Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из "натуральных", по Л.С. Выготскому, должны стать "культурными", т. е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
|
|
Программа кружка составлена на основе программ: "ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК"
(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.) для детей 3-4 лет, «Кенгуру» Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок (С.В. Воронина, Р.Ю. Кухаренко).
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы "Познай-ка!"
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно - деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
|
|
В программе поддерживаются идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно - ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Формы работы с детьми в рамках программы "Познай-ка!"
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 2 до 4 лет в рамках ДОУ.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность:
Возраст: 2-4 года
Количество детей в группе: 5-7 человек
Время занятия: 15-20 минут
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно - гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий
- Аудио - видеотека;
- фонотека и фильмотека;
- настольно - печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- строительный материал;
- ковер.