МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛЕПЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Кабинет физики и астрономии
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике
Учащегося_______группы_________курса
Специальность_________________________
(Ф.И.О.)
Преподаватель_________________________
Содержание:
1. Введение с. 4
2. Лабораторная работа №1 с. 5 - 8
«Изучение изотермического процесса»
3. Лабораторная работа №2 с. 9- 12
«Изучение изобарного процесса»
4. Лабораторная работа №3 с. 12 - 16 «Определение относительной влажности воздуха»
5. Лабораторная работа № 4 с. 17 - 19 «ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
6. Лабораторная работа № 5 с. 20 - 25
«Изучение колебаний математического маятника»
7. Лабораторная работа №6 с. 25 - 28 «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»
8. Лабораторная работа №7 с. 28- 31
«Определение показателя преломления стекла» 9. Лабораторная работа № 8 с. 31- 33
|
|
«Определение фокусных расстояний линз»
10. Лабораторная работа №9 с. 34 - 36
«Изучение сплошного и линейчатого спектров»
Введение
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся УО «Лепельский госудаственный аграрно – технический колледж» обучающихся по специальностям:
Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов»
Мелиорация и водное хозяйство»
Промышленное и гражданское строительство»
Ремонтно-обслуживающее производство в сельском хозяйстве»
В тетрадь включены задания и вопросы разного уровня сложности. Использование тетради сокращает и облегчает выполнение лабораторных работ, освобождает время для выполнения творческих заданий.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Изучение изотермического процесса.
Цель работы: изучить параметры изотермического процесса, экспериментально проверить справедливость закона Бойля-Мариотта.
Время выполнения - 1 час
Дидактическое обеспечение, оборудование (материалы):
стеклянный цилиндр высотой 40 см с водой; стеклянная трубка, закрытая с одного конца; барометр-анероид БР-52, штатив универсальный
Инструктаж по охране труда: инструкции № 49, 60, 96
Литература:
-- В.В.Жилко, А.В.Лавриненко, Л.Г.Маркович «Физика 10» Мн.: Нар.асвета, 2001г.
-- В.В.Жилко, А.В.Лавриненко, Л.Г.Маркович «Физика 11» Мн. Нар.асвета, 2004г.
1. Перед выполнением работы ответить на следующие вопросы:
1.1. Объясните, при каких условиях справедливы экспериментальные газовые законы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
1.2. Поясните, какие процессы называют изопроцессами
____________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Дайте определение изотермическому процессу
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
Выполнение работы
Краткие теоретические сведения
Закон Бойля-Мариотта можно сравнительно просто проверить с помощью несложного оборудования. Если в цилиндр с водой 1 опустить открытым концом вниз трубку 2, то воздух в ней будет находиться под давлением, равным атмосферному, плюс гидростатическое давление столбика воды высотой h. Плотность воды в 13,6 раз меньше плотности ртути, поэтому столбик воды высотой h мм создает давление равное давлению столбика ртути высотой мм. Воздух в трубке будет под давлением . Где Н – атмосферное давление, выраженное в миллиметрах ртутного столба, h – разность уровней воды, измеренная в миллиметрах, в цилиндре и трубке. Объем воздуха в трубке , где l – длина столбика воздуха, а S – площадь поперечного сечения. Но поскольку площадь поперечного сечения трубки (а следовательно, и воздушного столбика) постоянная, то числовое значение l можно принять за значение объема V в условных единицах. При изменении глубины погружения трубки изменяется объем и давление воздуха в ней. Исследуйте зависимость между этими величинами.
Ход работы
1. Измерьте барометром атмосферное давление H в мм. рт. ст. (под таким давлением находится воздух в трубке до ее погружения в воду)
2. Погрузите в воду трубку открытым концом вниз на максимальную глубину. Измерьте длину столбика воздуха в трубке l и разность уровней воды в ней и цилиндре h.
3. Повторите измерения l и h для двух меньших глубин погружения трубки.
4. Вычислите произведения для всех трех опытов, сравните их, сделайте вывод.
5. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения.
6. Результаты измерения и вычислений запишите в таблицу:
№ опыта | H мм. рт. ст | h мм | l мм | P | C | ||
4. Требования к отчету.
Отчет должен содержать:
1. Номер работы, её название, номер группы, фамилия и инициалы учащегося.
2. Цель работы.
3. Данные экспериментальной проверки закона Бойля-Мариотта
4. Вывод.
5. Контрольные вопросы.
1. Поясните, как из уравнения состояния для идеального газа получить закон Бойля-Мариотта
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Начертите график изотермы на P-V диаграмме
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Поясните, как выглядит график изометрического процесса в P,T и V,T координатах
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите, как по графику изотермы определить совершённую работу
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Поясните порядок проведения экспериментальной работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________