При формулировке компетенции используются различные конструкты. Их выбор в каждом конкретном случае нельзя считать случайным. Каждый активный глагол имеет свое научное прочтение, ориентирует на то, что прежде всего следует проверять, отслеживать в ситуации проверки сформированности компетенции либо выделенных в ее рамках результатов обучения. Очевидно, что не все позиции доступны для реальной практической работы, отдельные составляющие либо проверяются с использованием сложных методов, либо их необходимо исследовать в режиме мониторинга (несколько срезов с использованием одного и того же или сходного инструментария), либо на сегодняшний день адекватные и доступные методы диагностики попросту отсутствуют. Тем не менее, приступая к формированию компетенций, необходимо отдавать себе отчет в том, что именно можно и нужно проверять, как часто, какие методы, средства, приемы при этом могут быть использованы с учетом реальных условиях образовательного процесса в вузе.
Проиллюстрируем разнообразие и частоту применения глаголов в формулировках профессиональных компетенций, указанных в ФГОС-3 ВПО по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» (таблица 1).
При определении содержания компетенций чаще всего используются конструкты «готовность» и «способность».
Таблица 1
Использование глаголов
В формулировке профессиональных компетенций в ФГОС-3 ВПО