Вопросы, открытия и новые вопросы

________________________________________________________________________

 

Около 820 г. нэ. халиф Эль Мамун, подзуживаемый рассказами о спрятанных в Великой пирамиде сокровищах, отправил своих людей на поиски прохода в нее. Не найдя его, они принялись пробиваться сквозь плиты из твердой породы известняка, которыми была облицована пирамида, разводя на них огонь и поливая затем раскаленный камень уксусом После того как они пробились через верхний, защитный слой к блокам из боже мягкого известняка, дело пошло быстрее, и им удалось продолбить туннель. Проработав вслепую, казалось, целую вечность, люди Эль Мамуна уже были готовы оставить эту затею, но вдруг услышали приглушенный, идущий изнутри пирамиды звук. Они стали долбить камень в том направлении, откуда исходил звук, и в конце концов пробились к спускающемуся вниз коридору. Впрочем, этим они не удовлетворились. Обнаружив лишь длинный коридор, приводящий к одинокой подземной камере, Эль Мамун обратил свое внимание на дно большой гранитной затычки в потолке коридора Он предположил, что если его люди продолбят потолок, разумеется, не через гранитные, служащие перемычками блоки, то они попадут в другие коридоры. И они действительно добрались до внутренних камер пирамиды Хеопса. Каждый год тысячи туристов проходят по туннелю, проложенному по велению халифа Эль Мамуна.

После безуспешных и неутешительных поисков Эль Мамуном сокровищ пирамида перестала привлекать к себе внимание «хищников» и служила лишь источником строительного материала. В ее внутренних коридорах поселились летучие мыши, а местным жителям она стала внушать суеверный страх. Лишь немногие, с примитивными осветительными приборами, отваживались проникать внутрь нее, особенно в полдень и на закате, когда, по преданию, туда являлась обнаженная женщина с огромными зубами, соблазнявшая и лишавшая мужчин разума. По слонам раввина Бенджамина бен Ионы Наваррского, «возвышающиеся здесь пирамиды были возведены при помощи колдовства»[23].

После того как европейцы стали посещать Египет, западный мир узнал о здешних чудесах. Желая удовлетворить собственное любопытство и любознательность своих сограждан, европейские исследователи проявляли завидное усердие при изучении, исследовании и описании всего — сколь бы незначительным оно не было, — что касалось пирамиды Хеопса. Исследователи, постоянно сменяя друг друга, узнавали все больше новых данных об этом сооружении и сообщали их миру.

Джон Гривз, английский учитель математики и астроном, посетил Великую пирамиду в 1638 году[24]. Он проводил изыскания, надеясь с их помощью получить данные, позволяющие установить размеры нашей планеты. Во время своих поисков он обнаружил то, что ныне называют колодезной шахтой. Она, располагаясь на дне Большой галереи, проходит через отверстие в западной стене, и ширина ее составляет приблизительно три фута. По выемкам, вырубленным в стенах, ему удалось спуститься в населенные полчищами летучих мышей недра пирамиды.

Гривз спустился на шестьдесят футов ниже Большой галереи. И здесь он увидел выдолбленную в известняке небольшую круглую камеру. Однако это не был конец шахты, после этого углубления она уходила еще ниже. Не зная, что находится под ним, и опасаясь, как бы бездонная яма не поглотила его, он бросил зажженный факел вниз. Видя на глубине его хоть колеблющийся, но не слабеющий свет, он предположил, что там находится дно шахты. Посчитав, что на сегодня он немало потрудился, Гривз выбрался на свежий воздух, предоставив душную шахту в полное распоряжение обитающих в ней летучих мышей.

Сделанное открытие поразило его, ведь у колодезной шахты не было, казалось, никакого назначения. Углубление, ныне известное как грот, тоже вызывало недоумение. Гривз никак не мог взять в толк, зачем прокладывать шахту, которая никуда не ведет, и создавать, расширив часть шахты, грот. Впрочем, это озадачивало и последующих исследователей.

В 1765 году Натайиель Дейвисон во время отдыха в Египте тщательно исследовал Великую пирамиду. Превзойдя Гривза, он спустился по веревке на сто футов ниже грота. И тут Дейвисон наткнулся в шахте на перегородку. Для него так и осталось загадкой, зачем кому-то понадобилось рыть шахту, никуда не ведущую и ни для чего не предназначенную, на глубину почти двести футов.

Частично завесу тайны приоткрыл Г.Б. Кавилья, итальянец по происхождению и капитан мальтийского судна, ходившего под британским флагом, когда, оставив морскую службу, занялся исследованием пирамиды Хеопса. Он был полон решимости пролить свет на тайну колодца. Спустившись при помощи нанятых им египтян ниже грота, Кавилья попытался устранить препятствие, помешавшее Дейвисону продолжить спуск. Отверстие колодца было забито, по-видимому, рыхлым песком и камнями, поэтому он принялся насыпать песок и камни в ведра, а подсобные рабочие вытаскивали их из шахты. Однако проработали они недолго. В воздух поднялось столько пыли, и такая вонь распространилась от помета летучих мышей, что его подручным стало нечем дышать. Кавилья, желая очистить воздух, жег куски серы, однако эта уловка не произвела никакого впечатления на нанятых им работников, и они отказались работать.

По-прежнему полный решимости узнать предназначение шахты, Кавилья решил очистить проход в спускающемся вниз коридоре вплоть до подземной могилы. Этот коридор служил свалкой для рабочих Эль Мамуна, прорубавших туннель в обход гранитных блоков в поднимающейся вверх коридор. С помощью вновь приступивших к работе подручных, которые выносили осколки камня из пирамиды, Кавилья медленно, с трудом расчищал проход.

Его тяжкий труд был вознагражден. На западной стене коридора он обнаружил вход в отверстие, ведущее наверх, к центру пирамиды. Внутри него явственно пахло серой, и Кавилья предположил, что это запах от сожженной им серы. Вместе с рабочими он принялся, под сыпящимися на них известняковыми осколками и крошкой, прокладывать путь наверх, и наконец они проникли в колодезную шахту, соединив таким образом спускающейся вниз коридор и Большую галерею.

Перед Кавильей, как до него перед Гривзом и Дейвисоном, встал тот же вопрос: кто вырыл колодец, когда и для чего? Еще больше его удивило то, что сооружение колодезной шахты судя по тому, что от пересечения Большой галереи с горизонтальным коридором она шла вниз к скальной породе, с самого начала входило в планы строителей пирамиды. У нее симметричные стены, и хотя они не такие ровные, не так чисто обработаны, как в других коридорах и камерах, но все ж не похоже, что она была прорыта после завершения строительства пирамиды, как, скажем, туннель, проложенный людьми Эль Мамуна.

Существует предположение, что эта шахта — дело рук грабителей-«хищников», искателей сокровищ. Однако данная версия вызывает сомнение у ряда исследователей: вряд ли грабители обладали необходимыми знаниями либо были настолько проницательны или удачливы, что смогли вслепую прорыть проход прямо к Большой галерее шириной всего в несколько футов.

Совершенно иную теорию выдвинул Дэвид Дэвидсон, инженер-строитель из Лидса, юрода на севере Англии, которая, по его мнению, сообразуясь с требованиями логики и не противореча здравому смыслу, объясняет одновременно и существование пирамиды Хеопса,

Он пришел к выводу, что она предназначалась не для использования теми, кто построил ее, либо фараоном; боже того, пирамида, по задумке ее создателей, должна была служить «временной капсулой», хранилищем знания для будущей цивилизации.

Как специалист он утверждал, что гранитные блоки были помещены внутрь поднимающегося вверх коридора в период строительства пирамиды. По его словам, они бы не смогли, не застряв, сползти вниз, так как зазор между ними и сторонами прохода был очень маленький, не позволявший свободно скользить вниз.

По мнению Дэвидсона, колодезная шахта была проложена вскоре после окончания строительства пирамиды Хеопса, а не через много поколений, — когда еще были живы те, кто помнил расположение внутренних помещений. Он высказал следующее предположение: после сильного землетрясения либо какого-нибудь иного столь же разрушительного явления хранители пирамиды заметили по ряду наружных признаков, что сооружение просело. Опасаясь, что при этом пострадала также и Царская камера, они решили проникнуть внутрь пирамиды и осмотреть ее. Поэтому они взялись почти от самого низа спускающегося коридора пробивать путь наверх. Но почему же они избрали не боже короткое направление, например, то, которое предпочли люди Эль-Мамуна? По мнению Дэвидсона, это было связано с тем, что хранители намеревались исследовать две крупные трещины в скальной породе спускающегося коридора.

Хотя эти трещины и впрямь тянутся вдоль коридора, откуда хранителям было знать, что щели проходят именно в предполагаемом ими направлении? Неужели им удалось так точно рассчитать направление туннеля, что они не сомневались в том, что, пробившись через известняковую породу, выйдут в двух точках к тем самым трещинам? Не имей такой уверенности, вряд ли затеяли они столь трудное и затратное по времени предприятие!..

Зная результаты измерения основания Великой пирамиды площадью в тринадцать акров, при проведении которого с помощью современных приборов было установлено, что отклонение не превышает 7/8 дюйма — удивительная точность даже по современным меужам, — вряд ли есть основание считать, будто ее оседание сильно беспокоило хранителей. Кроме того, было бы интересно узнать, какой вред был, по их мнению, от этих трещин Царской камере, главному в конце концов объекту их забот. Царская камера расположена на высоте 175 футов (53,34 м) над землей Не было замечено смещения ни в Камере царицы, ни в горизонтальном коридоре. В 1881 году сэр Уильям Флиндерс Питри исследовал идущий вниз коридор в том месте, где были трещины, и установил, что ею отличает поразительная точность. Погрешность 150-футовой сложенной из известняковых блоков части данного прохода (45,72 м) составляет лишь 0,20 дюйма (0,51 см), а всего коридора, протянувшегося на 375 футов (114,30 м), — какую-то четверть дюйма (0,64 см)3. Эти весомые данные ставят под сомнение широко распространенную версию о том, что причиной повреждений в Царской камере стало землетрясение. Судя по всему, колодезную шахту выкопали те, кто был прекрасно знаком с расположением помещений внутри пирамиды. Учитывая, сколько ее рытье потребовало труда, шахта, соединившая идущий вниз коридор с нижней частью Большой галереи, вероятно, с самого начала была задумана строителями, служа им для некой определенной цели.

Тем не менее теория Дэвидсона замечательна тем, что, по словам Питера Томпкинса, порождает сомнение. Последний сказал: «В таком изложении событий нет ничего изначально нелогичного. Разумеется, было бы непросто продолбить проход в твердой скальной породе и кладке — из пирамиды пришлось бы изъять сотни тонн материала, подняв его по идущему вниз коридору, — однако здесь нет ничего невозможного»[25].

Нелепо считать, будто шахта в пирамиде Хеопса — это дело рук грабителей, которые рыли вслепую, надеясь на «авось» — на то, что случайно натолкнутся на погребальную камеру. Эта затея потребовала бы неимоверного физического труда. Рабочим пришлось бы прорубать идущий вверх туннель в маленьком, узком, почти вертикальном проходе, где им были бы нужны свет, кислород и непременная опора для ног. Из-за известняковой пыли было бы практически невозможно дышать, на рабочих постоянно сыпались бы осколки скалываемой породы. Из пирамиды пришлось бы вынести сотни упавших в спускающийся коридор обломков, и это потребовало бы страшного напряжения человеческих сил.

Вспомните о том, в каких условиях велась работа в проходе Эль Мамуна. Согласно источникам, люди Эль Мамуна были готовы все бросить, прорыв всего сто футов (30,48 м). Их терпение иссякло. В связи с этим возникает вопрос насколько бы хватило искателей сокровищ, если бы им пришлось копать колодезную шахту? По словам Томпсона, «против данной теории говорит то, что, как замечают Марагиолио и Ринальди, стены шахты, начиная от грота и даже вверх, сложены из правильных блоков известняка, видимо, в соответствии с первоначальным планом»[26].

В своей книге «L’Architettura delle Piramidi Menefite» Селеста Марагиолио и Вито Ринальди высказывают предположение о том, что эту шахту вырыли для того, дабы обеспечить поступление воздуха к работающим внутри пирамиды строителям. Известный египтолог и признанный специалист по пирамидам Эдвардс согласился с тем, что, да, возможно, ее использовали в таких целях, но заявил при том, что, в рамках теории гробницы, в этом не было необходимости, поскольку поднимающийся вверх коридор был открыт до тех пор, пока похоронная процессия не покинула его и гранитными глыбами не перегородили его вход. По его мнению, шахта являлась выходом, через который те, кто помогал спускать гранитные блоки, покинули пирамиду*. Впрочем, данное предположение, во всяком случае, мне представляется совершенно несуразным и едва ли заслуживающим потраченного на его обсуждение время. По-моему, соображения Питри боже приемлемы и правдоподобны. Последний сомневается в том, что Марагиолио, Ринальди и Эдвардс верно поняли намерения тех, кто строил пирамиду:

Шахта, или «колодец», идущая от северного конца галереи вниз, не была ни задумана с самого начала, ни забыта во время строительства; доказательством тому служит то, что она была прорублена в кладке, лишь после того как ее ряды были уложены. Исследование шахты показывает, что ее проход извилист и при ее сооружении использованы неподходящие строительные блоки; не раз в шахте встречается угол блока, оставленный в ее искривленной стене, хотя остальная его часть была удалена при прокладывании прохода. И это является убедительным доказательством, так как такого бы не было, будь ее сооружение задумано с самого начала. Подобную картину мы наблюдаем у входа 6 коридор, 6 галерее. Здесь стены со стороны входа такие же ровные, как и стены галереи; однако на южной стороне галереи всего в 5,3 дюйма (13,46 см) от входа, проходит вертикальный стык. При строительстве пирамиды особо тщательно устанавливали крупные блоки на углу, и поэтому совершенно непонятно, почему возле входа в коридор строитель поставил подпоужу всего 5,3 дюйма толщиной. Очевидно, вход был прорублен, после того как эта часть сооружения была закончена. Следовательно, шахта — от начала до конца — является дополнением к первоначальному плану [27].

Питри также обратил внимание на крупный гранитный блок возле грота. Его положение наводит на мысль, что его сбросили из вертикальной части шахты. Интересно, зачем он был нужен в шахте, которая, по мнению многих, никак не связана с первоначальным планом пирамиды? Зачем тем, кто проложил проход через нетронутую скальную породу к Большой галерее, сбрасывать в шахту гранитную глыбу? Подобная затея потребовала бы немалых усилий. И откуда они взяли ее? Ее присутствию там должна быть причина (см. рис 5).



Рис. 5. Колодезная шахта 1. Грог. 2. Колодезная шахта

Впрочем, Марагиолио, Ринальди и Питри можно примирить, если предположить, что сложенная из блоков часть шахты была вначале меньше и лишь впоследствии расширена для того, чтобы хранители могли пройти в Большую галерею и установить степень разрушения Царской камеры. Если это так, тогда колодезная шахта была предназначена не для человека, а для чего-то другого. Каким бы ни было ее предназначение, оно потребовало для чего-то установки внутри коридора крупного гранитного блока… Вот на эти вопросы я и отвечаю на страницах настоящей книги.

Если колодезная шахта является делом рук охотников за сокровищами, тогда они должны были знать расположение помещений внутри пирамиды и, чтобы у них было желание пуститься в столь многотрудное предприятие, представлять, какие сокровища скрыты в ней. Что же касается гипотезы о провеуже состояния Царской камеры, то у нас в связи с ней возникает вопрос как хранителям удалось по наружным признакам установить, что пирамида просела? Ведь отклонение основания пирамиды Хеопса, равного 13 акрам (52609,1 кв. м.), составило всего-навсего 7/8 дюйма, т. е. 0,001 дюйма (0,0025 см) на 1 фут (30,48 см) — в два раза меньше толщины человеческого волоса! Чтобы выявить отклонение основания в 7/8 дюйма, даже если основание было сначала идеально ровным, древним хранителям потребовалось бы современное измерительное оборудование.

Допустим, что у них имелись приборы, способные определить столь незначительное отклонение, тогда встает вопрос: надо ли им было при такой малой погрешности проделывать все то, что авторы различных теорий им предлагают? В том случае, если хранители были встревожены судьбой проходов и камер в пирамиде, они, чтобы успокоиться, могли бы тщательно проверить состояние идущего вниз коридора. Как я уже говорил, этот проход был изучен Питри, сообщавшим, что «среднее отклонение от прямой линии в сложенной из блоков части коридора равняется всего-навсего 1/80, дюйма, поразительно небольшая погрешность при протяженности в 150 футов (45,72 м). При общей 350-футовой длине коридора, частично сложенного из блоков, частично прорубленного в скальной породе, отклонение его боковых сторон составляет 1/4 дюйма, а потолка — 3/10 дюйма»[28].

Тем не менее полученные данные указывают на то, что в древности камеры внутри Великой пирамиды были осмотрены и отремонтированы. Например, были заштукатурены трещины в потолочных балках над Царской камерой. Но почему хранители были так обеспокоены состоянием упомянутой погребальной камеры? Почему же, если им после землетрясения пришлось провести осмотр внутренних камер, их не успокоило обследование идущего вниз коридора? По-видимому, не наружные признаки оседания понудили их проникнуть внутрь строения, а нечто иное.

Когда Эль Мамун исследовал пирамиду Хеопса, многое ускользнуло от его пытливого взора. Лишь в 1765 году Натаниель Дейвисон совершил открытие, которое послужило толчком к возобновлению исследований и еще больше окутавшее завесой тайны это загадочное строение.

Рядом с Царской камерой, на большой ступени, его внимание привлекло странное, отражающееся от потолка эхо. Подняв горящую свечу к потолку галереи, Дейвисон внимательно осмотрел его и едва разглядел почти на самом верху отверстие Положившись на удачу, он соорудил из лестниц некое подобие лесов и осторожно полез наверх.

К своей радости, Дейвисон действительно обнаружил отверстие. Впрочем, вскоре его восторг сменился отвращением — после тою как он, забравшись в лаз, чуть не утонул в кучах резко пахнущего помета летучих мышей. Прикрыв платком от зловония нос, он стал пробираться по лазу и, преодолев таким образом двадцать пять футов (7,62 м), наткнулся на большую камеру, где, впрочем, ему так и не удалось распрямиться во весь рост. Оказавшись внутри камеры, Дейвисон очистил ее от помета и увидел девять огромных потолочных балок из гранита — каждая до двадцати семи футов длиной (8,23 м) и до семидесяти тонн весом. Они образовывали потолок царской погребальной камеры. Верх балок в отличие от их боковых сторон и низа обтесан неровно и был далеко не подобием прямой линии. Также он установил, что потолок найденной им камеры сложен из таких же гранитных балок. Эта особенность строения пирамиды его не заинтересовала, и результатом сделанного им открытия стало то, что он начертал на стене свое имя и эта камера была названа в его честь.

Новое исследование камеры Дейвисона было проведено в 1836 году, когда полковник Хоуард-Вайз вместе с гражданским инженером Джоном Перрингом изучал пирамидный комплекс в Гизе. В ней на потолке между балками Хоуард-Вайз заметил щель. Это навело его на мысль о том, что выше находится еще одна камера Он попытался просунуть в щель трехфутовую тростинку, и это ему легко удалось. Затем он, желая выяснить действительно ли выше есть еще одна камера, велел нанятым рабочим пробить проход в гранитной балке. Вскоре они поняли, что молоток и зубило из закаленной стали здесь бесполезны, и решили пустить в ход оружейный порох. Ставил заряды и взрывал камень, пока не открылся проход в другую камеру, местный египтянин, чувства которого были притуплены алкоголем и гашишем.

Эта камера хранила в себе для первых исследователей тайну, над которой ломали головы десятки лет. Пол камеры покрывал слой черной пыли, оказавшейся после проведения анализа сброшенными при линьке покровами насекомых и раковинами. В самой пирамиде живых насекомых найдено не было, и поэтому открытие становилось еще боже загадочным. Почему мириады насекомых выбрали для сбрасывания покрова именно эту закрытую камеру? Эта загадка до сих пор не получила удовлетворительного объяснения. Впрочем, никто и не пытался разгадать ее. И поскольку ни одна из предложенных ранее теорий не могла приподнять над ней завесу тайны, на нее особого внимания не обращали.

В этой камере, как и в камере Дейвисона, потолок тоже был сложен из гранитных балок: Это навело Хоуарда-Вайза на мысль о возможном существовании наверху еще одной камеры. Проработав еще три с половиной месяца и проделав при помощи пороха в кладке сорокафутовый проход, они обнаружили еще три камеры, всего пять. Потолок из гигантских известняковых блоков в верхней камере был остроконечным. По мнению Хоуарда-Вайза, предназначение пяти расположенных поверх друг друга камер заключалось в том, чтобы уменьшить давление тысяч тонн кладки на плоский потолок Царской камеры. Хотя большинство исследователей, заинтересовавшихся его предположением, в общем-то согласились с ним, эта версия все же по ряду соображений, касающихся конструктивных особенностей пирамиды, вызывает сомнение и оказывается в конечном итоге неверной.

Хоуард-Вайз и другие исследователи не учли того, что в конструкции камеры использован боже эффективный и менее сложный прием Учитывая конструктивные особенности Камеры царицы, можно предположить, что камеры расположили поверх друг друга не для-того, чтобы в Царской камере был плоский потолок. Нагрузка на Камеру царицы, находящуюся ниже Царской, больше, нежели на камеру фараона. Несмотря на это потолок в Камере царицы остроконечный, не плоский. Если бы в указанном помещении был нужен плоский потолок, то строителям ничего бы не стоило положить такой же ряд балок, как и в камере фараона. При сооружении обеих камер были использованы остроконечные известняковые блоки огромного размера, уменьшавшие давление сверху за счет распределения его на наружную сторону стен. Дело в том, что такой потолок, как в Царской камере, можно было сделать и в Камере царицы, но его балки, как и балки над Царской камерой, держали бы только собственный вес (см рис 6).



Рис. 6. Камера царицы и Царская камера с плоским потолком 1. Камера царицы, 2. Царская камера

Те, кто строил Царскую камеру, видимо, прекрасно знали, как боже простым способом добиться того, чтобы здесь был плоский потолок. Следовательно, при составлении плана Царской камеры в расчет принимались некие другие соображения. Какие же? Зачем понадобились пять расположенных поверх друг друга рядов монолитных семидесятитонных гранитных балок? Представьте, сколько силы воли и труда понадобилось для того, чтобы доставить только один из сорока трех гранитных блоков за пятьсот миль (804,67 км) и поднять его на высоту в 175 футов (53,34 м)! Тому должна быть боже веская причина — и она есть, если согласиться с тем, что пирамида Хеопса (Хуфу) — это огромный механизм. Однако прежде чем я изложу суть дела, нам надлежит рассмотреть еще некоторые факты и теории, предложенные в качестве объяснения.

После открытия пяти расположенных поверх друг друга «камер конструкции» над Царской камерой гранитный комплекс в середине Великой пирамиды приобрел ореол загадочности и стал внушать некий мистический страх. Решение древних строителей использовать вместо известняка такую чрезвычайно твердую каменную породу, как гранит, вполне объяснимо, если учесть, что в принятии решений немалую роль играли самолюбие, каприз или религиозные воззрения. Впрочем, кое-что объяснению все-таки не поддается.

Если мы тщательно изучим облицованную гранитными плитами переднюю, то обнаружим заметное различие между уровнем мастерства, выказанным здесь, и то, с каким тщанием отделаны остальные помещения в Великой пирамиде Другие исследователи тоже заметили это несоответствие Питри, потрясенный крайней небрежностью и низким качеством работы в этом помещении, писал: «Стены по сравнению с облицовкой и входом пирамиды поражают своим низким качеством; и расхождения в замерах показывают, сколь скверно поработали здесь строители»[29].

Возможно, исследователи несколько грешат на каменотесов, трудившихся на этом гранитном комплексе. Ведь гранит, в конце концов, — очень твердый материал, сложный для обработки; да и кто, после закрытия пирамиды, заметил бы, что там не все исполнено на должном уровне? По словам Питри, облицовочные плиты плотно пригнаны и прекрасно отделаны; таким же высоким качеством работы отличается и вход в пирамиду. Однако здесь любая неточность, допущенная работниками, сразу была бы замечена теми, кто ходит мимо, и они понесли бы наказание за свою нерадивость. Вполне естественно, что работник, либо рабочий коллектив, старается изо всех сил там, где их работа будет у всех на виду, и, пожалуй, боже небрежен там, где она скрыта от глаз. Впрочем, как я уже говорил, все в пирамиде Хуфу имеет свое объяснение, и моя теория, как я полагаю, вполне обоснованно объясняет разное качество работ.

Даже если будет найдено разумное объяснение боже чем неудовлетворительного качества работы в передней, то и тогда особенности сего помещения заставляют о многом задуматься. Египтолог Людвиг Борчардт выдвинул теорию, согласно которой в этой небольшой камере находился механизм, закрывавший вход в Царскую камеру после ухода похоронной процессии. Вниз, вдоль пазов в восточной и западной стенах, были опущены висящие на веревках гранитные плиты (см. рис 7)[30].



Рис. 7. Передняя в теории Борчардта

Объясняя «исчезновение» упомянутых выше плит, египтологи утверждают, что они были унесены грабителями. И вновь крайним оказывается безвестный грабитель гробниц! А кто же еще, ведь для того, кто с удивительной точностью проложил извилистый туннель, умудрившись при этом попасть прямо в Большую галерею, нет ничего невозможного. Но зачем ему эти плиты? Какую ценность они представляли для него, если с наружной стороны пирамиды таких плит была тьма тьмущая?..

Но как же им удалось убрать плиты, вставленные в пазы? Их бы пришлось обрубать по краям или поднимать из пазов. Хотя существует предположение, что плиты были опущены на веревках либо даже в результате спуска песка, вряд ли была предусмотрена возможность, позволяющая тем, кто явился сюда грабить, с легкостью проделать обратную операцию. Следовательно, плиты пришлось бы обрубить. И опять черным поисковикам приписывают деяние, оказавшееся другим не по плечу. Судя по имеющимся данным, в гранатных перегородках уже дважды пытались проделать проход при помощи ручных инструментов, однако из этого ничего не вышло. Эль Мамуну пришлось прокладывать туннель в обход гранитных блоков, установленных в поднимающемся коридоре, а Хоуард-Вайз был вынужден пустить в ход пороховые заряды, ибо даже в его время (не говоря уже о современной для Эль Мамуна эпохе) не существовало режущего инструмента, способного справиться с таким материалом, как гранит.

Возможно, гранитные плиты, если они были довольно тонкими, разрушили, используя давление. Однако их толщина, если судить по пазам в передней, должна была равняться 21,6 дюйма (54,86 см), стало быть, речь идет о здоровенной гранитной глыбе. При удобном расположении плоскости кливажа на гранитных плитах грабители гробниц могли разбить их, если бы могли с силой надавить на них. Впрочем, сама идея о том, что в передней некогда находились плиты, является всего лишь гипотезой. Однако, не принимая на веру приведенный ранее довод относительно возможности грабителей проникнуть в Царскую камеру, нам следует по-прежнему уважительно относиться к аргументу, изложенному Пиаззи Смитом:

Эти три больших, плоских, вертикальных паза являются, по словам египтологов, частью опускной системы, закрывающей доступ в царскую погребальную камеру. В настоящее время здесь нет блоков, опускаемых и поднимаемых по пазам; впрочем, не видели их тут и прежде. Однако египтологи с победоносным видом указывают на еще один паз, находящийся севернее остальных, у северного входа в переднюю; и здесь, говорят они, опускной блок по-прежнему висит и готов к работе.

Упомянутый блок, однако, обладает множеством особенностей, которые египтологи так и не сумели объяснить; и, поскольку профессор Гривз, первым подробно описавший его, назвал его «гранитная опускная доска» (от так называемой «опускной доски», «перегородки» или задвижки шлюзных ворот в Англии), то нам лучше придерживаться данного названия.

Однако ширина упомянутого паза составляет не 21,6 дюйма (54,86 см), а 17,1 дюйма (43,43 см); и вместо того чтобы доходить до пола, даже на несколько дюймов уходить вглубь, он заканчивается 643,7 дюйма (111,00 см) от базисной плоскости; так что опускной блок, точнее блоки, ибо он состоит из двух частей, покоится с обеих сторон на каменных стенах и поэтому его невозможно сразу опустить, даже будь на то желание императора. Впрочем, эта система мало кому бы помешала, так как даже если бы их опустили либо долотом выдолбили для них по вертикали спуск, между опускной доской, северной входной стеной и входом остается свободное пространство, 21 дюйм (53,34 см), куда может протиснуться один человек, а также 57 дюймов (144,78 см) над опускной доской, где могут пролезть несколько человек и где я сам сидел на лестнице, день за днем, в окружении ламп и измерительных реек, но в почтительной тишине и обычно в полном одиночестве, размышляя над тем, что бы это значило [31].

Смит в результате своих размышлений о назначении передней ее гранитной опускной доски и пазов в восточной и западной стене пришел к выводу, нисколько за прошедшее столетие, судя по всему не пересмотренному. Б 1880 году он писал; «Гранитная опускная доска — это даже по тем немногим известным фактам, не часть опускного механизма, а нечто большее. Как и три пары боже широких пазов к югу от него, замечательные своими углублениями полуцилиндрической формы на западной стене»[32].

Насколько же верны предположения, объясняющие существование передней? Да не очень, так как ни одно из них не способно дать удовлетворительный ответ на вопрос зачем понадобилось тратить столько сил на сооружение всего одного помещения, состоящего из четырех стен, пола, потолка и двух коридоров. Для чего-то же понадобилось вырезать четыре паза в стенах и устанавливать гранитную плиту. Как мы вскоре убедимся, существует только одно объяснение, действительно отвечающее на вопрос о предназначении передней: последняя наделена механической функцией. Все данные говорят за это, надо лишь правильно истолковывать их.

Например, наличие полукруглых углублений на поверхности гранитной обшивки наводит на мысль о том, что поперек передней некогда висели предметы цилиндрической формы и что в них, возможно, помещались опорные поверхности либо они сами и являлись этими опорными поверхностями. Вот что пишет Пиацци Смит:

…передняя и впрямь очень мала, не боже 65,2 дюйма (165,61 см) в самом широком месте с востока на запад, 116,3 дюйма (295,40 см) — с севера на юг и 149,4 дюйма (379,48 см) — 6 высоту. Ио она облицована с обеих сторон чем-то вроде гранитных панелей, и у меня ушло целых три дня на то, чтобы измерить ее, — таким сложным и хлопотным оказалось это занятие!

С восточной стороны высота гранитной обшивки составляет всего 103,1 дюйма (261,87 см), верх у нее плоский и ровный; зато с западной стороны ее высота равна 111,8 дюйма (283,97 см), и здесь вырезаны три полуцилиндрических поперечных углубления с радиусом девять дюймов (22,86 см) и глубиной от 8,5 (21,59 см) до 11,7 дюйма (29,72 см). Каждое из этих полуцилиндрических углублений, напоминающих пилястры, проходит по широкому, мелкому, вертикальному, плоскому пазу 21,6 дюйма (54,86 см) шириной, 3,2 дюйма (8,13 см) глубиной, протянувшегося с верха и до низа обшивки. Большая часть упомянутых выше пилястров уже давно отбита, однако отбитые места прекрасно видны. Такой же паз и пилястры проходят и по восточной стороне, не столь высокой, как западная [33].

Неужели строители пирамиды вложили столько труда в сооружение практически бесполезного помещения? Нели данная камера выступала в роли закрывающего механизма, причем исполнить ее должна была всего лишь один раз, тогда незачем было разрабатывать такую сложную конструкцию и использовать при ее строительстве такой прочный и долговечный материал, как гранит? Впрочем, если мы все же постараемся серьезно отнестись к подобной теории, то будем вынуждены признать, что и в наше время бывают случаи, когда конструкторы создают излишне сложный в применении инструмент или механизм. Однако мы должны понимать, что пример для сравнения с передней нам следует брать из современной промышленности, скажем, взяв в этом качестве дорогостоящую винторезную головку, сделанную из инструментальной стали высшего качества и использованную для изготовления всего лишь одной детали. Быть такого не может, скажете вы, — так и изложенная выше теория выходит за рамки всякого правдоподобия.

Судя по современным теориям египтологов, присутствие в пирамиде невесть для чего сооруженной здесь передней и впрямь является для них загадкой. Впрочем, разгадка все-таки имеется, правда, на нее до сих пор как-то не обращали внимания.

Ключ к ответу на этот вопрос находится, пожалуй, в царской погребальной камере или над ней, в расположенных поверх друг друга камерах. Проведенное Питри тщательное исследование Царской камеры показало, что в прошлом она подверглась сильному возмущению, причем такой мощи, что в его результате расстояние между стенами камеры увеличилось приблизительно на один дюйм (2,54 см)! О том, что данная камера испытала воздействие страшной разрушительной силы, свидетельствует то, что гранитные балки с ее южной стороны вылетели и потрескались. Питри заявил о том, что это следы землетрясения, и с той поры данная точка зрения доминирует. По его словам, «все эти смещения не так уж и велики — всего на дюйм-два; однако этого достаточно, чтобы нарушить прочность и устойчивость камер и сделать их обрушение вопросом времени и новых землетрясений»[34].

Кажется, что к этому нечего добавить. Все привыкли считать, что Царская камера подверглась воздействию землетрясения. И все же мы могли бы прибегнуть к тому же доводу, какой использовали, опровергая гипотезу, что древние хранители заметили следы землетрясения снаружи пирамиды. Если вследствие его несколько гигантских гранитных балок треснули, а стены камеры раздвинулись на один дюйм, тогда и в других помещениях Великой пирамиды, вероятно, можно было бы наблюдать подобную картину, не правда ли? Царская камера расположена на высоте 175 футов (53,34 м)над землей, но в нижних помещениях подобных повреждений не видно. Напротив! Они отличаются удивительной точностью — точностью, поражавшей как тех, кто исследовал и измерял пирамиду Хеопса, так и тех, кто потом изучал результаты этих исследований.

Царская камера вызывает больше вопросов, нежели все тринадцать акров основания пирамиды! Почему землетрясение из всего гигантского комплекса — кладки, коридоров и камер — затронуло только это помещение? Обошло данное катастрофическое явление стороной, по-видимому, и погребальную камеру царицы. Отличается, как уже отмечалось, поразительной точностью и идущий вниз коридор. Не были замечены необычные разрушения и внутри Большой галереи; даже передняя не так пострадала, как царская погребальная камера. Впрочем, серьезные сомнения в справедливости теории землетрясения заводили в тупик сторонников этой версии. Стены этого помещения раздвинулись под воздействием неведомой силы! Несмотря на то что эта небольшая, гранитная камера была заключена внутри чудовищной по своей массе известняковой кладки, произошло смещение стен. Вот что говорил по этому поводу Питри:

Царская камера по сравнению с другими частями пирамиды лучше измерена; расстояние между стенами, их вертикальность в каждом углу, высота горизонтальных рядов кладки и горизонты были тщательно исследованы. Швы камней на каждой стороне разошлись, и камера стала шире. После исследования швов на уровне второго горизонтального ряда кладки величина измеренных просветов составила: 3 шва разошлись на северной стороне на 0,19 дюйма; 1 — на востоке=0,14; 5 — на севере=0,41; 2 — на западе = 0,38. Чтобы узнать первоначальные размеры камеры, следует вычесть из данных измерений величину просветов. Я также, проводя измерения верха возле западной стены, обратил внимание на то, что ширина с севера на юг га счет трещины на южной стороне увеличилась на 0,3 дюйма [35].

Интересно, каким мощным должно было быть давление, чтобы стены камеры так раздвинулись, особенно учитывая то, что такая же картина наблюдается и во всех расположенных над Царской камерой помещениях. Питри даже пишет:

Эти просветы, или трещины, не что иное, как следы разрушения, которое претерпела данная камера, вероятно, в результате землетрясения, когда все потолочные балки были вдоль южной стороны сломаны; и с тех пор гранитный потолок (примерно 400 тонн) держится на подпоужах. Пострадала не только эта камера, в каждом из расположенных над ней помещений массивные балки либо треснули, либо вышли из стены, боже или менее с южной стороны; а высокие восточная и западная известняковые стены, на которых эти камеры и держатся, просели[36].

Некоторые факты свидетельствуют в пользу предположения, что хранители Великой пирамиды знали о том, какому разрушению подверглась Царская камера Лаз, обнаруженный Дейвисоном и приведший, в свою очередь, к открытию расположенных поверх друг друга помещений, можно объяснить, допустив, что хранители провели тщательное исследование повреждения верхних уровней гранитного комплекса. Удостоверившись, что все, что требуемое от них, ими сделано, они прекратили его.

В пользу этой точки зрения говорит и то, что была предпринята попытка хоть отчасти устранить следы повреждений в Царской камере. И снова мы узнаем факты, касающиеся проведенного хранителями обследования, от Питри: «Кровельные балки были не из «отшлифованного гранита», как их описывали; наоборот, их поверхность была грубо обтесана, сами они плотно пригнаны между собой, но без всякого намека на шлифовку. Шов на углу северной и восточной стен, примерно по пять футов с каждой стороны, был замазан цементом, на котором остались следы пальцев. Трещина поперек кровельной балки с восточной стороны также была зацементирована, причем казалось, будто та треснула, прежде чем закончилось строительство данной камеры. На углу северной и западной сторон поверх гранитной плиты лежит примерно на площади одного квадратного фута штукатуужа»[37].

Трещины, очевидно, было необходимо устранить, и поэтому хранители их заштукатурили. В этой связи возникает следующий вопрос для чего понадобился тонкий слой штукатуужи? Он вряд ли усилил бы конструкцию данного гранитного комплекса. Каким образом он мог предотвратить обрушение одной из сорокапяти- или семидесятитонных балок над Царской камерой? Быть может, треснувшие балки были покрыты слоем штукатуужи по какой-то другой причине? Что бы там ни было, ясно одно: хранители, потратив немало времени и труда, проникли внутрь пирамиды Хуфу, чтобы провести там ремонтные работы.

Интересно, что бы они, представься нам возможность побеседовать с ними, рассказали нам о природе возмущения в Царской камере? И как объяснили факт ее расширения? Подтвердили бы они предположение о землетрясении? Или тактично указали на то, что коль оно и произошло, то камера бы по всей вероятности обрушилась? Какое объяснение дали весьма странному факту: содержание земной коры затронуло полностью изолированную от внешнего мира погребальную камеру фараона? Сумели б они убедить нас в том, что они решили обследовать небольшую камеру, расположенную посреди пирамиды из-за ничтожного смещения, обнаруженного в ее основании? Давайте обратимся к фактам — хранителям пришлось бы отвечать на множество вопросов.

Еще больше вопросов порождает Царская камера На первый взгляд это обыкновенное помещение, построенное из красного гранита. Стоит, впрочем, приглядеться внимательней, и вы увидите, что она таит в себе больше загадок, чем все остальные камеры и коридоры пирамиды. Кстати, Джон Гривз, бродя наугад внутри пирамиды, частично приоткрыл завесу тайны над одной из них.

Его удивляло, что многие элементы Великой пирамиды не вписывались в представление о гробнице. Особенно озадачивала этого английского математика и астронома, чей разум был воспитан в подчинении законам природы, Большая галерея. Он сомневался, что Большая галерея служила лестницей, ведущей в Царскую камеру, поскольку ему было трудно взбираться наверх. Ее размер, ступенчатые стены и то, что она построена под таким крутым углом, — все это убеждало его в том, что она не могла также служить и камерой. Кроме того, пробираясь к Большой галерее по поднимающемуся вверх коридору, ему приходилось сгибаться, как до него и людям Эль Мамуна.

В конце Большой галереи путь Гривзу, нагнувшемуся, чтобы пройти в коридор, ведущий в переднюю, преградил «опускной» вход, и его поразило, почему стены, пол и потолок здесь не из известняка, а из гранита. Он даже не смог приступить к измерению передней (см. рис. 8).



Рис. 8. Передняя

Проход, ведущий из передней в Царскую камеру, меньше, чем саркофаг или ящик, стоящий в камере, поэтому его должны были поставить туда, когда строили пирамиду, прежде чем сверху положили потолочные балки. Его удивляло то, для чего одной-единственной камере, где стоит только пустой ящик, нужна такая защита из чудовищного массива окружавшей ее кладки. Ему не давал покоя вопрос, зачем для одного-единственного захоронения понадобилось такое громадное сооружение, как Великая пирамида.

Кроме того, Гривз обнаружил в Царской камере, в северной и южной стенах, небольшие отверстия. Сначала на них почти не обращали внимания, принимая их за гнезда для свечей или ламп. Однако после того как Перринг, помощник Хоуарда-Вайза, чуть не лишился головы, когда камень, выпавший из отверстия, просвистел у него над ухом, стало ясно, что это не «подсвечники», а нижний конец шахт, идущих через пирамиду наружу. Камень, чуть не разнесший голову Перрингу, падая вниз, видно, освободил проход в шахте, так как вслед за ним в камеру хлынул поток прохладного воздуха. По сообщениям исследователей после освобождения прохода в шахтах в Царской камере установилась постоянная температура 68 градусов по Фаренгейту (28° по Цельсию), причем на нее не влияла ни погода, ни наружная температура. Впрочем, в настоящее время здесь наблюдаются перепады температуры, поскольку туристы, почти каждый день посещающие Великую пирамиду, являются источником биологического тепла и влаги. Я всякий раз, карабкаясь по поднимающемуся вверх коридору или взбираясь по Большой галерее, весь покрывался испариной. В связи с повышением температуры и влажности в Царской камере египтяне пригласили Рудольфа Гантенбринка, немецкого инженера, для установки в северной и южной шахтах вентиляторов, усиливающих циужуляцию воздуха (см рис 9).



Рис. 9. Южная шахта в Царской камере

Каково же назначение только что упомянутых шахт? Представьте, сколько труда потребовало их сооружение. Если через них должен был в Царскую камеру поступать воздух, тогда строители пирамиды выбрали не самый простой способ. Проще было оставить в толще пирамиды горизонтальный, выходящий наружу проход. Тогда и приток воздуха был бы, вероятно, больше. Принимая все эти соображения во внимание, а также то обстоятельство, что мертвым воздух ни к чему, египтологи полагают, что указанные шахты не вентиляционные, они носят чисто символический или культовый характер.

Кроме того, сооружение пирамиды с шахтами на покатой поверхности является с технической точки зрения нелегкой задачей. Известняковые блоки, из которых сложена северная стена шахт, надо было, когда они шли в обход Большой галереи, устанавливать под определенным сложным углом на примыкающую поверхность (см рис 10).



Рис. 10. Горизонтальная вентиляционная шахта и вентиляционная шахта с уклоном

Когда в 1995 году я посетил Великую пирамиду, то увидел железную дверцу, закрывающую проход в коридоре между Большой галереей и передней. Она была не на замке, и я, воспользовавшись представившимся удобным случаем, полез, прихватив с собой фонарик, в туннель, чтобы выяснить, куда он ведет. Добравшись до конца, обнаружил то, что осталось от северной шахты, и увидел, с каким тщанием были пригнаны известняковые блоки. Осветив фонариком шахту, заметил вентилятор, установленный здесь Гантенбринкером для проветривания камеры. С нижней стороны шахты были открыты, и я видел, как ровно они обтесаны, какие у них одинаковые острые внутренние углы. Зная, с какой точностью построена пирамида, да и остальные древние сооружения, виденные мною в Египте, не удивился качеству работы — хотя, видя, что здесь пришлось иметь дело со сложными углами, где несоответствие сопрягаемых деталей должно быть исключено, я не мог не изумиться. Подобная точность не может быть случайной, и строители, не будь в том необходимости, не стали бы, затрачивая огромные ресурсы, с такой точностью возводить это сооружение. Данная вероятность противоречит по своей сути приписываемой египтологами символической или культовой природе шахт. Кроме того, для передачи этого существуют боже простые способы: например, рельефы и рисунки, в исполнении которых древние египтяне проявили себя большими мастерами.

Всякая теория, касающаяся загадок пирамиды Хеопса, не должна противоречить логике и давать ответы на все вопросы, возникающие в связи с открытиями, вызывавшими в прошлом столько недоумения. Как мы уже убедились в настоящей главе, в современных теориях о предназначении и сооружении пирамиды существуют изъяны. Теория, которой можно будет доверять, должна объяснить следующее:

Выбор гранита в качестве строительного материала для Царской камеры. Ведь таким образом строители ставили перед собой чрезвычайно трудную задачу.

• Существование еще четырех помещений над погребальной камерой фараона

• Особенности громадных гранитных монолитов, разделяющих так называемые «строительные камеры».

• Наличие сброшенных при линьке покровов насекомых в помещении над Царской камерой.

• Почему в результате некоего сильного возмущения произошло смещение стен погребальной камеры фараона и потрескались балки на потолке, но в остальном пирамида Хуфу (Хеопса) ничуть, по-видимому, не пострадала?

• Тот факт, что хранители смогли по наружным признакам определить, что внутри Царской камеры произошло возмущение, хотя такие признаки ничтожны либо вовсе отсутствуют.

• Почему хранители посчитали необходимым зацементировать трещины на потолке Царской камеры.

• Тот факт, что наружу из Царской камеры ведут две шахты.

• Есть ли нужда в подобных шахтах — такого назначения, размера, планировки и так даже.

Теория, предложенная для серьезного обсуждения, должна объяснить наличие следующих особенностей пирамиды Хеопса, одни из которых мы уже обсудили, а другие рассмотрим в дальнейшем, а именно:

• Передняя.

• Большая галерея с ее ступенчатой стеной и крутым уклоном

• Поднимающейся вверх коридор с преграждающими проход гранитными блоками.

• Спускающуюся к подземной яме шахту колодца.

• Отложения соли на стенах Камеры царицы.

• Грубый, неотшлифованный пол в Камере царицы.

• Ступенчатая ниша, вырубленная в восточной стене Камеры царицы.

• Шахты, которые сначала не доходили до Камеры царицы.

• Медные штыри, обнаруженные Гантенбринком в 1993 году.

• Зеленый каменный шар, крюк «кошка» и деревянный, вероятно, из кедра брусок, найденные в шахтах, ведущих к Камере царицы.

• Гипс, вытекший из швов внутри только что упомянутых шахт.

• Отвратительный запах, столь не понравившийся первым исследователям.

Как я уже говорил, всему есть причина, в том числе, разумеется, и перечисленному выше. Ища разгадку тайн Великой пирамиды, утверждая, что остальные объяснения нас не удовлетворяют, мы должны учитывать все факты, даже, на первый взгляд, самые незначительные. В последующих главах я рассмотрю их и покажу, что даже те сведения, которые кажутся пустяковыми, могут оказаться очень важными, и то, что раньше исследователи едва удостаивали своим вниманием, может таить в себе ключ к разгадке. Поскольку существующие теории не в полной мере отвечают на вопросы, касающиеся тайн пирамиды Хуфу, исследователи продолжают прорубать туннели, копать проходы и изучать пирамиду при помощи самых современных электронных измерительных приборов — лишь для того, чтобы столкнуться с новой загадкой.

Глава 3

Бесподобная точность

________________________________________________________________________

 

Прочитав немало материалов по пирамиде Хеопса и изучив сопровождавшие тексты рисунки, я пришел к выводу, что противники теории усыпальницы говорят дело. Поэтому я боже внимательно изучил то, что, по моему мнению, является самой значительной информацией касательно Великой пирамиды, — то, с какой точностью она была построена. Вскоре мне стало очевидно, что исследователи с обеих сторон сочувственно относятся к ремесленникам, работавшим на строительстве пирамиды. Однако сами исследователи не принадлежали к ремесленническому цеху, и у них не было опыта, приобретенного в течение многолетней работы как ручной, так и с механизмами. Я обладал подобным опытом и поэтому мог составить довольно верное представление относительно уровня технических знаний у древних египтян. Они уж точно не были примитивны; даже сейчас редко встретишь работу такого качества и точности.

Исследуя пирамиду Хуфу и обдумывая вопросы, заданные другими людьми, я начал понимать предназначение данного сооружения. Мысль написать настоянную книгу появилась у меня после долгих размышлений о том, какой способ мне избрать, чтобы поделиться идеями, возникшими у меня в отношении пирамиды и других артефактов, описанных египтологами, особенно Уильямом Флиндерсом Питри. Для меня, ремесленника и инженера, проработавшего по жестким допускам боже тридцати пяти лет, было вполне естественным найти точки соприкосновения с теми, кто с такой точностью воздвиг одно из «семи чудес света».

Ради читателей, не знакомых с производством, я позволю себе совершить небольшой экскурс в историю. Промышленная революция, начавшаяся в Англии в первые годы XIX столетия, привела к появлению стандартизации в области изготовления деталей. Возьмем, например, ружье. Когда-то каждая его часть изготовлялась отдельно, а затем подгонялась к другой. Не было единых стандартов, позволявших заменять неисправную деталь исправной, достав ее с полки и вставив, причем без всякой подгонки, в ружье. Каждую деталь приходилось делать по индивидуальному заказу, иначе бы она не подошла к другой. Первым, чтобы ускорить военные поставки, предложил изготовлять стандартные ружейные детали Эли Уитни; однако для этого надо было устранить в производственном процессе возможность нежелательных отклонений. Другими словами, вряд ли стержень, изготовленный на токарном станке, допускавшем отклонения диаметром в 0,010 дюйма, точно подойдет к отверстию с такими же отклонениями. Нужны боже точные станки, а также система измерений, стандартизированная и используемая для измерения изделий, изготовляемых на этих станках.

Метрология — это наука об использовании измерительных приборов, которые тщательно выверяются и проверяются. Такому оборудованию требуется боже высокая степень точности, чем самому изделию. Только тогда мы можем быть уверены, что изделие соответствует предъявляемым требованиям Как правило, допуск измерительного инструмента, или прибора, составляет десять процентов от допуска измеряемого изделия (см рис. 11)[38]. Хотя о точности, продемонстрированной в Великой пирамиде, писали уже боже ста лет назад, было бы полезно пересмотреть данные первых исследователей сточки зрения современной техники.



Рис. 11. Измерение и допуск

Когда в 1882 году Питри провел свои ценные измерения облицовочных камней пирамиды Хеопса, то полученные результаты просто ошеломили его. Вот что он писал; «Восточный шов северных облицовочных камней равен на верхней поверхности в ширину 0,020; 0,002; 0,045 дюйма; на внешней стороне — 0,012; 0,022; и 0,040. Ширина следующего шва составляет с внешней стороны 0,001 и 0,014 дюйма. Следовательно, средняя толщина равна 0,020 дюйма; стало быть, среднее отклонение при тесании камня от прямой линии и истинного прямоугольника составляет при длине 75 дюймов (190,50 см) всего лишь 0,010 дюйма. С такой точностью работают большинство современных оптиков»[39].

Питри в результате тщательного исследования облицовочных камней обнаружил настолько ничтожные отклонения, что невооруженным глазом их едва можно было разглядеть. Эти записи свидетельствуют о том, что внешние облицовочные блоки были квадратной формы и плоскими, со средним отклонением — на площади 35 кв. футов — 1/100 дюйма (0,010 дюйма /0,03 см/). Зазор же между подогнанными блоками варьировался от 0 до 1/50 дюйма (0,020 дюйма /0,05 см/), то есть равнялся толщине ногтя пальца. Его заполнял цемент, так связывавший известняк, что прочность шва превосходила прочность самого известняка. Состав этого цемента в течение многих лет являлся тайной.

Облицовочные камни, по сообщениям тою времени, весили от шестнадцати до двадцати тонн; самые крупные блоки были пять футов высотой, двенадцать — данной и восемь — шириной (см. рис. 12).



Изготовление всего двух строительных блоков с допуском в 0,010 дюйма и пригонка их друг к другу с зазором не боже 0,020 дюйма (0,05 см) является настоящим подвигом. Изготовление и установка 100 000 таких блоков требует наличия производства, которого, как уверяют, у древних египтян не существовало Рис. 12. Облицовочные блоки пирамиды Хеопса

Именно под влиянием этих цифр и сложилось в основном мое предварительное представление о пирамиде — доисторическом памятнике, построенном с такой точностью, с какой сейчас и здания не возводят. Еще боже удивительным для меня было то, что его строители, очевидно, считали необходимым соблюдать такую точность, какую сегодня встретишь только на машиностроительном заводе, но, разумеется, не на стройке.

Эти мелочи важны, и мы непременно рассмотрим их, когда будем думать над тем, как древние египтяне добывали, обтесывали и устанавливали эти блоки. Сто лет назад никто бы не придал особого значения таким жестким допускам. Тогда только оптики работали с подобными допусками. Ныне же исследователю, пожелавшему сравнить уровень мастерства, продемонстрированный строителями пирамиды Хеопса, с уровнем современных специалистов, причем в разных областях, было бы из кого выбирать…

Хотя сто лет назад точность, проявленная при изготовлении строительных блоков и сооружении Великой пирамиды, привлекла, пожалуй, к себе мало внимания, сейчас есть немало людей, близко знакомых с жесткими допусками. И я один из них, поскольку в течение многих лет создавал изделия, где допуск был гораздо меньше 0,010 дюйма (0,03 см). Мне известно, каких трудов стоит не выходить за указанные рамки — причем по собственному опыту, а не умозрительно, что, согласитесь, далеко не одно и то же.

Вот почему меня разбирает смех, когда я слышу, как умные мужчины и женщины высказывают предположение, что пирамиды и другие артефакты были созданы при помощи молотков и стамесок. Слесари-механики, инструментальщики и инженеры, с которыми я обсуждал данный вопрос, тоже смеются и, обычно покачивая головами, отпускают непечатные замечания. Этим трудягам, живущим в эпоху высокоразвитой цивилизации, ясно одно: мечтать, строить догадки и предположения — занятие хорошее, однако, когда дело доходит до работы, приходится опускаться на грешную землю и иметь дело с непреклонными фактами. Самые успешные и в экономическом отношении подкованные разработчики и инженеры — это те, кто внедрил свои разработки в производство, кто работал на станках. Благодаря наличию опыта они предъявляют боже реальные требования к квалифицированным работникам

На собственном опыте я убедился, что теории и идеи, чудесные вроде бы умозрительно или на бумаге, оказывались совершенно непригодными, когда я пытался воплотить их в жизнь. Почти таким же образом я сумел установить, что многие из предложенных теорий о строительстве Великой пирамиды оказываются несостоятельными с точки зрения исполнения, ибо еще никто, несмотря на многочисленные попытки, не сумел построить пирамиду, используя приемы, которые, как полагают, применялись при их возведении в Древнем Египте. Эти методы использовали, с ограниченным успехом, при строительстве конструкций меньшего масштаба, не покушаясь на повтор самых трудных инженерных решений древних мастеров. Нельзя на опыте создания пирамиды высотой от 20 до 50 футов (6,10–15,24 м), сложенной из известняковых блоков весом не боже двух тонн, ответить на вопрос, как в древности строители умудрялись водружать семидесятитонные гранитные блоки на высоту двухсот футов (60,96 м). Возможно, пирамиду строили не по прямой линии, и существующие на этот счет домыслы не охватывают всех возможностей. Вот почему исследователи 50-футовой пирамиды, пожалуй, не имеют данных, необходимых для понимания требований, возникающих в связи со строительством такой махины, как пирамида Хеопса.

Взглянем на технологию, используемую нашим поколением и являющуюся примером использования неверных представлений. Возьмем, скажем, начальную стадию развития промышленных лазеров. Когда физики, инженеры-электрики и инженеры-механики завершили разработку мощных промышленных лазеров, они пришли к мысли, что станок, поскольку лазер не использует механическую силу при изготовлении детали, не должен быть таким прочным, как обычные станки — фрезерный или токарный, при работе на которых огромные механические силы воздействуют на инструмент и станок. Проводя испытания в лабораторных условиях на частях станка не длиннее двенадцати дюймов, исследователи подтвердили правильность данного предположения. Однако когда они построили станок, который был в три-четыре раза больше, они обнаружили, что здесь в действие вступают иные факторы, например, сила инерции, и пришли к выводу, что лазерные станки должны быть такими же прочными и надежными, как и обычные. По-моему, в таком же положении оказались бы и египтологи, если бы они затеяли строительство пирамиды, равной по масштабу и качеству исполнения пирамиде Хеопса.

Тем, кто профессионально связан с изготовлением изделий, будь то на строительной площадке или в инструментальном цехе, обычно известно несколько способов решения поставленной задачи. Попытку египтологов возвести пирамиду, используя примитивные средства, пожалуй, можно отнести к области экспериментальной археологии, но, поскольку в ее основе лежит примитивное в техническом плане представление о подлинном предназначении Великой пирамиды, она не является научной; она доказывает лишь одно: то, что сделали исследователи, можно было сделать только таким способом — и никак иначе. Я восхищен честностью доктора Маужа Лехнера, сознавшегося, что при сооружении по заказу WGBH/NOVA демонстрационной пирамиды для документального фильма «This Old Pyramid» («Эта старая пирамида») он использовал стальные инструменты и фронтальный погрузчик[40]. Интересно, почему же эти кадры были вырезаны из фильма и зрители так никогда и не увидели того, что ему удалось построить.

О том, как талантливы были строители пирамиды, рассказывает видеофильм студии Atlantis Rising Video. Интервью с уважаемым строителем и архитектором Джеймсом Хаганом, разработавшим проект деревни Уолта Диснея, где продаются различные сувениры, в Лейк Буэна Виста, штат Флорида, бетонного Сэнфордского стадиона при университете Джорджии и производящего неизгладимое впечатление центрального вокзала MARTA Five Points в Атланте, показывает нам во всей красе этого архитектурного гения современности, использующего все существующие строительные методы и в то же время пораженного созданием пирамиды Хеопса. Без гордости или надменности, но с благоговейным смирением хвалил он, как может один профессионал хвалить другого, строителей пирамиды Хуфу. «Кто бы ни построил пирамиду, египтяне или кто-то еще, — серьезно говорил он, растягивая, как все южане, слова, — они могли возвести все что угодно!»[41]. Его замечание приобретает особую значимость, учитывая сделанное им признание в том, что с помощью современных строительных методов, а уж тем боже примитивных, было бы невозможно возвести пирамиду Хеопса. «Меня интересуют, — сказал он, — элементы данной конструкции и то, как они там оказались. Эти принципы я использую в своем мире, и с ними же я подхожу к Великой пирамиде». Точность, с какой пирамида была возведена, потрясла Хагана Он не понимает для чего она Современные постройки не требуют такой точности, поэтому нет смысла соблюдать ее. «Почему же, — размышлял он, — они соблюдали ее. Эго первая загадка». Его искреннее недоумение и уважение столь велики, что перед ними меужнут заявления множества любителей (по сравнению с ним), утверждающих, будто «знают», как были возведены египетские пирамиды. Его почтительность придает смелости тем, для кого данная конструкция по-прежнему хранит в себе тайну и кто по-прежнему ищет ответы на вопросы.

Интересно то, как мы пришли к такому заключению. В школе нам говорили, что пирамиды — это усыпальницы фараонов. Много лет связанные с техникой, мы стали лучше понимать, какие задачи могли стоять перед строителями пирамиды Хеопса, и мы имеем возможность сравнивать их с тем, с чем нам приходилось сталкиваться на своем жизненном пути. Другим не столь повезло. Им пришлось полагаться на чужой опыт и мнения. Представление о пирамиде Хуфу у нас в основном сложилось во время обучения. Впрочем, данные, рассматриваемые мною в настоящей книге, в большинстве научно-популярных работ отсутствуют, поэтому у тех, кто интересуется историей Древнего мира, практически нет сведений, которые они могли бы использовать при рассмотрении теорий египтологов. Излагая свои взгляды на методы строительства пирамиды, ученые почти вовсе не рассказывают о жестких допусках. Они умалчивают о невиданной прямизне спускающегося коридора или — в лучшем случае — вскользь упоминают о нем (см рис. 13). Эти факты до сих пор не обратили на себя заслуженного внимания потому, что — одно читать об этом в книге и совершенно другое — самому, выполняя работу, соблюдать подобную точность.



Рис. 13. Спускающийся коридор

Что же касается измерений, сделанных первыми исследователями в пирамиде Хеопса и возможности построить ее полную копию, соблюдая такие же допуски, то многие мастера, с которыми я все это обсуждал, посчитали, что применявшиеся древними египтянами строительные методы были отнюдь не примитивными. В ходе исследования мне представился случай порасспрашивать современных каменотесов и узнать, с какими допусками они работают. Так, например, Индиана славится своими известняковыми каменоломнями — их около тридцати трех в Бедфорде и его окрестностях, — у них долгая история, и из добытого там камня построены многие знаменитые здания, скажем, в Нью-Йоуже Эмпайр-стейт-билдинг и гостиница «Уалдорф Астория».

Некогда я жил в 60 милях (96,56 км) от Бедфорда. Как-то раз я совершил приятную и необременительную поездку по живописной сельской местности на юге Индианы, кажущейся из-за осенней листвы разноцветной, собираясь поговорить с Томом Адамсом, который тогда трудился н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: