Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое

Тема сотворения мира решительно усугубляет серьёзность вопроса о вере. Рано или поздно понятие создания мира, как противоположное понятию эволюции, возникает перед современными христианами и тема веры со ссылками на создание мира зачастую является самой зат­руднительной. Многие хотят верить в Бога и наслаждаться начинани­ями веры, как воители из 11 главы поел. Евр. Но они нередко предпо­читают не отягощать себя верой в то, что сообщает о создании мира Бытие. Разумеется, многие испытывают благоговейный трепет перед Енохом, Авраамом и Моисеем, но считают возможным отступать от представления, что сотворение мира - это Божий акт.

Автор поел. Евр. не позволит нам этого. В самом начале 11-ой главы он заставляет нас столкнуться с вопросом создания Богом мира exnihilo (из ничего). Он не позволит нам перейти в лагерь стойких привержен­цев веры до тех пор, пока мы не выясним, что мир был создан только Богом. В настоящее время трудно найти более подходящую проблему; она, без сомнения, самая острая проблема нашего поколения. Я знаю, что самый простой инструмент, используемый сатаной для нападок на историческое христианство - это теория эволюции. Сегодня большин­ство людей принимают теорию эволюции, в общем, без возражений, и многие ведущие богословы и пасторы поддались духу века и сделали Библию приложением к этой самой последней научной теории. Моя точка зрения такова, что никто из нас не осмелится ожидать познания такой веры, какая была у этих великих людей до тех пор, пока мы, так же, как и они, не уверуем, что мир был создан Богом.

У меня также есть теория, которую я хочу представить читателю на этом этапе своей книги. Она такова: каждое поколение христиан имеет свою стигму [1] , которой сурово проверяется вера каждого. Например, во времена церкви первого поколения существовало мнение, что Иисус из Назарета является завершением Ветхого Завета. Это была особая стигма, которую евреи приняли, оказавшись лицом к лицу с правящей элитой, поддерживающей храмовые культы. В конце первого столетия остро стала проблема, кому молиться: Христу, или Цезарю? В конце четвёртого столетия споры сконцентрировались вокруг вопроса о том, был ли Иисус так же вечен, как Бог, и по Своей сути подобен Всемогу­щему Богу? Во времена Лютера это был вопрос: «Чем может быть оп­равдан человек — верой или деяниями?» Это только некоторые при­меры того, что я имею ввиду, и этот список я могу продолжать и про­должать. Самый горячо оспариваемый вопрос любого времени - это истина, но истина, которую поддерживает меньшинство и поэтому она выглядит глупостью, а её сторонники - глупцами. В своё время Афа­насий [2] остался в одиночестве, когда отстаивал точку зрения, что Иисус есть Бог. Сверкая своими чёрными глазами, он парировал: «Если мир против Афанасия, то Афанасий - против мира».

Сегодня ничего не изменилось. Можно считать, что наш вопрос с точ­ки зрения угрозы, которую он представляет Библии, беспрецедентен. Можно испытывать страх по поводу того, что Библия будет опроверг­нута, а христианство вымрет. Но нет ничего нового под солнцем. У каж­дого поколения есть своя стигма, которой проверяется стойкость веру­ющего, а предмет обсуждения всегда тот, который появляется, чтобы нанести решающий удар по Истине. Возникают такие аргументы, о которых и не думали раньше; на первый план выдвигается свидетель­ство, которое кажется абсолютно новым; собираются доводы, указы­вающие на невозможность веры в то, во что верили апостолы. То же самое и сегодня; мы живем после ньютоновской эры. У Святого Петра, Афанасия, Лютера и Кальвина не было никаких неприятностей отно­сительно веры в сотворение мира ex nihilo] они также верили, что земля была плоской (этому уже есть возражение). Сегодня новый день, как часто говорят, и мы должны выработать веру, которая совместима с современной наукой. Следовательно, стигма нашего поколения, на мой взгляд, - это неприятие теории эволюции и неуклонное отстаивание истины создания мира Богом: «...из невидимого произошло видимое».

За вопросом противостояния теории эволюции и сотворения мира скрывается сама природа веры: или мы будем верить в Бога так, как Он сказал, следуя Его собственной чистоте, или мы станем на сторону эмпирических доказательств на уровне природы. Суть веры в следую­щем: действительно ли мы верим Слову Божьему, ради самого же Сло­ва, или, прежде чем сможем поверить Господу, отдаём должное эмпи­рическому методу?

Скажем иначе: первично ли внутреннее свидетельство Духа (имеет ли Он превосходство) по отношению к внешнему свидетельству. Воп­рос отражён в природе самой спасающей веры. Являемся ли мы хрис­тианами, потому что смотрим прямо на Христа, или нам необходимо ждать какие-то другие доказательства факта нашего спасения (напри­мер покаяния и благих деяний). Благая Весть состоит в том, что мы знаем о том, что приняты благодаря Иисусу Христу. Но если у нас есть необходимость созерцания собственных деяний для обретения уверен­ности, а отсюда стойкости, тогда наше спасение не дано нам только милостью. То же самое происходит и с верой в Писание. На самом ли деле мы верим, что Библии создана внутренним побуждением, «кото­рое вдохнул Бог» (тайным свидетельством Святого Духа), или мы при­ходим к заключению, что правда в Библии прямо пропорциональна внешнему свидетельству (т.е. археологическому и научному подтвер­ждению)? Здесь проблема заключается в следующем: аналогия приро­ды против аналогии веры.

Стигмат нашего поколения - это вера без эмпирических доказа­тельств в то, что мир создан Богом. В любом случае, никто не доказал, что реальное эмпирическое доказательство на первом месте. Изредка молодым людям в школах указывают, что теория эволюции - только теория. Многим менее признают, что огромное побуждение к вере в эволюцию - нечестивый заговор против христианства. За поиском до­казательств теории эволюции скрывается в большей степени эмоцио­нальный настрой против взгляда некоторых людей на Бога. Джордж Бернард Шоу подытожил это: «Если бы вы могли понять, как невыно­симо был угнетаем мир представлением, что всё происходящее - лич­ный каприз капризного Бога, у которого опасный, ревнивый и суро­вый характер, вы бы поняли, каким образом мир переметнулся к Дар­вину». И всё же, дарвинизм ещё нужно доказать, только поэтому суще­ствует несколько теорий эволюции. В любом случае, подразумеваемое эмпирическое свидетельство для любой из теорий неубедительно.

Я подозреваю, что реакция нашего поколения на стигму сегодняш­него дня показывает, как бы мы реагировали на стигму дня прошедше­го. Разумеется, то, как мы проходим испытание нашего поколения, оп­ределяет наше место, в предыдущей эре. Некоторые из нас искушаемы желанием жить в то или другое время. Многие не хотели бы жить во время великого гонения, потому что они боятся, что не выдержали бы этого. Есть способ узнать, выдержали бы вы или нет: на это указывает ваше отношение к тому, что дано вам сейчас. Очень просто. Мы не сла­бее и не сильнее, чем мученики; не умнее и не глупее их, и природой нам дано не больше и не меньше мужества; и по природе своей мы не более духовны, чем кто-либо живший в предыдущие века. Духовность - это в первую очередь не естественный дар. Иисус сказал: «Верный в малом и во многом верен...» (Луки 16:10). Если мы сохраняем верность откровению, данному нам Богом сегодня, это служит достаточным до­казательством, что мы заняли бы правильную позицию в решении воп­росов, стоявших перед предыдущим поколением. Люди из 11 гл. поел. Евр. приняли стигму своих дней.

Нельзя не отметить, что более чем половина 11 гл. поел. Евр. посвя­щена книге Бытие. Благодаря только этому одному мы можем увидеть, как уместно это послание к Евреям в настоящее время. Атаки на хрис­тианство в наши дни в основном концентрируются в двух, направлен­ных против Бога, движениях: (1) приукрашивание философии Гегеля и (2) модификация идеи Чарльза Дарвина. Приукрашиванием фило­софии Гегеля я, в основном, объясняю возникновение высшего крити­цизма и марксизма. Эти силы вместе с отрицанием создания мира ех nihilo за последнее время сделали больше для подрыва веры в Библию, чем что-либо ещё. В двадцатом столетии современная церковь значи­тельно уступила этому течению и, как следствие, сегодня чрезвычайно сложно найти верующего или богослова, который не верит в одну из форм теории эволюции. Заговор против Библии сосредоточился глав­ным образом на книге Бытие.

Автор поел. Евр. замечает, что он верит «что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое». Это утвержде­ние очень тщательно продумано, оно содержит всё необходимое для того, чтобы показать невозможность одновременного признания и эво­люции и создания мира ex nihilo. Следует заметить, что автор говорит, будто верой мы «доказываем», что миры были созданы словом Божь­им. Это указывает на ошибку, допускаемую многими. Некоторые чув­ствуют необходимость потратить много времени на доказательство определённых вещей с целью становления веры. Иногда я задаюсь воп­росом: не появляется ли эта необходимость из некоторого недопони­мания Библии? В моих файлах имеется сообщение о том, что лабора­торным путем доказана возможность непорочного зачатия у высших млекопитающих. Для некоторых - это доказательство, что чудесное рождение Иисуса, в конце концов, возможно! Мы не ставим перед со­бой задачу оправдать веру нахождением аналогов на уровне природы, скорее выдержать стигмат так же, как мы терпим распятие Христа. Пусть нас лучше осудят и осмеют, чем мы будем стремиться оправдать в лице остальных свою веру в Библию.

Автор также не говорит, что наше понимание от «науки». Ошибка многих состоит в предположении, будто наука должна быть правиль­ной, а её утверждения - безошибочными. Между прочим, что такое «наука»? Часто забывают, что термин «наука», используемый в меди­цине и теологии, весьма туманен и не предполагает абсолютного со­гласия. Многие люди, слушая одного учёного, считают, что они слы­шат голос «науки»! Учёные - это люди, который имеют знаний более чем остальные, и почти каждый из них специалист только в своей об­ласти, зачастую не принимающий во внимание то, что происходит вне поля его деятельности. Эти учёные, между прочим, ни чем не отлича­ются от простых смертных и, как обычным людям, настроенным про­тив Бога, им вовсе не сложно принять некую теорию эволюции. Мир, в основном, не знает о возрастающем числе компетентных, блестящих учёных (христианах и не христианах), которые вообще не верят в эво­люцию.

Наш писатель говорит: «Верою познаём». Будучи уверенными в Боге, мы познаём. «Начало мудрости - страх Господень, и познание святого - разум» (Прит. 9:10). Верой в Бога мы прорываемся к знанию. Следо­вательно, будучи уверенными в Боге мы познаём, что время и простран­ство созданы Его словом. Может случиться так, что через пятьдесят или сто лет всё больше и больше учёных будет верить в это даже через эмпирические знания. Не стоит этому удивляться. Потому что, в кон­це концов, эмпирическому знанию не удалось сделать свою теорию более, чем теорией. Интересно, насколько, в общем, отстала наука, бу­дучи результатом безоговорочного восприятия эволюционного мыш­ления. И, тем не менее, если бы большинство учёных стали отрицать теорию эволюции, это не должно бы было стать причиной более скоро­го восприятия библейской точки зрения. Потому что «верою» мы ве­рим в создание мира и это - на первом месте.

Поел. Евр. 11:3 говорит нам, что верою «мы» познаём. «Мы» понима­ем, а другие может быть и нет. «Мы» - да. Кто такие «мы»? Компания верующих. Мир может и не понимать. Многие учёные могут не пони­мать. Но «мы» понимаем - мы, которые являемся семьёй Божьей. По­тому что создание мира - это в действительности семейная тайна. Это что-то такое, что мы познаём верой. Никогда и не предполагалось, что это будет понято теми, кто не принадлежит семье. Нельзя поверить в создание мира, а потом быть принятым в семью. Скорей мы принима­емся в семью, а потом узнаём истину. Одна из проблем, которую неко­торые христиане создают сами себе, заключается в том, что они начи­нают защищать семейную тайну, и она становится семейным сканда­лом. Христианин никогда не должен извиняться за откровение, данное Святым Духом, не учитывая, придут ли когда-нибудь к подобному убеждению те, кто находится вне семьи.

Если бы вы спросили меня, почему я верю, что Бог создал время и пространство из ничего, то, кроме того, что Бог правдив и верен Свое­му слову, я бы ответил: «сила Божья - в моей жизни». Когда я рассуж­даю о том, что сделал для меня Бог, я нахожу книгу Бытие, самую про­стую на земле для понимания. Если Бог способен спасти меня, значит, Он способен спасти каждого. Если Бог способен спасти каждого, зна­чит, Он может всё.

Следовательно, верой мы познаём. Что именно мы познаём? Это то, что вещи, которые «произошли» (время и пространство), были созда­ны не из видимого и не из того, что уже существовало. Это суть созда­ния мира «из ничего». Верою мы познаём, что время, пространство и всё существующее было создано словом - командой - Бога, так что вещи, которые существуют, были вызваны к существованию из ничего голосом Бога. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Это, разумеется, перебегает дорогу пантеизму, утверждающему, что всё есть Бог - цветы, птицы, люди и вся природа. Природа - это Бог. Пан­теизм допускает вечность материи, считает, что время, пространство и материя были всегда. Автор нашего послания не был пантеистом. Он также не был сторонником панентеизма, утверждающего, что всё есть в Боге, нечто среднее между пантеизмом и теизмом. Таковой была по­зиция Пола Тиллича, и многие следовали за ним, потому что в этом они нашли укрытие на перепутье между атеизмом и христианством. По словам Харвея Кокса, Тиллич - это «необходимый утешитель тем, кто вырос в вере, в которую они больше не могут верить». Те, кто были привлечены идеей пенентеизма (но также многие, кто никогда не слы­шал этого термина) подписываются под идеей теистической эволюции. Некоторые даже уверены, что могут одновременно оставаться сторон­никами создания мира ex nihilo и эволюции. Их точка зрения заключа­ется в том, что именно путём эволюции Бог сделал вещи такими, каки­ми они есть сегодня.

Сторонники теистической эволюции основывают свои взгляды не на Библии, а на природе и «науке». Те, кто верит в теистическую эволю­цию, уверены, что вышеупомянутое внешнее свидетельство первично по отношению к внутреннему свидетельству Они приходят к заклю­чению, что поскольку такое множество ученых верят в эволюцию, зна­чит, что-то в этом есть; вот они и начинают с вывода, что, возможно, эволюция - это правда, но и Библия - это правда, в соответствии с их позицией. И всё же наш писатель говорит нам, что видимое нами на уровне природы не было создано из видимого или из того, что суще­ствует сейчас. Любой эволюционный взгляд принимает на веру тот факт, что всё, возникающее сейчас или существующее, развилось до своего сегодняшнего состояния и развилось из существующего. Накла­дывать имя Бога на образ мышления, который никогда не стремился совпасть с Писанием, означает не только возвеличивание атеизма, но и предательство, которое начинается не с простого утверждения вдох­новенного слова Божьего. Вещи, которые «видимы» (phainomenon - буквально означает «то, что видимо») «не были сделаны» (gogenenai - буквально означает «вызваны к существованию») «вещами, которые действительно существуют» (blepomenon - буквально означает «то, что видимо»). Если бы автор послания к Евреям познакомился сначала с цивилизацией 1900 годов и захотел бы заявить, что категорически не принимает никаких эволюционных взглядов, он всё равно не смог бы высказать это лучше.

Принимать чью-то точку зрения о происхождении от природы - зна­чит, допускать, что природа надёжна. Но природа «проклята» (Быт. 3:17) и, как следствие, перестала быть надёжным средством или зерка­лом, отражающим мировые эпохи, перестаёт быть самостоятельным путём. Таким образом, совершенно не удивительно, что «наука» посто­янно меняется. Научный словарь сегодняшнего дня через десять лет станет негодным и всё же теологи продолжают следовать за современ­ной наукой. Какая «наука» претендует сегодня на звание истинной, теологи, вероятно, скажут завтра. Как жаль, что происходит именно так! Этой теологии следует прокладывать путь и внушать учёным ува­жение к Всевышнему Богу. Однако многие учёные достаточно честны и признают свою несостоятельность. Один известный учёный, живу­щий на восточном побережье Америки, недавно отметил, что сторон­ники теории эволюции не в состоянии посмотреть в лицо тому факту, что эта теория прямо противоречит некоторым из самых упрочивших­ся в научном мире законов. Рассыпаются некоторые уже принятые ос­новополагающие принципы. Не следует этому удивляться и не обяза­тельно ободряться этим, потому что «верой» мы познаём!

Признавая создание мира «из ничего», мы фактически признаём воз­можно самое глубокое из того, что может быть сказано о Боге: Он все­гда был. Более того, это означает, что Он не всегда создавал. Панентеистическая точка зрения заключается в том, что Бог - Создатель, пото­му что создавать - это Его неотъемлемая суть. Он создавал всегда. Если это правда, то за этим следует, что не существует таких вещей, как «на­чало» времени, пространства и материи. Но одна из самых мудрых ве­щей, которые мы можем сказать о Боге, это то, что начало было. В этом «прежде» не было ничего, кроме Бога! Бог стал Создателем, потому что Он предпочёл создавать.

Однако, верить в это сегодня не только означает находиться среди большинства; часто это означает быть объектом насмешек и выглядеть глупцом. Но не будь этого момента, нашёлся бы какой-нибудь другой, точно так же подвергаемый осмеянию. Потому что у каждого поколе­ния есть своя стигма, которой проверяется каждый верующий. Мы не должны отступать от креста или пытаться оправдывать веру. Если мы не принимаем стигмат, который есть то «малое», нет смысла надеяться пройти по пути этих великих людей, которые были верны во «многом».

 

 

 

IV.

Каин и Авель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: