Верою Авелъ принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит ещё

Автор поел. Евр. не только значительно опирается на книгу Бытие в своём стремлении показать, что вера - это не нововведение Нового Завета, но он также признаёт её историчность. Важно то, что мы сами признаём это, если только когда-нибудь приблизимся к такой же вере, как у великих людей из поел. Евр. 11. В современной церкви обнару­живается один из просчётов: очень многие стремятся к толкованию Нового Завета без учёта таких же утверждений, имеющих место в Вет­хом Завете, к которому обращались писатели Нового Завета. Моё соб­ственное мнение заключается в том, что до тех пор, пока церковь не обретёт собственной убеждённости относительно космологической достоверности и антропологической точности книги Бытие, она никогда снова не будет солью земли.

Автор поел. Евр. уверен, что падение человека произошло в истории и что Эдемский сад имел место на карте. Однако он не толкует возник­новение греха в Эдемском саду, а переходит от темы сотворения мира (стих 3) к сообщению о Каине и Авеле. Почему? Более того, что заста­вило его задуматься об Авеле? Почему автор не начал с Еноха, о кото­ром ясно сказано, что он пребывал с Богом? Или почему он не начал с Адама?

Почему в таком случае мы рассматриваем Авеля, как первого в исто­рии верующего? Во-первых, автор вряд ли мог начать с Адама. Адам не был верующим. Адам был человеком неверия. Адам не поверил Богу. Бог сказал ему правду. Дьявол приблизился к Еве через змея: «Да, не­ужели Бог сказал, что вы не должны есть от каждого дерева в саду?» Таким образом, подход дьявола такой же, как всегда - заставить чело­века сомневаться в слове Божьем. С Евой он был успешен, потому что она поддалась сомнениям. Адам последовал за ней и таким образом, наши первые родители стали воплощением неверия. Они опозорили всю Божью семью и оскандалили всю человеческую расу. Вот почему автор послания к Евреям перескочил от темы сотворения мира, пропу­стив событие падения человека.

Но автор послания к Евреям знал, что Авель, будучи отпрыском Ада­ма и Евы, не мог не сделать того, что сделал, находясь в стороне от веры. Здесь был человек, предложивший Богу жертву крови. Ему сказано, что он должен «обладать свидетельством своей праведности». Возни­кает очевидный вопрос: откуда Авель знал, что ему следует принести жертву крови? Есть два возможных объяснения. Одно из них - он был научен этому своими родителями. Потому что когда Адам и Ева согре­шили, сказано, что Бог дал им одежды кожаные (Быт. 3:21). Этим было положено начало жертвоприношению, о котором говорится в Ветхом Завете. Несмотря на то, что Адам и Ева не были хорошими родителя­ми или хорошими примерами, вполне похоже, что Каина и Авеля на­учали приносить жертву крови. Другая вероятность - Бог сам говорил с этими двумя детьми, Каином и Авелем, когда они стали старше. По­тому что Бог неоднократно говорил с людьми Ветхого Завета Своим Духом. Разумеется, голос Духа вполне мог их учить и инструктиро­вать. Для того, чтобы доверять Духу, им требовалось не больше веры, чем нам, чтобы доверять Писанию. Каждому поколению Бог даёт дос­таточное количество свидетельств.

Бог одинаково благоволил к Каину и Авелю. Потому что жертва Аве­ля не была прыжком в неизвестность. Авель не рисковал, зная, что жер­твенная кровь может понравиться Богу. А Каин? Каин выбрал приро­ду. Он предпочёл следовать своей совести. Каин думал, что если его совесть будет удовлетворена природными средствами, то будет даже лучше, чем то, о чём распорядился Бог. Так же, как царю Саулу, кото­рый думал, что воплощение его идеи лучше, чем буквальное следова­ние слову Божьему, Каину нужно было бы услышать упрёк Самуила, предупреждающий о падении Саула (1-я Цар. 15:22). Грех Каина был повторён бесчисленное количество раз. Иногда мы думаем, что произ­ведём впечатление на Бога, если совершим то или это. Но Бог только хочет, чтобы мы Ему верили.

Авель верил Богу. А Каин пожелал сделать нечто лучшее и последо­вал проклятию природы: он принёс дар от плодов проклятой земли. Мы можем спросить, почему Бог не принял даров Каина. В конце кон­цов, нужно ли было приносить в жертву животное? Я уверен, что ответ может быть найден в самой книге Бытие и нет необходимости загля­дывать в Левит, где мы узнаём, что «без пролития крови не бывает про­щения» (Лев. 17:11 и Евр. 9:22). Посмотрите на Историю Сотворения Мира. Дар Каина, - плод земли, - относится к третьему дню сотворе­ния мира. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Быт. 3:11). Дар Авеля, разумеется, от­носится к шестому дню создания мира (Быт. 1:24-31), когда были со­зданы звери и человек. Дар Авеля служил символом искупления заме­щением: Бог требовал не растительностью заменить человека, а уби­тым животным. Растительность не аналогична человеку, а животное - аналогично. Будь это овца, козёл, или бык, все они близко подобны че­ловеку и все были созданы в один день с ним. На протяжении всего ветхого Завета Бог всегда требовал жертву крови.

Но чудом из чудес является Новый Завет, в котором нет примера за­мещения грешного человека растительной жертвой или даже живот­ным; Бог стал человеком и стал жертвой вместо грешного человека. Сам Бог стал человеком и Тот, Кто не знал греха, «сделался жертвою» за нас, чтобы мы в нём сделались праведными перед Богом - во Христе (2-е Кор. 5:21).

Одним словом, Каин не пожелал отдать должное Божьему способу поклонения. Он предпочёл принести в дар плоды своих собственных рук. Он попытался успокоить свою совесть деяниями. А у него был равный с братом шанс, он мог поступить так же, как его брат. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь добро­го, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6-7). Поэтому, прежде чем полностью отвергнуть Каина, Бог предупредил его во второй раз. Было очевидно, что Авель принёс в дар в точности то, что хотел Бог. И Бог сказал Каину: «Если ты сдела­ешь то же самое, ты тоже будешь принят. Но Каин предпочёл не при­нимать условие Бога.

Всё, что делал Авель, он делал «верою». Он верил Богу. Он доказал это, предложив «лучшую жертву», чем Каин. То, чувство, которое воз­никло затем в душе Каина, символизирует безнравственность или от­ступничество, потому что противостоит Божьему выбору. Это также помогает нам понять раз и навсегда: тот, кто проклят, - расплачивает­ся за свой собственный грех, а тот, кто оправдан, - спасён не своею пра­ведностью. Тому, кто оправдан, нельзя поставить спасение в заслугу; а тот, кто проклят, может винить только себя. Вот что мы узнали из под­линного рассказа о Каине и Авеле. Так Каин становится примером - именно отступничества, отступая перед лицом Примирителя. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остает­ся более жертвы за грехи» (Евр. 10:26). Каин был первым в истории человечества нечестивцем.

Но Авель, первый верующий, «свидетельствовал» о своей праведно­сти. Он получил свидетельство о том, что он был праведным. Не дея­ния Авеля были сами по себе праведными: сам Авель был провозгла­шён праведником. Это не было делом его рук, Авель был праведен. Если бы праведным было то, что он делал, тогда вера стала бы деянием. Но нам сказано, что Авель был праведен. Бог не принимает наши деяния, как заслугу для оправдания, Он принимает нас. Он не просит нас со­вершать деяния, чтобы быть оправданными. Потому что всё, что мы делаем прежде, чем обретём веру, в Его глазах - мерзость. Бог не одоб­ряет наших деяний, совершаемых прежде, чем мы обретаем веру. Не существует никакой подготовки к оправданию. Но когда мы приходим к Богу через Его Сына, Он принимает лично нас, потому что мы счита­емся праведными.

Знал ли Авель о том, что он праведен? Ответ: «Знал». Откуда он знал? У Авеля было величайшее из всех свидетельство: Бог принял его дары. Можно ли желать большего свидетельства? Вы можете предложить нечто лучшее? Таким образом, как нам узнать, приняты ли мы? Ответ: «Бог свидетельствует». Можно ли желать более высокого свидетель­ства, чем это? Вы спросите, как узнать, что Бог свидетельствует? От­вет соотносится с тем, каковы наши дары. Если вас одолевает пробле­ма неуверенности, если вы не убеждены, что приняты Богом, что Он любит вас, что вы принадлежите Ему, я должен задать этот вопрос вам: «Каков ваш дар?» Потому что автор поел. Евр. говорит нам, что Авель имел свидетельство своей праведности, Бог принял его «дары». Каков твой дар? Мне следует спросить иначе: Ты всё ещё прилагаешь уси­лия? Это твой дар? Ты пообещал чаще посещать церковь? Это твой дар? Может быть, ты принял решение давать Богу свои десятины. Это твой дар? Возможно, ты собираешься активней изучать Библию. Это твой дар?

Ты всё ещё пытаешься быть принятым за свои деяния? Может быть, ты всё ещё пытаешься быть принятым через природу, растительность или совесть? Или ты можешь сказать:

С пустыми руками к Тебе я явлюсь,

В них - только Твой крест, за который держусь.

Как узнать, приняты ли вы Богом? Ответ: «Христос». Вам нужно нечто большее, чем это? Разумеется, нет. В таком случае вы приняты. Но не вашими деяниями. Каков наш дар? Христос. «С пустыми рука­ми к Тебе я явлюсь». Когда вы убеждаетесь, что Бог принимает только жертву Своего Сына и что у вас нет другого оправдания, кроме Хрис­та, вы уже имеете свидетельство. Не верить свидетельству, - значит не верить Богу. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­нородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

У истории про Каина и Авеля, однако, весьма грустный конец. Так же, как вера имеет своё подтверждение, так и неверие имеет его. Вера получает благую славу. Те, кто пытаются оправдать свою совесть свои­ми деяниями, в конце концов, совершают ещё больший грех. Те, чья совесть очищена кровью Христа, имеют благую славу. Ирония состоит в том, что те, кто следуют за своей совестью и поступают по-своему, никогда не обретут чистую совесть. Фактически, выбирая природу, мы обрекаем себя на необдуманные поступки. Вполне возможно, что вы почувствуете крайнее негодование, прочитав в газете или увидев по телевизору сообщение о каком-нибудь преступлении, бессмысленном подвиге или злом деянии. Вы скажете: «Я бы никогда не совершил по­добного». Не зарекайтесь, если ваша совесть не очищена кровью Христа. Потому что, если вы проходите мимо способа поклонения, пред­ложенного Богом, т.е. жертвы Его единственного Сына, и предпочита­ете следовать проклятию, что кажется вам более естественным, вы мо­жете расположить себя к ещё более гнусному греху. «...И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8). Нам сказано, что голос крови Авеля вопиёт от земли. Вот что имел ввиду автор: Авель, будучи мёртвым «ещё кричит». Каин, который отказался принять милость, предложенную ему, был полностью предоставлен самому себе. У Каина был только он сам - его необузданное, плотское сердце. Это всё, что есть у людей, которые больше склонны слушаться своего сердца, чем просить только о благосклонности, об имени и о пролитой крови единственного Божьего Сына. Отвергая то единствен­ное, которое в состоянии им помочь, они широко открывают ворота своей грешной натуры. С этого момента возможно всё.

Эти слова «вопиёт от земли» показывают, что часто Бог защищает Своих людей даже после их смерти. Каин думал, что уничтожил того единственного, кто мог свидетельствовать против него. Но он ошибал­ся. «...испытаете наказание за грех ваш, который постигнет вас» (Чис­ла 32:23). Бог знает способы раскрытия греха и зла, как бы тщательно их не скрывали. Бог способен обличить нас и раскрыть нас, как Он сде­лал это с Ионой. «Скрывающий свои преступления не будет иметь ус­пеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит. 28:13).

Причислив веру Авеля к своему списку людей «благой славы», автор поел. Евр. в 11 гл. представил нам один из примеров спасающей веры. Потому что дальше речь идёт об экспериментирующей вере. Спасаю­щая вера должна предшествовать экспериментирующей, а наличие эк­спериментирующей веры показывает, что спасающая имеется сама со­бой. И, тем не менее, люди спасаются не своим опытом; то, что они со­вершают верой, показывает неограниченные возможности обладающих силой уверенности в Боге. Вера Авеля - это демонстрация того, что Бог доволен им независимо от того, делал ли он вообще что-нибудь. Авель прожил не так долго, чтобы накопить богатства, которым поза­видовал Каин. Слава веры Авеля состоит в том, что он сам стал правед­ником. Если бы Авель остался жить, он несомненно продемонстрировал бы примеры веры экспериментирующей, потому что даже злодей кресте сделал это (Луки 23:39-43). В на любом случае, Бог не позволит нам попасть на Небеса только за наши деяния, что весьма неприятно Экспериментирующая вера, о которой речь пойдёт в следующих гла­вах, является признаком движущей силы, живущей в том, кто не сомневается, что Небеса существуют и что он наверняка туда попадёт.

 

 

V.

Енох

Евреям 11:5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: