Лабораторная работа № 2. Изучение изобарного процесса

Изучение изобарного процесса.

Цель работы: изучить параметры изобарного процесса.

Время выполнения - 1 час

Дидактическое обеспечение, оборудование (материалы)

стеклянная трубка, запаянная с одного конца, цилиндрический сосуд (слева), стакан с водой комнатной температуры (справа), пластилин, термометр, линейка, спиртовка.

Инструктаж по охране труда: инструкции № 49, 60, 96

 

Литература:

-- В.В.Жилко, А.В.Лавриненко, Л.Г.Маркович «Физика 10» Мн.: Нар.асвета, 2001г.

-- В.В.Жилко, А.В.Лавриненко, Л.Г.Маркович «Физика 11» Мн. Нар.асвета, 2004г.

1. Перед выполнением работы необходимо ответить на следующие вопросы:

1.1. Запишите формулу, по которой определяется работа газа при изобарном расширении или сжатии

__________________________________________________________________

1.2. Сформулируйте первый закон термодинамики для изобарного процесса

__________________________________________________________________________________________________________________________________-__

1.3. Дайте определение изобарному процессу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение работы

Приведите оборудование и средства измерения в начальное состояние.

1. Поместите термометр в цилиндрический сосуд для измерения температуры воды t 1.

2. Подогрейте цилиндрический сосуд с помощью спиртовки, переместив спиртовку под цилиндрический сосуд, а затем верните спиртовку на место. - Температура воды зависит от времени нагревания.

3. Занесите результаты измерения температуры воды t 1 в таблицу. Затем верните термометр на место.

4. Измерьте с помощью линейки длину l 1 стеклянной трубки. Занесите результаты измерения в таблицу. Затем верните линейку на место.

5. Поместите стеклянную трубку, открытым концом вверх, в цилиндрический сосуд с горячей водой.

6. Закройте пластилином открытый конец трубки.

7. Выньте трубку из сосуда с горячей водой и опустите замазанный конец в стакан с водой комнатной температуры.

8. Снимите под водой пластилин. Подождите, пока воздух в трубке охладиться.

9. Возьмитесь за трубку и погрузите ее в стакан так, чтобы уровни воды в трубке и стакане выровнялись.

10. Измерьте длину l 2 воздушного столба в трубке. Занесите результаты измерения в таблицу.

11. Измерьте температуру t 2 окружающего воздуха. Занесите результаты измерения в таблицу.

12. Введите в таблицу значения:

  • Δи l - абсолютная инструментальная погрешность линейки,
  • Δo l - абсолютная погрешность отсчета расстояния,
  • Δ l - максимальная абсолютная погрешность измерения расстояния,
  • Δи T - абсолютная инструментальная погрешность термометра,
  • Δo T - абсолютная погрешность отсчета температуры,
  • Δ T - максимальная абсолютная погрешность измерения температуры.

Вычислите значения температуры T 1 и T 2 в градусах Кельвина и занесите их в таблицу.

14. Вычислите отношения l 1 __ l 2 и T 1 __ T 2, относительные (ε l и ε T) и абсолютные (Δ l и Δ T) погрешности измерений этих отношений по формулам:

15. Сравните отношения l 1 __ l 2 и T 1 __ T 2. Можно ли на основании вычисленных значений погрешностей делать выводы? Если нет, то подумайте, как надо изменить параметры, чтобы погрешности уменьшились, и проведите эксперимент заново.

16. Если вы будете проводить эксперимент еще раз, то предварительно строку в таблицу результатов.

17. Сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.

Таблица 2.1. Экспериментальные и расчетные данные

 

Начало формы

Измерено Вычислено
l1 мм l2 мм t1 oC t2 oC Δи l мм Δo l мм Δ l мм T1 K T2 K Δи T K Δo T K Δ T K l1 __ l2 ε l % Δ l T1 __ T2 ε T % Δ T
                                   

 

Требования к отчету.

Отчет должен содержать:

1. Номер работы, её название, номер группы, фамилия и инициалы учащегося.

2. Цель работы.

3. Данные экспериментальной проверки закона

4. Вывод по лабораторной работе.

5. Контрольные вопросы.

1. Объясните, почему после погружения стеклянной трубки в стакан с водой, после снятия пластилина, вода в трубке поднимается

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Поясните, почему при равенстве уровней воды в стакане и в трубке - давление воздуха в трубке равно атмосферному

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: