЕГАТЬ ШАБЛОНОВ В ПРОВЕДЕНИИ СБОРОВ.
Сборы по специальностям, по цикловым играм - самый лучший вид волчатских сборов, однако, не единственный. Самое вкусное пирожное и то опротивеет сладкоежке если его есть каждый день. Итак, в свежеоснованной стае не начнем сразу с цикловых сборов. Проведем ряд сборов разного содержания, на которых вообще познакомим наших нежнолапок с тем, что такое волчата. На одном сборе проведем торжественное основание стаи, на другом выберем имя, на третьем - знак стаи, на четвертом поделим ее на шестерки и т.п. Еще могут быть "свечки" (то, что у разведчиков костры), на дворе - сборы-"турниры", сборы, посвященные ручному труду, прогулки, сборы - праздничные, елки, сборы для посещения другой стаи, больных в госпитале и т.п., сборы - поиски случаев сделать доброе дело в городе, сборы - спектакли и т.д.
ПРОГУЛКИ И "ПОХОДЫ".
Но больше 12-ти часов! О месте и времени выхода или выезда надо письменно сообщить родителям и толково объяснить волчатам. Тщательно рассчитать движение, чтобы волчата не приходили на место уставшими. Перед выходом или выездом надо проверить одеты ли и обуты ли дети соответственно с временем года и погодой. За последствия - простуду, отмороженные уши и т.п. руководитель несет ответственность. Выходя, можно подождать опоздавших, но не больше 15 минут - пусть приучаются к точности.
В походе строго следить за правилами гигиены - сырая земля, холодная вода и т.п. кроют опасности.
Поход дает возможность развернуться фантазии больше чем сборы - каждая рощица это "джунгли", каждый холм - "гора", лес - "тайга". Давайте привалам и местам "открытым" в походе романтические названия - "Орлиный хребет", "Пещера сверчков", "Скала совы" - в связи с виденным или игранным в том месте.
Л а г е р ь (Колония)
Отсутствие опытных и самостоятельных волчатников заставляет в ОРЮР волчат брать в общеразведческие лагеря. Однако это неправильно, и мы должны стремиться к устройству волчатских колоний.
Лагеря или колонии волчат это подготовка к будущим разведческим лагерям, это преодоление десятков трудностей, когда все надо делать самому, это радость и романтика первой в жизни самостоятельности и первой ответственности. Колония - самое важное поле в воспитании волчат. Колония очень отличается от разведческого лагеря.
По причине методической - для того, чтобы волчата мечтали стать разведчиками, надо давать им как можно меньше разведческого материала, а то при переходе в разведчики они не увидят ничего нового.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ.
В лагере или в колонии ни в коем случае не может быть только один руководитель. Начальник стаи должен иметь 1-2 помощников, а хозяйство должно быть в руках 2-3 опытных людей. Очень желательно присутствие в лагерях-колониях женщин.
В лагере-колонии ежедневно на полчаса собирается совет, состоящий из начальника, опекуна, если начальник стаи несовершеннолетний, помощников начальника и старших шестерок. Совет обсуждает программу упражнений игр на следующий день.
Помещение для колонии должно быть близко от леса. Необходимо иметь, по крайней мере, два помещения - спальню и "берлогу" - для пребывания в ней во время дождя. Состояние уборной свидетельствует об уровне колонии!
Желательно, чтобы волчатники спали с волчатами. Но, во всяком случае, надо, чтобы они спали с ними в первую и в последнюю ночь колонии, когда дети взволнованы из-за приезда или предстоящего отъезда.
Приехав в колонию, дети должны найти помещение в чистоте и полном порядке. Волчатник их сразу твердой рукой приучает к порядку - сложить багаж, хорошенько помыться и почиститься, постелить койку и убрать помещение, затем, не спеша, съесть первую еду, деньги сдать "в банк", т.е. начальнику стаи. Все это под беспрерывным надзором старших.
Помните, что родители оценивают колонию или лагерь со своей особой точки зрения. Если дети из колонии приедут грязные, оборванные, растеряв белье, не прибавив в весе - колония и ее родители дисквалифицированы! Несмотря ни на какие педагогические успехи.
ПРОГРАММА КОЛОНИИ - ЛАГЕРЯ
Упор, конечно, на специальности, на цикловые игры. Тема игры отражается на всей жизни. Если это моряки, то дом - корабль, с него "сходят на берег", пол - палуба, окно - иллюминатор, часы - "бьют склянки" (читайте Станюковича), поход в лес - десант и т.п. На стенах сигнальные флажки, андреевские флаги, виды кораблей. На "мертвом часу" руководитель рассказывает морские были, легенды.
В том же духе можно обставить все и для богатырей, и для казаков, и для добровольцев. У моряков "вахта", у казаков - "дозор", у добровольцев "караул". Учиться плавать совершенно необходимо, а то юнга не станет моряком, отрок не станет "богатырем" и "баклажка" не станет настоящим добровольцем - солдатом.
Весь день - как бы сбор стаи с той разницей, что отдельные пункты длятся не 15 минут, а два часа.
Кроме специальностей патриотических в колонии надо как следует использовать возможность для добывания специальностей природоведческих. В городе этой возможности нет. Есть кроме того особые "колониальные" специальности, которые добывают чисткой картошки, подкладыванием в печь и т.п., "уборщик" - прибиранием комнат - вся деятельность превращается из скучного дежурства в увлекательное состязание по добыванию специальностей.
РАСПИСАНИЕ ДНЯ
Подъем в 7.00, отбой в 21.00. Четыре раза еда, час купания перед обедом. Когда волчата купаются, руководители не купаются, но только следят за ними с берега.
Час лежания после обеда. Волчатам труднее лежать тихо, поэтому, не разрешая им вставать или говорить, можно их занять рассказом или чтением.
После этого полтора - два часа "вольно". Это очень важный пункт - дать детям полную свободу и не вмешиваться в их занятия. Чтобы это имело успех, необходимо приготовить бумагу, карандаши, комнатные
игры, мячи, дерево для ручного труда, песок, глину для построек, лопатки и т.д.

Ски. О. А с т р о м о в а


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: