Приблизительно одна треть одиннадцатой главы поел. Евр. посвящена Аврааму, первому великому патриарху Ветхого Завета, который для Израиля был только второй фигурой после Моисея. Авраам упоминается в Новом Завете в общем плане не менее семидесяти четырёх раз. Он послужил примером Павлу для оправдания верой (именно так мы оправданы пред Богом), и примером Иакову для оправдания деяниями (именно так мы освящаемся пред ним). Он - единственный, кто в Библии назван «другом» Бога (Ис. 41:8; Иак. 2:23). Евреи считали его своим отцом на естественном уровне (Иоан. 8:33), но Павел доказывал, что в конце концов, на самом деле Авраам является нашим отцом на уровне Дух — вера (Гал. 3:9, 29). Успешное изучение послания даст его автору возможность убедить нас, что 19 стих 11-ой гл. поел. Евр., вероятно, самый глубокий по смыслу, в этой книге.
В этом послании автор упоминает Авраама несколько раз. Говоря об Иисусе, он говорит, что Христос «не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр. 2:16). Автор говорит, что пример Авраама предшествует доктрине Нового Завета об уверенности: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: «Истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя». И так Авраам, долготерпев, получил обещанное» (Евр. 6:13-15). Седьмая глава послания к Евреям упоминает Авраама несколько раз в связи с Мелхиседеком. Таким образом, имя Авраама появляется в 11 главе как продолжение предыдущего упоминания и, несмотря на то, что в этой главе автор говорит об Аврааме только дважды, на нём сосредоточены, по крайней мере, двенадцать стихов.
Между временами Ноя и временами Авраама произошло одно выдающееся событие, достойное упоминания. Это смешение языков, произошедшее в результате строительства Вавилонской башни. До строительства этой башни на земле говорили на одном языке, однако мы не знаем, что это был за язык. Но в стремлении: «...построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4) проявилась греховность человека. Бог был недоволен этим, сошёл с небес, и смешал языки. Сима, сына Ноя, и Авраама разделяет десять поколений и очевидно, что никого из этих поколений не смог выделить автор поел. Евр., как пример веры.
Нет никаких указаний на то, что через эти поколения было пронесено истинное поклонение Богу. Скорей всего, они стали полностью отрекаться от Божьей чести, потому что в книге Иисуса Навина 24:2 мы читаем: «...за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам». Фарра, отец Авраама не был благочестивым человеком, он поклонялся «другим богам». Следовательно, Авраам рос не в благочестивом доме. Он не слышал ни звука исповеданий, ни наставлений о вере. Вероятно, он поклонялся солнцу. Такое наследство получил Авраам. Ной не оправдал ожиданий своего отца; но Авраам сделал это ещё более замечательным образом, поскольку вообще не унаследовал благочестия и до того, как Бог явил Себя ему, в его окружении не было ни намека на благочестивую атмосферу.
Явление Бога Аврааму мы можем рассматривать, как «призвание» Авраама. Поскольку наш стих говорит: «Верою Авраам повиновался призванию...», всё величие может восходить к чьему-то призванию, и так случилось с Авраамом. Призвание проявилось именно таким образом, когда Господь впервые заговорил с Аврамом (поначалу он был известен под этим именем): «...пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12:1). Но было ему следующее слово и пришло оно, как обещание: «И я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение» (Быт. 12:2). Интересным в призвании Авраама было обещание величия. Однако, именно то, что люди сами собирались сделать себе имя, построив Вавилонскую башню, и вызвало недовольство Бога. А здесь мы видим, как Бог говорит Аврааму: «...возвеличу имя твоё...». Это ли не противоречие?
Бог не против величия поскольку Он является его же создателем. Он противится гордым, а смирённым даёт благодать (2-е Пет. 5:5). Помышляя о возвеличивании себя и создании себе имени, мы воюем против Бога. Одно из самых обычных искушений для христианина, особенно если он исполняет какую-нибудь христианскую службу, - помышление о создании для себя определённого образа или имени, точно так, как это происходит в шоу бизнесе. Возможность провести параллель между участниками шоу бизнеса и некоторыми христианами, трудящимися для Господа, является одним из тревожных особенностей христианства двадцатого века. Иисус говорил: «...вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16:15). Весьма печально для современного христианства то, что некоторые проповедники и евангелисты, певцы и музыканты, которые выходят на сцену во имя Иисуса, зачастую создают впечатление людей, больше заинтересованных своим именем, своей карьерой и своей репутацией, чем обретением славы для Господа. Если и есть что-нибудь печальней этого, то это такой стих: «И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их» (Пс. 105:15). Один из моих предшественников, доктор Мартин Ллойд-Джоунс, сказал мне однажды: «Худшее, что может случиться с человеком, - стать успешным, не будучи к этому готовым».
Бог пообещал возвеличить имя Авраама, но не прежде, чем Авраам будет готов к этому. Разумеется, Авраам должен был пройти через многое, чтобы быть готовым. Богу нравится возвеличивать людей - Он так и делает. Вас, читающих эти строки, Бог может призвать к величию. Вам может казаться, что вы самый незначимый человек на земле. Но Божий призыв иногда начинается с самого отдаленного уголка земли. Он может начаться с самой низины, в неподходящем окружении и в «невозможной» ситуации. Он может начаться тогда, когда все сомневаются в тебе, и никто тебя не понимает.
Именно так случилось с Авраамом. Можно даже сказать, что это говорится именно о нём, потому что в нём не было ни намёка на что-то обещающее - ни происхождения, ни репутации, ни квалификации, ни подходящего местонахождения. У него не было абсолютно ничего, что бы могло его поднять. Но Богу нравится выбирать именно таких людей! Тот, Кто создал мир «из ничего» продолжает возвеличивать ничего не обещающих людей. «И вот, есть последние, которые будут первыми...» (Луки 13:30).
Откуда Авраам знал, что его призвание истинное? Откуда он знал, что это Бог говорит с ним? Откуда он знал, что его не обманывают? Разве раньше люди не обманывались, полагая, что слышат призыв от Бога? Не рисковал ли Авраам? Не было ли это «существенным прыжком», как говорят сегодня? Вдумайтесь в эти слова: «...пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Откуда Авраам знал, что его призвание было истинным?
Ответ таков: призыв Бога всегда подлинный. В сердце человека всегда остаётся уверенность, что говорил Бог. Призыв Бога удостоверяет себя особенностью Того, Кто взывает. Потому что только Бог может призвать и оставить призываемого ослеплённым и ошеломлённым осознанием того, что это призвание не может быть чьим-то проектом. Вся естественная религия, по словам Фейербаха, - это планирование человеком задворок мироздания. Авраам не ожидал, что Бог заговорит с ним. Люди могут читать астрологические схемы (известно, что пятьдесят миллионов американцев воспринимают свои астрологические схемы вполне серьёзно), но астрология никогда не была успешна в создании внутренней убеждённости, что данные её достоверны, особенно когда чаты разняться между собой. Выделяет Бога среди богов, естественных религий и суеверий то, что Он есть Живущий Бог; Он - Живой! Царь Дарий говорил Даниилу: «Мною даётся повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог Живой...» (Дан. 6:26). Пётр сказал Иисусу: «Ты - Христос, Сын Бога Живого» (Мат. 16:16). Авраам знал, что он стоял перед лицом Бога Живого.
И не только это. Живой Бог всегда берёт инициативу. С естественной религией, экзистенциализмом или гуманизмом вам нужно что-то делать: начинать, продолжать, инициировать, приводить в действие. Но живой Бог - Тот, Кто призывает, Кто манит и даёт нам знать, что нам с этим ничего не надо делать. Возьмите, например, Нафанаила. Его незамедлительной реакцией на Иисуса из Назарета были слова: «Из Нагрета может ли быть что доброе?» (Иоан. 1:46). Однако, через короткое время, мы видим Нафанаила спрашивающим: «Почему Ты знаешь меня?» Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Иоан. 1:48). Бог, живущий внутри человека, принуждает его к неутомимому поиску. Как выразился святой Августин: «Ты создал нас для Себя; наши сердца неутомимы, пока не найдут успокоение в Тебе». Обычная религия оставляет человека жаждущим, но истинный Бог наполняет человека уверенностью и убеждённостью, потому что он знает в глубине своего сердца, что ему не нужно планировать то, о чём он слышал от Живого Бога. Авраам знал, что он не обманут. Джон Кальвин однажды высказался об этом так: «Когда в наш разум просачивается первая, пусть она же и последняя капля веры, мы начинаем созерцать Божье лицо, обращённое к нам миролюбиво, спокойно и милосердно. Мы видим Его вдалеке, но так ясно, как ясно мы понимаем, что Он не предал нас».
Веру верой делает то, что зиждется на Божьем обетовании. В своём обещании Аврааму Бог не ставил никаких условий. Бог не говорил: «Ты сделаешь то, тогда я сделаю это!» «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя...» Это предложение не содержит условий; это было одновременно и командой, и обещанием. Почему? Потому что Бог утверждает нас не на основании наших деяний. Он утверждает нас Своими деяниями, «...кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:15). Он утверждает нас без каких-либо условий. Он утверждает нас таких, какие мы есть.
Я такой, как я есть, неоправданный;
Но это Твоя кровь была пролита за меня,
И это Ты предлагаешь мне прийти к Тебе.
О, Агнец Божий, я иду!
Бог принимает нас такими, какими мы есть, но подтверждает по признакам нашего послушания. Принятие предшествует подтверждению: Бог принимает нас прежде, чем подтверждает. С Авраамом это было так: Он заговорил с ним прежде, чем испытал его. Бог всегда сначала пропускает нас, а потом проверяет. Он убеждает нас прежде, чем совершенствует нас, уверяет прежде, чем удостоверяет. Так действует Бог. Он одобряет нас, а потом испытывает. Поэтому мы всё время знаем,
ЧТО приняты Им.
Более того, Божий призыв к Аврааму был действенным. «Верою Авраам повиновался призванию...». Доказательством того, что именно Бог призвал Авраама, было то, что этот призыв обеспечил желаемый ответ. Милость всегда приходит подобным образом. Бог не говорит: «Я выберу тебя, если ты поверишь». Скорей, Он говорит так: «Я выбрал тебя; поэтому ты веришь». Иисус говорил: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал...» (Иоан. 15:16). Как высказал это Иоанн: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1-е Иоан. 4:10,19). Савл из Тарса узнал это по дороге в Дамаск. Анания подтвердил то, что Савл уже знал в глубине своего сердца: «Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника...» (Деян. 22:14).
Я не говорю, что люди не отрицают Евангелие. Разумеется, отрицают и делают это всё время. Но случай с Авраамом - единственное объяснение, почему некоторые принимают Евангелие! Потому что, если бы Бог не прилагал особых усилий в отношении некоторых, никто никогда не был бы спасён. Призыв Бога к Аврааму подтверждал сам себя и достиг цели, «...много званых, а мало избранных» (Матф. 20:16). Призыв к Аврааму соответствует тому, что имеет ввиду Господь, говоря об «избранных» в приведенном выше стихе.
Однако призыв означал для Авраама разделение. Авраам был призван «...идти в страну, которую должен получить в наследие». «Пойди из земли твоей, от родства твоего». Призыв Бога всегда подразумевает разделения. Потому что в самой природе призыва заложено разделение. Слово «церковь» произошло от греческого ekklesia, которое означает «призванный». Жизнь во времена Авраама всё дальше продвигалась к упадку: поколение за поколением не проявлялись никакие признаки веры в Бога. Потом была Вавилонская башня. Отец Авраама обратился к «другим богам». Призыв к Аврааму был таким: «Пойди из этого места».
У каждого поколения есть своя стигма, которой проверяется вера. Какой была стигма для Авраама? Его стигма была троякой. Во-первых, он должен был покинуть дом. Не то, что он об этом думал, он даже не представлял себе ничего подобного с тех пор, как поверил в Бога, временное перерастает в вечное. Вера творит невозможное. То, к чему мы были так привязаны, начинает приобретать иное значение. Во-вторых, Авраам должен был оставить свою семью. «Пойди из земли твоей, от родства твоего». Но даже это не было таким уж сложным, как может показаться. Потому что, если вера утвердится, старые друзья и даже семья уже никогда не будут восприниматься так, как раньше. Самые крепкие на земле связи - это христианское товарищество. Но третьей особенностью стигмы Авраама было то, что воистину всё осложняет: у него не было никакого доказательства своей правоты, которое он мог бы предъявить другому человеку, «...и пошёл, не зная, куда идёт». Он повиновался, потому что знал. Но он не мог убедить другого человека в том, что знал. Зачастую именно это является сутью стигмы, стоящей перед нами, как перед верующими. Желание оправдать себя - совершенно естественно. Если бы только другие видели то, что вижу я, чувствовали то, что я чувствую! Почему Бог не покажет им?
Стигма Авраама была таковой: «...повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие». Если бы он получил наследие до того, как пошёл, вообще не было бы никакой стигмы, и не было бы никакой веры. Но стигмой Авраама было то, что он продолжал делать своё дело только благодаря поддержке Бога. Он отправился в чужую страну, довольствуясь только честным словом Бога. Разумеется, нам хочется оправдаться, но рано или поздно, мы все начинаем понимать: «...у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Евр. 10:30). Вы можете хотеть, чтобы тот, другой человек, возможно даже ваш близкий родственник понял, что вы правы. Но вы должны эту роль передать Богу. Суть стигмы в том, что вы должны довольствоваться только поддержкой Бога, тогда как другие считают вас глупцом.
А как обстояли дела с поддержкой Авраама? Бог поддержал его? Ответ такой: «Да - но не сразу». От веры требуется, чтобы в первую очередь она была удовлетворена поддержкой Бога. Мы должны продвигаться на основании только Его одобрения, прежде, чем увидим одобрение с другой стороны. Вы выходите, но не знаете, куда идёте. Бог сначала принимает нас, а потом уже экзаменует. Вера - это согласие с Его вердиктом о том, что мы приняты и оправданы. Стигму мы принимаем прежде, чем поддержку. Но всё это время мы знаем, что мы не преданы. Бог принимает нас. Этого достаточно.
IX.