Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана для обучения в 9 «Г» классе МБОУ СОШ № 41 г

 

Данная рабочая программа разработана для обучения в 9 «Г» классе МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода, на 2017-2018 учебный год, которая составлена на основе рабочей программы по литературе, 5-9 класс, утвержденной приказом от 28 августа 2014 г. № 337.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторов Беленький Г.И., Снежневская М.А), - М.: Мнемозина, 2008. За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе «Литература. 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького (сборник «Программы для общеобразовательных учреждений «Литература, М.: Мнемозина, 2009).

В состав УМК входит учебник, книга для учителя с поурочным планированием, используемого для достижения поставленной цели, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Программа рассчитана на 102 часа учебного времени из расчета 3 учебных часа в неделю, в том числе контрольные сочинения: 5 классных сочинений и 1 домашнее сочинение (всего 6 контрольных работ).

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения, с учетом познавательных интересов учащихся, и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

В соответствии с государственным образовательным стандартом программа направлена на достижение следующих целей:

 

Цели обучения:

1. осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

2. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

3. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

4. формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

 

Задачи обучения:

1. развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

2. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

3. усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

 

Описание методической системы достижений планируемых результатов

 

Формы организации образовательного процесса.

Групповая; парная; коллективная. Презентации, беседы, дискуссии, зачеты, монологические высказывания, диалоги, сообщения по темам.

 

Технологии обучения.

Технология реализации межпредметных связей в образовательном процессе; технология дифференцированного обучения; технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.

Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение заданного предметного материала. личностно-ориентированные технологии обучения; технология индивидуализации обучения; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

 

 

Виды и формы контроля

Контрольные сочинения, самостоятельная работа, тестирование, защита творческих работ, самостоятельный анализ произведений, читательские работы по внеклассному чтению, зачет.

 

Содержание Кол-во часов по рабочей программе В том числе развитие речи В том числе внеклассное чтение
Введение.      
I. Литература Древней Руси.      
II. Литература XVIII века.      
III. Литература XIX века.      
IV.Литература XX века.      
Зарубежная литература.      
Итого      

 

Календарно-тематическое планирование 9 класс (102 ч.)

№п.п Наименование разделов, тем Сроки прохождения
Плановые Фактические
Введение
1. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении 1.09 1.09
I. Литература Древней Руси
2. Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» 5.09 5.09
3. Патриотический пафос поэмы «Слово о полку Игореве», эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией 7.09 7.09
4. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? 8.09 8.09
5. Р.р. Анализ эпизода из поэмы «Слово о полку Игореве» 12.09 12.09
II. Литература XVIII века
6. М.В. Ломоносов.Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта 14.09 14.09
7. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года» 15.09 15.09
8. Д.И. Фонвизин Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль» 19.09 19.09
9. Комедия «Недоросль».Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма 21.09 21.09
10. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. 22.09 22.09
11. Элементы классицизма в комедии «Недоросль» 26.09 26.09
12. Р.р. Обучающее сочинение (ответ на проблемный вопрос) по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» 28.09 28.09
13. А.Н. Радищев А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя 29.09 29.09
14. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты) 3.10 3.10
15. Г.Р. Державин Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Властителям и судиям» 5.10 5.10
16. Н.М.Карамзин Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека 6.10 6.10
17. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Язык повести 10.10 10.10
Литература XIX века  
18. В.А. Жуковский Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века. В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве поэта. 12.10 12.10
19. Романтизм поэта. Жуковский-переводчик 13.10 13.10
20. Внеклассное чтение В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. «Море» 17.10  
21. А.С. Грибоедов А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы 19.10  
22. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший» 20.10  
23. Поражение и победа Чацкого 24.10  
24. Непреходящее значение образа Чацкого 26.10  
25. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии 27.10  
26. Р. р Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 9.11  
27. А.С. Пушкин А.С. Пушкин. Жизнь и творчество 10.11  
28. Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина 14.11  
29. Биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта 16.11  
30. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина 17.11  
31. Р.р. Анализ стихотворения А.С. Пушкина 21.11  
32. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания романа 23.11  
33. Р.р. Контрольное сочинение по лирике А.С. Пушкина 24.11  
34. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора 28.11  
35. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы 30.11  
36. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа» 1.12  
37. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике 5.12  
38. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 7.12  
39. А.С. Пушкин. «Пиковая дама» 8.12  
40. Внеклассное чтение А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». 12.12  
41. М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи). «Смерть поэта» 14.12  
42. Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Дума» 15.12  
43. Интонационное и ритмическое богатство лирики. «Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива» 19.12  
44. М.Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя я так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет» 21.12  
45. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». История создания произведения 22.12  
46. История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни 26.12  
47. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. 11.01  
48. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения 12.01  
49. Особенности композиции романа. 16.01  
50. Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике 18.01  
51. Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 19.01  
52. Р.р Контрольное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 23.01  
53. Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра 25.01  
54. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная 26.01  
55. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение 30.01  
56. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора 1.02  
57. «Мертвые души» Особенности авторского стиля м приемы сатирического изображения действительности 2.02  
58. Р.р. Контрольное сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души» 6.02  
59. Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека» 8.02  
60. Роль фантастики в повести 9.02  
61. Внеклассное чтение Н.В. Гоголь. «Нос» 13.02  
62. А.Н. Островский А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся» 15.02  
63. Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру 16.02  
64. Островский – мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни») 20.02  
65. Внеклассное чтение Н.А. Островский. «Доходное место» 22.02  
66. Н.А. Некрасов Место Н.А. Некрасова в русской поэзииXIX века 23.02 уплотнение
67. Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. «Тройка» 27.02  
68. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. «Размышления у парадного подъезда» 1.03  
69. Внеклассное чтение Н.А. Некрасов. «Дано - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма» 2.03  
70. Ф.М. Достоевский Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». 6.03  
71. Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви 8.03 уплотнение
72. Внеклассное чтение Ф.М. Достоевский. «Бедные люди» 9.03  
73. Л.Н. ТолстойЛ.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии   13.03  
74. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе» 15.03  
IV. Литература XX века
75. А. А. Блок Литература великих и трагических лет. А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве 16.03  
76. Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. «Россия», «Земное сердце стынет вновь» 20.03  
77. Покоряющая сила любви. «Да, так диктует вдохновение», «Сольвейг» 22.03  
78. Внеклассное чтение А.А. Блок. Лирика 23.03  
79. В.В. Маяковский В.В. Маяковский.Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям» 3.04  
80. «Необычайное приключение..» Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения 5.04  
81. «Разговор на одесском рейде!» – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении 6.04  
82. Внеклассное чтение. В.В. Маяковский. «Гимн обеду», «Подлиза», «Прозаседавшиеся» 10.04  
83. С.А. Есенин С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Родина и родная природа как источник лирических переживаний 12.04  
84. Нежность «ко всему живому». «Собаке Качалова» 13.04  
85. Грусть от сознания быстротечности жизни 17.04  
86. Р.р Контрольное сочинение по лирике С.А. Есенина, А.А.Блока, В.В.Маяковского 19.04  
87. М.А. Булгаков М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор) 20.04  
88. Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины 24.04  
89. Булгаков – сатирик 26.04  
90. М.А. Шолохов М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека» 27.04  
91. Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Особенности композиции рассказа. 1.05 уплотнение
92. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. 3.05  
93. Роль пейзажа в портретных зарисовках. 4.05  
94. Р.р Обучающее сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» 8.05  
95. А.И. Солженицын А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор» 10.05  
96. Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера 11.05  
97. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность) 15.05  
Зарубежная литература  
98. Катулл. «Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не найдется приязнь заслужить…» 17.05  
99. Данте «Божественная комедия» (фрагменты) 18.05  
100. В. Шекспир. «Гамлет» 22.05  
101. Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник» 24.05  
102. И. Гете. «Фауст» (фрагменты) 25.05  
         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: