120. Листва, выступающая слева,—одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым причинам.
121. Листва, выступающая справа,—желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.
122. Выступающий верх — хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.
123. Ствол, выступающий внизу страницы, поиск безопасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.
124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол — существует одновременно чувство "раздавленности" и поиск внешней компенсации.
XIV. Характер линии
125. Расширяющиеся линии в листве — агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах.. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление иди освобождение разрядки.)
126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве — возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.
|
|
127. Заостренные линии в листве — агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений)
128. Заостренные линии на стволе или на почве — разочарование в жизни. Обвинение других и себя.
129. Заостренная листва вправо и вверх.
129а. Заостренная влево листва.
130. Листва, заостренная вниз.
Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.
131. Жирные линии в стволе—"пропитывается" средой, плохо ей сопротивляется.
132. Жирные линии в стволе и в листве — значимые впечатления препятствуют деятельности.
133. Легкие линии ствола — страх самоутвердиться и действовать свободно.
134. Легкие линии в листве— чувствительность. Поддается влиянию..
135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол,— решительность, деятельность.
136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол,— ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит-
137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол,— замедленная активность из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.
138. "Макаронные линии" — тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.
139. Плохо выполненные исправления ствола — выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе.
139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях — то же значение, что 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)
|
|
140. Хорошо выполненные исправления на стволе— поиск улучшения. Желание скрыть неблагопрнятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого.
141. Изорванная линия, очерчивающая ствол,— реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства).
142. Различные линии, очерчивающие ствол,— вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.
143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол,— активность и самоутверждение.
144. Арки, дуги и своды в листве—скрытность, недоверчивость.
145. Прямые и четкие линии на стволе — решительность, активность.
146. Геометрические фигуры на стволе или листве — тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.
XV. Разные признаки
147. Тень от дерева на земле — доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.
148. Отсутствие ветвей — трудность установления контактов.
149. Круг в основании ствола — чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.
В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется.
Рассмотрим пример:
Дерево нарисовано в центральной позиции, т. е. в центре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, необходимо подумать, что сформулированные привычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих привычек.
Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,— вера в себя возможна для него в систематически повторяющихся поступках.
Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предложить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т. е. на себя).
Комментарий к тесту
Как видно из теста и приведенных вариантов изображения, существуют разные уровни анализа теста "Дерево", и для исследователя остается некая свобода выбора — что именно использовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи --- большая работа, которая потребует усилий многих и многих исследователей. Но одновременно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения.
Отметим здесь, что наличие потенциального гигантского числа признаков в анализе изображения дерева ('гак же, как и других видов изображения) поначалу затрудняет работу практического психолога по использованию данного типа тестов. Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитические интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с диагностическими процедурами.
|
|
В нашем исследовании мы попытались выделить лишь наиболее общие признаки изображения. И сделали это сознательно—для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выделение отдельных признаков изображения и построение способов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать работу практического психолога недостаточно корректной.
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) 1
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4, 9,10,15,16,21,22,27,28. Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 — 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
|
|