Данная рабочая программа разработана для обучения в 9 «Г» классе МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода, на 2017-2018 учебный год, которая составлена на основе рабочей программы по литературе, 5-9 класс, утвержденной приказом от 28 августа 2014 г. № 337.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторов Беленький Г.И., Снежневская М.А), - М.: Мнемозина, 2008. За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе «Литература. 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького (сборник «Программы для общеобразовательных учреждений «Литература, М.: Мнемозина, 2009).
В состав УМК входит учебник, книга для учителя с поурочным планированием, используемого для достижения поставленной цели, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Программа рассчитана на 102 часа учебного времени из расчета 3 учебных часа в неделю, в том числе контрольные сочинения: 5 классных сочинений и 1 домашнее сочинение (всего 6 контрольных работ).
|
|
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения, с учетом познавательных интересов учащихся, и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
В соответствии с государственным образовательным стандартом программа направлена на достижение следующих целей:
Цели обучения:
1. осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
2. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
3. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
4. формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
5. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Задачи обучения:
1. развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;
|
|
2. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
3. усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.
Описание методической системы достижений планируемых результатов
Формы организации образовательного процесса.
Групповая; парная; коллективная. Презентации, беседы, дискуссии, зачеты, монологические высказывания, диалоги, сообщения по темам.
Технологии обучения.
Технология реализации межпредметных связей в образовательном процессе; технология дифференцированного обучения; технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение заданного предметного материала. личностно-ориентированные технологии обучения; технология индивидуализации обучения; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля
Контрольные сочинения, самостоятельная работа, тестирование, защита творческих работ, самостоятельный анализ произведений, читательские работы по внеклассному чтению, зачет.
Содержание | Кол-во часов по рабочей программе | В том числе развитие речи | В том числе внеклассное чтение |
Введение. | |||
I. Литература Древней Руси. | |||
II. Литература XVIII века. | |||
III. Литература XIX века. | |||
IV.Литература XX века. | |||
Зарубежная литература. | |||
Итого |
Календарно-тематическое планирование 9 класс (102 ч.)
№п.п | Наименование разделов, тем | Сроки прохождения | ||
Плановые | Фактические | |||
Введение | ||||
1. | Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении | 1.09 | 1.09 | |
I. Литература Древней Руси | ||||
2. | Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» | 5.09 | 5.09 | |
3. | Патриотический пафос поэмы «Слово о полку Игореве», эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией | 7.09 | 7.09 | |
4. | Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? | 8.09 | 8.09 | |
5. | Р.р. Анализ эпизода из поэмы «Слово о полку Игореве» | 12.09 | 12.09 | |
II. Литература XVIII века | ||||
6. | М.В. Ломоносов.Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта | 14.09 | 14.09 | |
7. | «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года» | 15.09 | 15.09 | |
8. | Д.И. Фонвизин Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль» | 19.09 | 19.09 | |
9. | Комедия «Недоросль».Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма | 21.09 | 21.09 | |
10. | Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. | 22.09 | 22.09 | |
11. | Элементы классицизма в комедии «Недоросль» | 26.09 | 26.09 | |
12. | Р.р. Обучающее сочинение (ответ на проблемный вопрос) по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 28.09 | 28.09 | |
13. | А.Н. Радищев А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя | 29.09 | 29.09 | |
14. | «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты) | 3.10 | 3.10 | |
15. | Г.Р. Державин Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Властителям и судиям» | 5.10 | 5.10 | |
16. | Н.М.Карамзин Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека | 6.10 | 6.10 | |
17. | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Язык повести | 10.10 | 10.10 | |
Литература XIX века | ||||
18. | В.А. Жуковский Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века. В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве поэта. | 12.10 | 12.10 | |
19. | Романтизм поэта. Жуковский-переводчик | 13.10 | 13.10 | |
20. | Внеклассное чтение В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. «Море» | 17.10 | ||
21. | А.С. Грибоедов А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы | 19.10 | ||
22. | Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший» | 20.10 | ||
23. | Поражение и победа Чацкого | 24.10 | ||
24. | Непреходящее значение образа Чацкого | 26.10 | ||
25. | Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии | 27.10 | ||
26. | Р. р Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 9.11 | ||
27. | А.С. Пушкин А.С. Пушкин. Жизнь и творчество | 10.11 | ||
28. | Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина | 14.11 | ||
29. | Биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта | 16.11 | ||
30. | «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина | 17.11 | ||
31. | Р.р. Анализ стихотворения А.С. Пушкина | 21.11 | ||
32. | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания романа | 23.11 | ||
33. | Р.р. Контрольное сочинение по лирике А.С. Пушкина | 24.11 | ||
34. | Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора | 28.11 | ||
35. | Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы | 30.11 | ||
36. | Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа» | 1.12 | ||
37. | «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике | 5.12 | ||
38. | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 7.12 | ||
39. | А.С. Пушкин. «Пиковая дама» | 8.12 | ||
40. | Внеклассное чтение А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». | 12.12 | ||
41. | М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи). «Смерть поэта» | 14.12 | ||
42. | Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Дума» | 15.12 | ||
43. | Интонационное и ритмическое богатство лирики. «Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива» | 19.12 | ||
44. | М.Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя я так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет» | 21.12 | ||
45. | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». История создания произведения | 22.12 | ||
46. | История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни | 26.12 | ||
47. | Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. | 11.01 | ||
48. | Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения | 12.01 | ||
49. | Особенности композиции романа. | 16.01 | ||
50. | Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике | 18.01 | ||
51. | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 19.01 | ||
52. | Р.р Контрольное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 23.01 | ||
53. | Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра | 25.01 | ||
54. | Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная | 26.01 | ||
55. | Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение | 30.01 | ||
56. | Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора | 1.02 | ||
57. | «Мертвые души» Особенности авторского стиля м приемы сатирического изображения действительности | 2.02 | ||
58. | Р.р. Контрольное сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 6.02 | ||
59. | Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека» | 8.02 | ||
60. | Роль фантастики в повести | 9.02 | ||
61. | Внеклассное чтение Н.В. Гоголь. «Нос» | 13.02 | ||
62. | А.Н. Островский А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся» | 15.02 | ||
63. | Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру | 16.02 | ||
64. | Островский – мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни») | 20.02 | ||
65. | Внеклассное чтение Н.А. Островский. «Доходное место» | 22.02 | ||
66. | Н.А. Некрасов Место Н.А. Некрасова в русской поэзииXIX века | 23.02 | уплотнение | |
67. | Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. «Тройка» | 27.02 | ||
68. | Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. «Размышления у парадного подъезда» | 1.03 | ||
69. | Внеклассное чтение Н.А. Некрасов. «Дано - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма» | 2.03 | ||
70. | Ф.М. Достоевский Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». | 6.03 | ||
71. | Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви | 8.03 | уплотнение | |
72. | Внеклассное чтение Ф.М. Достоевский. «Бедные люди» | 9.03 | ||
73. | Л.Н. ТолстойЛ.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии | 13.03 | ||
74. | Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе» | 15.03 | ||
IV. Литература XX века | ||||
75. | А. А. Блок Литература великих и трагических лет. А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве | 16.03 | ||
76. | Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. «Россия», «Земное сердце стынет вновь» | 20.03 | ||
77. | Покоряющая сила любви. «Да, так диктует вдохновение», «Сольвейг» | 22.03 | ||
78. | Внеклассное чтение А.А. Блок. Лирика | 23.03 | ||
79. | В.В. Маяковский В.В. Маяковский.Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям» | 3.04 | ||
80. | «Необычайное приключение..» Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения | 5.04 | ||
81. | «Разговор на одесском рейде!» – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении | 6.04 | ||
82. | Внеклассное чтение. В.В. Маяковский. «Гимн обеду», «Подлиза», «Прозаседавшиеся» | 10.04 | ||
83. | С.А. Есенин С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Родина и родная природа как источник лирических переживаний | 12.04 | ||
84. | Нежность «ко всему живому». «Собаке Качалова» | 13.04 | ||
85. | Грусть от сознания быстротечности жизни | 17.04 | ||
86. | Р.р Контрольное сочинение по лирике С.А. Есенина, А.А.Блока, В.В.Маяковского | 19.04 | ||
87. | М.А. Булгаков М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор) | 20.04 | ||
88. | Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины | 24.04 | ||
89. | Булгаков – сатирик | 26.04 | ||
90. | М.А. Шолохов М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека» | 27.04 | ||
91. | Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Особенности композиции рассказа. | 1.05 | уплотнение | |
92. | Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. | 3.05 | ||
93. | Роль пейзажа в портретных зарисовках. | 4.05 | ||
94. | Р.р Обучающее сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» | 8.05 | ||
95. | А.И. Солженицын А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор» | 10.05 | ||
96. | Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера | 11.05 | ||
97. | Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность) | 15.05 | ||
Зарубежная литература | ||||
98. | Катулл. «Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не найдется приязнь заслужить…» | 17.05 | ||
99. | Данте «Божественная комедия» (фрагменты) | 18.05 | ||
100. | В. Шекспир. «Гамлет» | 22.05 | ||
101. | Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник» | 24.05 | ||
102. | И. Гете. «Фауст» (фрагменты) | 25.05 | ||
|
|
|
|