XIII. Выступающие части

120. Листва, выступающая слева,—одновременно привязан­ность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудов­летворенность по некоторым причинам.

121. Листва, выступающая справа,—желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.

122. Выступающий верх — хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.

123. Ствол, выступающий внизу страницы, поиск безопасно­сти для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабиль­ные рамки. Потребность в нежности.

124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол — существует одновременно чувство "раздав­ленности" и поиск внешней компенсации.

XIV. Характер линии

125. Расширяющиеся линии в листве — агрессивность, кото­рая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах.. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление иди освобождение разрядки.)

126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве — воз­можно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.

127. Заостренные линии в листве — агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений)

128. Заостренные линии на стволе или на почве — разочаро­вание в жизни. Обвинение других и себя.

129. Заостренная листва вправо и вверх.

 

129а. Заостренная влево листва.

130. Листва, заостренная вниз.

Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, про­являемую или скрытую, в зависимости от направления и фор­мы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.

131. Жирные линии в стволе—"пропитывается" средой, пло­хо ей сопротивляется.

132. Жирные линии в стволе и в листве — значимые впечат­ления препятствуют деятельности.

133. Легкие линии ствола — страх самоутвердиться и дей­ствовать свободно.

134. Легкие линии в листве— чувствительность. Поддается влиянию..

135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол,— реши­тельность, деятельность.

136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол,— ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит-

137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол,— за­медленная активность из-за беспокойства и чувства непреодо­лимости препятствий.

138. "Макаронные линии" — тенденция к скрытности с це­лью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.

139. Плохо выполненные исправления ствола — выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амби­валентности. Неблагоприятные суждения о себе.

139а. Плохо выполненные исправления на листве или кор­нях — то же значение, что 139. (Учитывается место, где есть ис­правления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)

140. Хорошо выполненные исправления на стволе— поиск улучшения. Желание скрыть неблагопрнятное с целью предста­вить то, что имеет ценность в глазах другого.

141. Изорванная линия, очерчивающая ствол,— реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с от­ношением упрямства).

142. Различные линии, очерчивающие ствол,— вариатив­ность состояний из-за внутренних противоречий. Противосто­ят агрессивность и пассивность.

143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол,— активность и самоутверждение.

144. Арки, дуги и своды в листве—скрытность, недоверчивость.

145. Прямые и четкие линии на стволе — решительность, ак­тивность.

146. Геометрические фигуры на стволе или листве — тенден­ция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фи­гур на дереве.

XV. Разные признаки

147. Тень от дерева на земле — доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.

148. Отсутствие ветвей — трудность установления контактов.

149. Круг в основании ствола — чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.

В данной интерпретации выбор между различными психо­логическими значениями признаков осуществляется в ходе срав­нения различных рисунков, выполненных одним и тем же испы­туемым; при этом само значение признаков в ходе анализа ук­репляется, противопоставляется и уточняется.

 

Рассмотрим пример:

Дерево нарисовано в центральной позиции, т. е. в центре стра­ницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуе­мых, имеющих систематические привычки. Если это дерево име­ет высоту, необходимо подумать, что сформулированные при­вычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на сла­бую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсиро­вать ее с помощью успокаивающих привычек.

Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой ком­пенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,— вера в себя воз­можна для него в систематически повторяющихся поступках.

Если линии заострены, то у испытуемого может существо­вать тенденция к агрессивной критике, более или менее скры­тая. Если они расширены, мы можем предложить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого ис­пытуемого, если линии направлены вниз, т. е. на себя).

Комментарий к тесту

Как видно из теста и приведенных вариантов изображения, существуют разные уровни анализа теста "Дерево", и для ис­следователя остается некая свобода выбора — что именно ис­пользовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи --- большая работа, которая по­требует усилий многих и многих исследователей. Но одновре­менно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения.

Отметим здесь, что наличие потенциального гигантского числа признаков в анализе изображения дерева ('гак же, как и других видов изображения) поначалу затрудняет работу прак­тического психолога по использованию данного типа тестов. Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитические интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с диагностическими процедурами.

В нашем исследовании мы попытались выделить лишь наи­более общие признаки изображения. И сделали это сознатель­но—для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выде­ление отдельных признаков изображения и построение спосо­бов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать ра­боту практического психолога недостаточно корректной.

 

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) 1

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту ха­рактеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положи­тельные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4, 9,10,15,16,21,22,27,28. Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Сред­ний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свиде­тельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в ди­апазоне 5,0 — 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функцио­нального состояния важны не только значения отдельных его показа­телей, но и их соотношение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: