Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава

Мы отметили, что рассказ в кн. Быт. об Аврааме и Исааке больше касается человеческой стороны дела, тогда как писатель послания к Евреям полностью заботится о духовной стороне. То же самое можно сказать о Ветхом и Новом Заветах. Последний даёт нам духовное по­нимание первого. Однако, что касается Исаака, то в этом случае чело­веческая сторона не очень понятна. Бытие представляет его, как чело­века не очень интересного, если не пассивного. Частое упоминание его имени может ввести вас в заблуждение, и вы можете подумать, что он был значительным человеком. Он таковым не был. Появляется иску­шение сказать, что духовное толкование образа Исаака - это почти всё, что писателю удалось в нём найти. Его необычное рождение касается Авраама и Сарры. Когда пришло время выбирать себе жену, ему ниче­го не нужно было делать. (Авраам распорядился, чтобы всем занялся слуга). Таким образом, читая, что Исаак делал всё «верою», мы можем дивиться тому, как писателю удалось разглядеть такие вещи! Потому что этого не видно и в его обращении с непослушной женой Ревеккой. Правомерен вопрос: «А принадлежал ли когда-нибудь Исаак сам себе?» На первый взгляд может показаться, что Исаак никогда ничего не де­лал по своей воле.

И всё же автор хочет, чтобы именно этот момент мы и постигли, то есть, что Исаак - это пример господства Божьей благодати. Духовное толкование образа Исаака - это на самом деле мнение только наше. А что можно сказать о нём, как об исторической личности? Первое - то, что он никогда не выходил за рамки, установленные его отцом. Он по­вторил грех своего отца, когда попросил Ревекку сказать Авимелеху, что она сестра его, а не жена (Быт. 26:7, 20:2). Он также повторил фи­нансовый успех своего отца (Быт. 26:12 и далее), но всё это было результатом продолжения отцовского влияния. У него был сильный отец, покровительственная мать (Быт. 21:9 и далее) и, по всей видимости, властная жена! Такой состав, по своей природе более сильный и ум­ный, мог кого угодно заставить полностью подчиниться себе.

С другой стороны, для продолжения Авраамова семени на уровне Духа не было ничего, что не имело бы значения. Всё, что, в конце кон­цов, должен был совершить Исаак, он совершил. Авраам был одним из великих людей всех времен и вряд ли Исаак мог состязаться со своим отцом, да в этом и не было надобности. Исаак будет хорошо справлять­ся со своей задачей: оставаться верным своему призванию. Для того, чтобы оставаться верным своему призванию и не пытаться быть дру­гим «оригиналом», нужно быть истинно великим человеком. Стремле­ние быть умным и самостоятельно создавать себе имя - это проклятие современного служения. Исаак делал то, что должен был делать. Де­лал тогда, когда должен был, и делал всё хорошо. Когда его жена Ре­векка была бесплодная, он молился Богу и его молитва имела силу - Ревекка зачала (Быт. 25:21). Бог возобновил завет, который Он в своё время заключал с Авраамом и Исааком (Быт. 26:24). Исаак построил алтарь и призывал имя Господа (Бит. 26:25).

Ревекка зачала и оказалось, что в чреве её близнецы. Господь сказал ей: «Два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23). Ключевыми словами были сло­ва: «и больший будет служить меньшему». Родились Исав и Иаков - именно в таком порядке. Исав был искусным охотником и радовал сво­его отца. Иаков был «домашним» и радовал мать. «Исаак любил Иса­ва, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25:28). Однажды Исав пришёл домой с охоты уставший и голод­ный. Случилось так, что Иаков в это время готовил еду и Исав попро­сил немного. Но Иаков согласился дать ему кушанье при одном условии - Исав отдаст за него своё первородство. Исав был уставший, уми­рал с голоду и мыслил рационально: «Если я не поем и умру, какой толк в этом первородстве?» Умный Иаков блестяще добился своего. Исав продал своё первородство. Что такое право первородства? Это Почётное и престижное положение, которое естественно переходит к Ребёнку мужского пола, который родился первым. Старший ребёнок должен был получать вдвое больше наследства. По еврейской традиции старший ребёнок также получал благословение отца, это было со­бытие, которое имело большие последствия.

То что последовало за этим - самый замечательный в Библии рас. сказ о том, как свободное волеизъявление человека действует одновре­менно с внешней неизменной волей Бога. Самой трудной для понима­ния теологической концепцией является согласование верховной вла­сти Бога с волей человека. Сперджен сказал, что эти две линии похожи на железнодорожные рельсы, которые параллельны на земле и пересе­каются в вечности. Использованное Дж. Ай. Пэкером в своей книге «Евангелизм и Суверенитет Бога» слово «парадокс» весьма полезно. Парадокс определяется как существование двух параллельных прин­ципов, которые несовместимы, но оба правильны. Др. Пэкер подчёр­кивает, что, говоря языком теологии, верховная власть Бога и воля че­ловека только кажутся несовместимыми. Если бы мы могли жить под таким давлением, мы были бы зрелыми христианами. В любом случае рассказ о манипуляциях Ревекки является иллюстрацией того, на сколько человек свободен, а обетование из Быт. 25:23 («И больший будет служить меньшему») иллюстрирует предвидение и верховную власть Бога. Ревекка подслушала, как старый и слепой Исаак просил Исава приготовить ему любимое кушанье, чтобы Он мог благословить сына прежде, чем умрёт (Быт. 27:4-5). Ревекка тайно приказала Иако­ву взять в стаде два хороших молодых козлёнка, чтобы она могла при­готовить Исааку блюдо, какое он любит. Она также одела Иакова в одежды Исава, чтобы старый человек, ощупав его, подумал, что это на самом деле Исав. В какой-то момент Исаак почувствовал, что что-то не так (Быт. 27:22), но, в конце концов, Иаков соврал своему отцу (стих 24) и Исаак благословил сына (стих 27 и далее). Так Иаков, младший сын, получил то, чего хотел.

Но это ещё не конец всей истории. Через некоторое время зашёл Исав с олениной, которую попросил приготовить отец. Старик был ужасно шокирован. «Кто ты?» - спросил Исаак. «Я твой сын Исав, твой первородный», - был ответ. «И вострепетал Исаак великим трепетом» 11 сообщил Исаву, что благословение уже перешло к Иакову - «и он будет благословен» (Быт. 27:33). Когда Исав услышал эти слова, он «под громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня» (стих 34). Исаву удалось выжать благословение, от него было мало радости. Если благословение, данное Иакову было следующим: «Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена …проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» (Быт. 27:29), то благословение, данное Исаву, было менее чем славным: «И будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твое- У будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей » (Быт. 27:40).

Наш стих говорит нам что всё, что делал Исаак, как сказано выше, он делал верою. «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава». Напрашивается вопрос: «Где же тут вера?» Ответ такой: «Исаак отка­зался изменить то, что уже сделал». Верою Исаак благословил Иакова, несмотряна то, что думал, будто это Исав, и когда Исаак узнал, что это был не Исав, а Иаков, он не захотел отказаться от того, что совершил. Доказательством этому служат не только его слова: «Он и будет благо­словен», но и менее значительное благословение, которое он даровал Исаву. Исаак был уверен в том, что сказанное им Иакову, останется, потому что он верил, что наделён властью, которая была инструмен­тов в руках Бога. И хотя Исав обладал первородством по природе, Иаков обладал первородством духовно. Исаак не изменил своего благослове­ния и это был возвышенный акт веры. Это подтвердило то, что он зна­ет, как должно было продолжиться семя его отца Авраама - на духов­ном уровне.

Таким образом, Исаак утвердил верою то, что было предсказано Бо­жьим решением. Когда близнецы были ещё у Ревекки в чреве, Бог рас­сказал ей немного из того, что составляло Его тайную волю. Павел, в послании к Римлянам 9, доказывая ту же точку зрения, которую выс­казывает наш писатель послания к Евреям, цитировал рассказ о близ­нецах во чреве. «Ибо когда они ещё не родились, и не сделали ничего Доброго или худого, - дабы изволение Божье в избрании происходило, Не °т дел, но от Призывающего, - сказано было ей: «Больший будет в порабощении у меньшего» (Римл. 9:11-12). Павел, фактически, извлёк 113 этой истории три доктрины: (1) доктрину выбора - «дабы изволение Божье в избрании происходило»; (2) доктрину оправдания верой - «не от дел»; (3) доктрину духовного возрождения - «но от Призывающего».

Именно это имеет ввиду наш писатель, когда говорит: «Верою в бу­дущее Исаак благословил Иакова и Исава». Потому что Исаак верою подтвердил: (1) Божий выбор Иакова, а не Исава; (2) Божье благосло­вение Иакова, хотя он этого и не заслуживал; (3) непрерывность его семени на духовном, а не на природном уровне - духовное возрожде­ние, а не естественное продолжение рода. Если бы Исаак слушался сво­ей плоти, он бы изменил своё благословение, требуя награды для Иса­ва, и наказания для Иакова и тем самым утвердил бы неизменное усло­вие, гласящее, что первородный во что бы то ни стало должен унасле­довать Божью благодать. Но его замечательное утверждение «Он (Иаков) и будет благословен» по сути то же самое, что возвращение Исаака Аврааму «фигурально». Именно такое мышление и такая про­ницательность показывают духовный разум в действии и объясняют, почему наш писатель наградил позицию Исаака титулом «вера». Ког­да Исаак говорил Исаву: «Ты пришёл слишком поздно - я отдал моё благословение Иакову», это был его последний час. Возможно, ему не хватало яркости и значительности его отца Авраама, но когда пришло ему время сделать то, что от него ожидалось, он сделал это - и сделал хорошо.

Первое, что можно извлечь из рассказа о вере Исаака, это урок о том, что для веры естественно предпочтение воли Божьей перед волей че­ловека. Мы знаем, что Исаак предпочитал Исава Иакову (Быт. 25:28), но он поступал не в соответствии со своими склонностями, а в соответ­ствие с высшим принципом. Нести крест - это отчасти значит посту­пать в соответствии с этим высшим принципом и ставить его выше принципа, соразмерного с человеческими привязанностями. Это не просто. Это именно то, что должен был сделать Авраам, отдавая Исаа­ка. Теперь и сам Исаак должен был поступить так же с Исавом. Разу­меется, нет ничего больней этого.

Все мы знаем, как больно принимать решения, ранящие самых близ­ких людей. Это высшее испытание, оно показывает, заслуживаем ли мы Божьего уважения больше, чем те, кто, пользуются взаимной лю­бовью своих близких, потому что доставляют им удовольствие. Иллюзией этого самого принципа является история о Дж. Кэмпбелле Моргане, который должен был назвать своего преемника в Вестминтерской церкви. Др. Морган занимал такое положение, что любая на­ганная кандидатура скорей всего была бы принята людьми почти без возражения. Многие думали, что он выберет своего сына. Но он этого не сделал. Он последовал высшему, но в то же время болезненному принципу. Так много людей рекомендуются сегодня на пост служите­лей в церкви в соответствии с принципом плоти и заканчивается это тем, что человека поднимают на тот уровень, который находится выше его компетенции (если бы только духовной компетенции). «Итак, сми­ритесь под крепкую руку Божью, да вознесёт вас в своё время» (1-е Пет. 5:6). «Ибо не от востока, и не от запада, и не от пустыни возвыше­ние, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» (Пс. 74:7- 8).

За верою Исаака стояла верховная воля Бога. Исаак поступал чест­но, он был полон самого восхитительного мужества. Но за этой болез­ненной позицией представлялся Бог. Нам естественно может не нра­виться это представление, но презреть его - значит презреть Бога. В основании этой истории о том, как Исаак благословил Иакова, лежат слова, сказанные Богом Ревекке в самом начале: «Больший будет в порабощении у меньшего». «Как и написано: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел»» (Римл. 9:12-13; Мал. 1:2-3). Благословляя Иако­ва и Исава «в будущее» Исаак только подтвердил тайное повеление Бога. Вера утвердила то, что Бог предопределил раньше.

Нельзя отрицать, что многие сторонники доктрины предопределе­ния судьбы сталкиваются с очень тяжёлым, негибким (не говоря уже о неуравновешенности) пониманием этого учения. Сторонники этой Доктрины могут нанести ей даже больший вред, чем все её в мире про­тивники, вместе взятые. Своей неудачной защитой они оттолкнули от этого учения тысячи людей (а в некоторых случаях и своей не очень божественной жизнью). Но, в конце концов - одни раньше, а другие позже - они должны признать истину, сказанную Богом Моисею: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Римл. 9:15;также Исход 33:19). Мне нравится, как об этом сказал основатель моего старого кол­леджа Дж. О. Мак Клеркэн: «Трудись над этим, как арминианец [6] , а по­том отдыхай в этом, как кальвинист». Я бы сказал, что Ревекка и Иаков были прекрасными арминианцами!

Истинное величие, однако, просматривается в конце в старом Исаа­ке. Этот обыкновенный человек заслужил себе место в Библейской «главе о вере» тем, что в нужный момент поступил по вере. В конце он был сильным. Это и сделало его великим. Что заставляет маленького человека пытаться стать великим? Шекспир сказал, что «некоторые рождаются великими, некоторые достигают величия, а некоторым ве­личие вверяется. Исаак и был рождён великим, и величие ему было вверено. Но достиг он величия только одним путём, - верою.

 

XVI.

Вера Иакова

Евреям 11:21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: