А. Шкалы нижнего уровня

1. Невротизм. Предназначена для измерения уровня невротизации. Содержательно фактор "невротизм" близок к понятию астенической личности в пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоцио­нальной зрелости. К характеристикам астенического типа подрост­ка относят: неуверенность в себе, нерешительность, неспособность преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебани­ям настроения. (В. В. Ковалев, 1979).

2. Психотизм. Шкала предназначена для измерения степени психи­ческой адекватности личности. Данная шкала фиксирует аутичность личности, которая характеризуется своеобразной отчужден­ностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими. Психотическая личность находится в постоянном внут­реннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п.

 

1 Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А., Аладьин А.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992. С. 24.


3. Депрессия. Шкала предназначена для измерения глубины субъективных переживаний, возникающих при снижении домини­рующего фона настроения. Под депрессией М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев понимают "угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями".

Содержательные утверждения, собранные в шкале "депрес­сия", отражают самооценку доминирующего фона настроения, идеи самообвинения субъективных трудностей в организации деятельности, низкой фрустрационной толерантности.

4. Совестливость. Предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов.

5. Расторможенность. Измеряет степень сдержанности, со-циализированности поведения. Шкала фиксирует уровень соци­альной конфликтности, самоконтроль, импульсивность.

6. Общая активность. Предназначена для измерения общего уровня активности, энергичности и астеничности личности. Шка­лы аналогичного содержания имеются в большинстве тестов для исследования темперамента. Диагностирует лидерские способнос­ти подростков, поскольку высокая активность, как правило, сопро­вождается умением сплотить коллектив, правильно распределить обязанности. Таких людей хорошо слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются.

7. Робость, стеснительность. Предназначена для измерения робости, стеснительности, скованности в интерперсональных от­ношениях. Шкала фиксирует такие биполярные качества личнос­ти, как решительность — пассивность, уверенность — неуверенность, смелость — робость в межличностных отношениях. Данный фактор положительно коррелирует с успешностью выполнения дел, требующих тщательности, аккуратности, исполнительности, и от­рицательно — с деятельностью, требующей организаторских спо­собностей.

8. Общительность. Данная шкала направлена на измерение широты и интенсивности общения. Наши эксперименты зафикси­ровали положительную корреляционную связь между этой шкалой и социометрическим статусом в учебных группах ПТУ и школьных классах и отрицательную — в группах спец. ПТУ. Данный фактор измеряет богатство и яркость эмоциональных проявлений, естест­венность и непринужденность поведения, готовность к сотрудни­честву, чуткость отношения к людям.

9. Эстетическая впечатлительность. Шкала измеряет чувствительность к эстетическим и художественным ценностям. Вероятно, отмечает Л. Т. Ямпольский, — этот фактор может быть соотнесен с представлениями И. П. Павлова о "художественном" и "мыслительном" типах человеческой личности. В этом случае область высоких значений фактора будет соответствовать худо­жественному типу с чувственным, конкретно-образным мышле­нием, с выраженным восприятием действительности, а область низких значений — мыслительному типу с относительным пре­обладанием второй сигнальной системы, характеризующейся ги­пертрофией абстрактного мышления.

10. Женственность. Измеряет степень идентификации испы­туемого с женской ролью, предписываемой культурой и обществом. Шкала фиксирует склонность к волнениям, к самооценке и само­анализу, скромность в поведении, погруженность в личные проб­лемы. Однако фиксация погруженности в личные проблемы и переживания не несет невротической и инфантильной природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: