Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего

Интересным в 11-ой главе поел. Евр. является также и то, как мыс­лит наш писатель. Например, он избирателен не только в отношении персонажей Ветхого Завета, но и в отношении событий, благодаря ко­торым становятся известными эти стойкие приверженцы. Что касает­ся Исаака, то у него, предположительно, было немного шансов для де­монстрации своей веры. Но что касается Иакова, там, кажется было несколько событий, которые продемонстрировали его веру и, разуме­ется, событий, которые известны больше, чем то, что он «поклонился на верх жезла своего»! Вера Иакова, без сомнения, была связана с ви­дением во сне лестницы (Быт. 28:12-22). Может с неприятными отно­шениями с Лаваном (Быт. 29-31). И что скорей всего, с его борьбой с ангелом на месте, наречённом Пенуэл, где имя его «Иаков» было изме­нено на Израиль. Но наш писатель проходит мимо хорошо известных событий и подходит к рассказу, который многие из нас и не думали вос­принимать серьёзно.

Почему наш автор выбирает именно такое событие? Может быть потому, что оно продолжает тему прерывности природного семени Ав­раама? Отчасти, да. Но зачем упоминать Иосифа? Разве не было свя­зано великое обетование с родом Иуды? (Быт. 49:8-12) Почему тогда, собираясь посвятить Иакову только один стих в этой показательной главе, наш автор выбирает именно это событие? Ответ на этот вопрос займёт большую часть этой главы.

Автор сосредотачивается на событии, которое, как думал сам Иаков, никогда не будет иметь места. Это - событие, которое последовало за глубочайшей печалью Иакова, но проявило высочайшую степень ра­дости. Это - демонстрация того, что печаль может обратиться в радость. И всё же это никогда не было бы возможно без удивительного Божьего провидения. Охватывая это событие, писатель поел. Евр. не толькопоказывает волнение самого Иакова, но и держит руку на пульсе тогочто делает веру верой.

У Иакова было двенадцать сыновей, которые были известны, как двенадцать родов Израиля и, в конце концов, просто, как Израиль, всех двенадцати сыновей Иосиф был самым любимым у Иакова. Отча­сти именно поэтому наш писатель вводит имя Иосифа в 21 стих. Иаков любил Иосифа «...более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду» (Быт. 37:3). Не­сколько удивительно, что Иаков проявлял подобную склонность, ведь сам он знал, что такое не быть любимцем своего отца. Дети стремятся подражать своим родителям, хорошо это или плохо. Много раз один из родителей клянётся не обращаться со своими детьми так, как раньше, но (чаще всего) имеет место то же самое плохое обращение (или при­вычка).

Всё больше и больше понимая, что отец предпочитает им Иосифа. Братья всё больше и больше ревновали. Но эта ревность усиливалась из-за данного Иосифу дара, к которому Иаков не имел никакого отно­шения. Иосиф часто видел сны, которые, по-видимому, были проро­ческими. Вероятно, со стороны Иосифа было не совсем разумно рас­сказывать эти сны своим братьям - ему следовала бы знать, что это не поможет наладить их отношения. Однажды он рассказал им такой сон: «Вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал пря­мо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу» (Быт. 37:7). Его братьям не нужно было обладать особым пониманием, что­бы истолковать этот сон: «...неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами? И возненавидели его ещё более за сны его и за слова его» (Быт. 37:8). Это кончилось тем, что они решили его убить. Один из братьев (Рувим) предложил просто бросить его в ров в пустыне, чтобы он умер сам. Но Иуда отклонил это предложение, он считал, что неразумно «скрывать кровь его», лучше продать его израильтянам. Они так и сделали (Быт. 37:26-27). Братья сохранили одеж­ду Иосифа, пропитали её кровью и разложили перед Иаковом, кото­рый тотчас же сделал вывод, что «хищный зверь съел его» (Быт. 37:33),Братья надеялись, что он решит именно так.

Наш стих (Евр. 11:21) рассказывает нам, что Иаков, умирая, благо- ловил обоих сыновей Иосифа. Совершенно очевидно, что сказанное выше - это ещё не конец истории Иосифа. В следующей главе мы по­корим об Иосифе детальней. Окончательным следствием было следующее: Иосиф, который сделался правителем Египта, посылает за св0ИМи одиннадцатью братьями и за старым Иаковом. Таким образом, рассказывая нам о том, как Иаков благословлял сыновей Иосифа, наш писатель говорит о том, чего никогда не предполагал увидеть Иаков, а именно время несказанной радости. Наш писатель говорит, что Иаков «поклонился». Конечно же, он это делал. У Иакова было многое, за что нужно было благодарить. Будучи стариком, он стал свидетелем воссо­единения своих сыновей, но самое главное - это внешнее подтвержде­ние Божьего обетования, данного ему. Казалось, что его двенадцать сыновей пришли к непреодолимому разобщению. «С печалью я сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37:35). Но теперь он не печалил­ся. Когда ему поведали всю правду о Иосифе, он не стал держать зла. «...довольно, ещё жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру» (Быт. 45:28). Умирая, Иаков пользовался привилегией благословить двух сыновей Иосифа и он «поклонился».

Давайте припомним, что сначала приходит внутреннее подтвержде­ние, а потом внешнее. Но когда внешнее подтверждение приходит с событиями, которые по обетованию Божьему должны происходить, такое внешнее подтверждение приносит несказанную радость, потому что мы живём в реальном мире, мире восприятия чувствами: мы ви­дим, чувствуем запах, ощущаем, чувствуем вкус и слышим. Когда наши ощущения подтверждают то, что сказал Бог, это, разумеется, приносит великую радость. Богу нравится совершать это для нас. Это как раз та Радость, которую испытывал старый Иаков, находясь на смертном одре, радость пришла не так скоро. Но её было достаточно.

Поклонение Иакова своему жезлу предполагает раздумья и необхо­димость в физической опоре. Потому что поклонение - это отчасти раздумье. Кто-то размышляет об обетованиях Божьих и об их испол­нении. Приходит время, когда нам необходимо увидеть воочию проявление благости Господа на земле (Пс. 26:13). Вера ведёт к видимым от­итам на молитву. Теперь Иаков мог поразмыслить над своей жизнью - и что это была за жизнь!

У Иакова была причина рассматривать свою жизнь, как неудачную Он не только познал великую печаль, он знал про себя, что он был ве­ликим манипулятором с мировым именем, а это так и было. Иверетт Шостром в «Человеке-Манипуляторе» описывает человека, который, разрушая самого себя, эксплуатирует, использует и/или контролирует себя и других, как вещи. Манипуляция - это противоположное тому что Авраам Маслов назвал бы самореализацией. Моё собственное оп­ределение манипуляции заключается в следующем: человек всё конт­ролирует вместо того, чтобы позволить Богу всё делать по-Своему. Манипуляция - это когда мы тянем, прилагаем усилия и ставим себя на место Бога, чтобы Он не делал то, что, как мы полагаем, Он должен делать! Манипулятор часто чувствует себя очень виноватым за свои подвиги. Иаков вынужден был жить с тем, что своими манипуляциями он заставил Исава продать своё право первородства. Было ли то, что случилось с Иосифом, Божьим наказанием за причинённое Исаву зло? Вполне вероятно, что Иосиф думал об этом тысячу раз. Все мы, когда происходит что-то трагическое, почти невыносимое, склонны винить себя. Когда наша вера немного ослабевает, мы зачастую забываем бо­лее значимую цель Бога и начинаем предполагать, что, совершив ка- кой-то поступок, мы пропустили Божью волю. Иаков тоже мог срав­нивать себя со своим отцом и дедом и осуждать за то, что оказался явно недостойным своего наследия. Авраам к тому времени стал легендар­ной фигурой. Исаак хотя был не настолько выдающимся человеком, но всё же благим; а Иаков жил с осознанием того, что он обманул свое­го собственного отца.

У Иакова была не одна причина, из-за которой он чувствовал боль­шую вину и стыд за то, как он прожил жизнь. Если Авраамово семя должно было продолжиться через Иакова, то Иаков мог подумать, что он стал позором этой великой традиции. Когда Иосиф был, очевидно, «разорван на куски», мы узнаём, что Иаков «не хотел утешиться и ска­зал: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю»» (Быт. 37:33- 35).

Бог позволил Иакову прожить до конца дней в неизвестности. В на­шем стихе из послания к Евреям говорится, что счастливые размышления не приходили к Иосифу, пока он стал умирать. Бог сделал это с благим намерением. Бог преподал Иосифу великий урок. Некоторые 3агаДкИ не разрешаются, пока не придёт закат жизни (а некоторые так и остаются загадками). Некоторые величайшие тайны жизни сокрыты от нас до неопределённого времени. Мы склонны обвинять себя. Но даже это не помогает, потому что обвинение себя - это скрытая форма манипуляции. Мы склонны думать, что если мы обвинили себя, зна­чит, мы привлекли к этому Бога. Часто вина — защитный механизм, с помощьюкоторого мы получаем ощущение квази-праведности. Чув­ство вины приносит некоторым облегчение - так они склонны думать. Но это не так. Обвинение самих себя, даже если мы и были не правы, - это эгоизм, если мы не отдаём Богу все заботы о происходящем.

Хотите знать, какая самая прекрасная новость в мире? Вот она: мы не виноваты ни в чём, что мы сделали. В свой смертный час Иаков хо­рошо выучил это урок. Бог абсолютно ни в чём его не обвинял. Что касается Иосифа, то он находился в руках Бога. Иосиф мог сказать сво­им одиннадцати братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро (Быт. 50:20). То же касается и Иакова. В его смер­тный час сошлись вместе все изволения Бога. Задача была решена. Всё время работала великая цель Бога. Думаю, что в тот момент для патри­арха было великой радостью получить возможность оглянуться назад и увидеть истину, которую позже четко сформулирует апостол Павел: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8:28). Только Бог мог это сделать. Что ка­сается Иосифа, то не только он был охраняем, но его охрана стала ох­раной народа Израиля.

Бог может взять наше разбитое прошлое и так чудесно его исправить, Что появится ощущение, будто так и было предопределено. Бог очис­тил грешное прошлое Иакова. Бог не только очистил его, но и овладел им. Овладевая им, Он взял на Себя ответственность. Взяв на Себя ответственность, Он утвердил это. Утвердив это, Он простил нам нашу вину так, что на земле не может быть других постижимых, лучших путей решения - даже если нам удалось бы начать всё сначала. Слава предопределения заключается в том, что Бог берёт наше грешное про­шлое и овладевает им - так, как будто наша глупость была задумана Им. (Это не всегда значит, что это была Его идея, но прошлое настоль­ко хорошо работает на благо, что создаётся такое впечатление). Бог не желает, чтобы мы испытывали чувство вины. Даже Иосиф не хотел чтобы его братья чувствовали себя виноватыми.

Так Иаков, в свой смертный час, вынужден был узнать то, что узнали Авраам и Исаак - их семя на естественном уровне должно прерывать­ся. Иаков показал, что он, в конце концов, усвоил это урок. Это самый трудный из всех уроков, то есть трудно понять переход от плоти к Духу, Доказательством того, что Иаков усвоил это, является следующее: (1) он благословил самым великим благословением Иуду, а не Иосифа; (2) когда он «благословил каждого сына Иосифа», Иосифу не понрави­лось то, как он это сделал. Если бы Иосиф пошёл по пути своей плотс­кой привязанности, он бы утвердил, приход Мессии через род Иосифа. Но его самое большое благословение пришло к тому, кто придумал про­дать Иосифа в рабство. Где грех умножился, «стала изобиловать бла­годать» (Рим. 5:20).

Благословляя сыновей Иосифа - Ефрема и Манассию - Иаков по­ложил свою правую руку на Ефрема, а левую - на Манассию. Иосиф стал возражать и снял руку старого Иосифа с головы Ефрема, чтобы положить её на голову Манассии. «...не так, отец мой, ибо это - перве­нец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласил­ся и сказал: «Знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдёт многочисленный народ» (Быт. 48:18-19). Таким образом, Иаков продемонстрировал, что он, в конце концов, сохранил великую традицию Авраама и Исаака. Наш писатель говорит нам, что Иаков сделал то, что сделал «верою».

Значит, наш писатель выбрал это событие из жизни Иакова, чтобы показать, что общим для всех патриархов было то, что каждый из них имел убеждение, что их семя не продлится на плотском уровне. Но в случае с Иаковом мы можем видеть, что старый человек, который ДУ' мал, что сойдёт в могилу в печали только потому, что не сможет благо­словить Иосифа, отдал своё великое благословение Иуде. Когда Иаков увидел, как вернулся Иосиф, он благословил Иуду. Но также благо­словил и сыновей Иосифа - против воли своего сына. Размышления нашего автора, таким образом, подтверждают его тезис относительно ироды веры и природы Авраамова семени. Это также показало, что «всёхорошо, что хорошо кончается», но это не имеет ничего общего с манипуляцией. Это был урок, который должен был усвоить старый Иаков. Усвоил ли он его? Ответ - усвоил. Откуда мы знаем? Потому что т0, что он совершил по отношению к сыновьям Иосифа, было совершено с «верою».

 

 

XVII

Вера Иосифа

Евреям 11:22

Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израиле­вых и завещал о костях своих.

Любимой историей из Библии для многих является история Иоси­ фа. Что касается меня, то на мой взгляд больше нет такой волнующей, настолько поднимающей дух и такой поразительной истории, «...как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11:33). Ис­тория Иосифа - это наилучшая иллюстрация того, что позже напишет Уильям Коупер:

Бог двигается таинственно,

Чтобы явить Свои чудеса;

Он оставляет Свои следы в море,

И усмиряет шторм.

Это центральный рассказ в Ветхом Завете. Во-первых, она показы­вает, как дети Израиля попали в Египет и ещё говорит о том, как Бог пожелал, чтобы Ханаан стал землёй обетованной, да так, как даже пат­риархи не могли себе представить. История Иосифа - это ещё одно напоминание о том, что Бог не забывает Своих детей. Мщение - это Его прерогатива и всё, что с нами случается - это тайна Его великой цели. Мы часто бываем слишком заняты своим маленьким мирком и склонны забывать, что участвуем в битве между Богом и сатаной. Ис­тория Иосифа напоминает, что всё, происходящее с нами, важно для Бога, и причиной того, что всё взаимодействует и работает на благо, является окончательная и самая великая в мире цель Бога.

Наш стих в этой главе снова заставляет нас столкнуться с тем, как мыслит наш писатель. Почему он выбрал из всей истории жизни Иоси­фа именно эту? Наш писатель хочет, чтобы мы поняли, что видение Исаака распространялось за пределы материального уровня.

Наш стих показывает нам три вещи: (1) что Иосиф предвидел возвращение Израиля в Ханаан; (2) что отдавая распоряжение относительно своих костей, он отождествлял себя с Ханааном, а не с Египтом (по­дзывая, где были его истинные привязанности); и (3) что всё это было сделано «верою». Цель этой главы - сосредоточить внимание на том, каким образом Иосиф пришёл к убеждению относительно будущего Израиля.

Начиная с того, что Иосиф «верою» сделал то, что сделал (в проро­честве о будущем Израиля), необходимо сказать, что этот акт был ни чем иным, как кульминацией всей его жизни верою. Если бы Бог чу­десным образом не вёл самого Иосифа, последний не был бы так уве­рен в том, что предсказывал. Когда Бог начинает общаться с нами ка­ким-то необычным способом, это означает, что Он хочет подготовить нас к тому, что более необычные вещи ещё впереди. С теми, для кого у Бога приготовлены более великие цели, Бог работает необычными спо­собами. Размышляя о своей жизни, Иосиф мог понять, что всё, проис­ходившее с ним, в конце концов случалось на благо Израиля и поэтому ему было совсем нетрудно верить в то, что Тот же Бог будет продол­жать заботиться о своём народе, с которым Он вступил в Завет. Таким образом, если бы мы смогли оглянуться назад на нашу жизнь и уви­деть безошибочную руку Бога, щадящую нас, благословляющую нас, оберегающую нас и ведущую нас, это должно было бы сказать нам всё, что нужно о нашем будущем, «...начавший в вас доброе дело будет со­вершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6).

Иосиф закончил свои дни в счастье и святости, несмотря на то, что в её начале мало было и того и другого. Иосиф был продан в рабство из «зависти» (Деян. 7:9). Разумеется, в начале этой истории никого нельзя оправдать, и каждый виноват в какой-то мере. Иаков был самым люби­мым (Быт. 38:3). Иосиф, рассказывая свои сны, подливал масла в огонь зависти своей семьи (Быт. 37:5 и далее). Затем братья проявили свою зависть (Быт. 37:27-28). Наш стих (Евр. 11:22) отражает триумф бла­гочестия, но это конец истории.

Когда Иосиф был продан измаильтянам, это толкнуло его на то, что °н был вынужден тяжело физически работать т.е. делать то, о чём он до сих пор и понятия не имел. Потому что его отец заставлял выполнять Тяжёлую работу других сыновей. Иосиф родился в рубашке. Его новая жизнь, конечно же, восполнила этот пробел! Теперь он был рабом, g свою очередь измаильтяне продали его Потифару, царедворцу фара0. на в Египте (Быт. 39:1). «Но Бог был с ним», - напоминает Стефац синедриону (Деян. 7:9). Иосиф был назначен надзирателем в доме Потифара. Вскоре перед Иосифом возникает новое испытание - сек­суальное искушение. Жена Потифара не была добродетельной женщи­ной, описанной в Прит. 31:10. Она обратила взоры на Иосифа, но бе­зуспешно. Он сохранил свою чистоту и отверг её (Быт. 39:12). «Ад не знает такой злобы, как злоба отвергнутой женщины». Жена Потифара обвинила Иосифа в том, что он домогался её, и его отправили в темницу.

Пребывание Иосифа в этой темнице было самой низкой точкой его жизни. Бог обещал благословить его и поднять его (Быт. 37:9 и далее), но где же теперь это обещание?

Его намерения быстро нальются соком,

Раскрываясь с каждым часом;

У почек может быть горький привкус,

Но сладким будет цветок.

У Иосифа в тюрьме была компания: царский дворецкий и царский пе­карь. Однажды утром каждый из них рассказал виденный им накануне ночью сон. Иосиф истолковал эти сны и они сбылись. Дворецкого осво­бодили через три дня, а пекаря повесили. Иосиф высказал дворецкому (накануне его освобождения и восстановления в должности) свою просьбу, а именно, чтобы дворецкий рассказал о нём фараону (Быт. 40:14). Однако эта слабая попытка манипулировать Провидением не сра­ботала: «И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его» (Быт. 40:23). Мягко говоря, у Иосифа не осталось никакой надежды.

Когда Бог занимается человеком и делает это как-то необычно, Он почти всегда проводит его через необычные страдания. Часто смысл такого страдания - открытие будущего. Страдание приносит, мягко говоря, полное отсутствие надежды. Бог очищает тех, кого намерен ис­пользовать необычным образом, приводя их к самому крайнему отчая­нию. При этих обстоятельствах они никогда не будут требовать объяс­нения своего освобождения, когда оно придёт.

Слепой неверующий упорен в своём заблуждении,

Он тщетно пытается понять Его деяния;

Сам Бог - толкователь Своих деяний,

И Он Сам сделает Свои толкования доступными.

Мягко говоря, у Иосифа не оставалось никакой надежды. Даже если сам Потифар верил Иосифу (что было вполне возможно - иначе Иосиф вряд ли отделался бы тюремным приговором), он всё равно не мог его освободить. Он вынужден был заботиться о своём положении.

Бог знал способ, как поднять Иосифа. Но о нём не было никаких пред­сказаний. Произошло совпадение нескольких фактов: подходящее вре­мя, неприятности фараона и старая способность Иосифа толковать сны. у фараона был сон. Только у Иосифа было толкование. В конце кон­цов, дворецкий оказался под рукой, он вспомнил бы об Иосифе, даже если бы тот и не просил об этом. Если наше дарование подлинное, оно будет признано в нужное время - будем или не будем мы пытаться ут­вердить его использование. Когда личным толкователем фараона не удалось истолковать сон, дворецкий вспомнил про Иосифа. Дворецко­го заставила вспомнить об Иосифе необходимость в данный момент в одарённом и благочестивом человеке, а вовсе не страстное желание са­мого Иосифа. Бог готовил Иосифа к такому времени, как это.

Толкование Иосифа не только удовлетворило фараона, но и помогло стать ему управителем египетских земель и принесло ему награду за мудрость, потому что обещало Египту процветание и славу на многие годы. Сон фараона показал, что за семью годами достатка (в течении которых Египет запасётся продуктами) последует семь голодных лет (когда другие народы будут приходить в Египет, чтобы купить еду). Таким образом, Иосиф сделался вторым в Египте после фараона. Он прошёл долгий путь из того холодного и тёмного подземелья.

Иосиф проделал также длинный путь из Ханаана. И теперь, после семи лет изобилия, наступил голод. Весь мир был охвачен им, в том числе и Ханаан. Вскоре старый Иаков сказал: «Я слышал, что есть хлеб в Египте» (Быт. 42:2) и послал десятерых сыновей (всех, кроме Вениа­мина, который занял место Иосифа и стал любимцем отца) в Египет, Чтобы купить зерна. Любой иностранец должен сначала прийти к управляющему, так эти десять человек пришли к Иосифу. Иосиф их уз- Нал, а они его - нет. Иосиф был одет в другие одежды, выучил за всё время язык, на котором говорили в Египте, и говорил с ними через переводчика. Он не полностью избавился от желания отомстить и поэто­му короткое время обращался с ними грубо и заставил их попотеть (Быт 42-44). В конце концов, он открыл себя своим братьям, говоря: «я ^ Иосиф. Жив ли ещё отец мой?» (Быт. 45:3). В результате одиннадцать братьев со своими жёнами привели в Египет старого Иосифа, чтобы поселиться там, потому что голод должен был ещё продлиться. Дети Израиля сделались элитарными гостями Египта, им была дана земля Гесем (Быт. 47:6). Иосиф был утверждён лично, и в этом утверждении заключалось исполнение его сна.

Но личное утверждение - это было не дело Иосифа. Когда Иаков умер, братья испугались. Они были уверены, что Иосиф, наконец, ото­мстит им за то преступление, которое они совершили против него. Они «пали пред лицом его» (Быт. 50:18). Таким образом, буквально сбылся сон Иосифа. Но возникает «новый» Иосиф. «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Быт. 50:19). Теперь он сторонился утверждения, которого од­нажды страстно желал. Теперь утверждение или отмщение для Иоси­фа ничего не значили. Когда он его желал, то не мог получить, а полу­чил тогда, когда перестал желать. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (Матф. 16:25).

Писатель поел. Евр. описывает «нового» Иосифа - Иосифа духовно­го. Иосиф действительно прошёл очень долгий путь. Большое рассто­яние было от темницы или земли Ханаан. Это был путь от плоти к Духу. Иосиф больше не жил по плоти. Так он говорил братьям: «Вот вы умыш­ляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20). Личное утверждение Иосифа было поглощено более великой заботой о Царстве Божьем. Иосиф потерял желание мстить и одержал значи­мую победу. «Новый» Иосиф не заботился о том, что он раньше считал самым главным - о своих личных чувствах. Продолжай Иосиф жить по плоти — он хотел бы отомстить. И не только это. Он чувствовал бы себя в Египте, как дома, потому что Египет стал счастливым местом жительства. Он был вторым после фараона и на его могиле мог бы ле­жать камень, который увековечил его значимость в Египте, потому что Иосиф был египетским героем, и фараон не пытался это скрывать. Более того, все его братья со своими семьями и общим числом семьдесят человек (Быт. 46:27), были в безопасности и занимали высокое поло­жение в Египте. Но, умирая, Иосиф думал о двух вещах: об исходе Израиля из Египта и о своих собственных костях. Он знал, что Израиль не принадлежит Египту. Более того, он хотел убедиться, что его кости, уходя-они возьмут с собой, потому что в Египте он не чувствовал себя дома.

Таким образом, Иосифа заботило то же, что и предыдущих патриар­хов. Вот почему наш писатель включил Иосифа в главу «веры» и им было выбрано для описания именно это событие. «И сказал Иосиф бра­тьям своим: я умираю, но Бог посетит вас, и выведет из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесете кости мои от­сюда» (Быт. 50:24-25). Так Иосиф стал понимать, где было его сокро­вище. Иисус сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21).

Иосиф был мечтателем, а теперь он стал пророком. Он был хвасту­ном, а теперь он был полон самоуничижения. Он был объектом для за­висти, и этому есть готовое человеческое объяснение. Теперь же он про­являет заботу, которой нет объяснения на плотском уровне. Он стал истинным Божьим человеком.

Всё время Бог пребывал с Иосифом. В этом смысле он всегда был Божьим человеком. Но Бог готовил Иосифа к дальнейшему, Он смот­рел намного дальше, чем мог предвидеть сам Иосиф. Когда он нахо­дился в темнице, он просто хотел выйти. Но Бог смотрел дальше, на­много дальше желания просто освободиться из тюрьмы. У многих из нас есть амбиции, похотливые амбиции, которые мы считаем своим путём, путём, в котором нет того, что для нас приготовил Бог. «...не Видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, Что приготовил Бог любящим Его» (1-е Кор. 2:9).

Мало что знал Иосиф о том, к чему Бог готовил его. Но в конце его основной заботой было будущее Царства Божьего и своё отождествление с ним и даже с теми, кто его предал, потому что он заставил исчез­ать свои личные чувства ради более значительного - Божьей славы.

 

XVIII.

Родители Моисея

Евреям 11:23

Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителя­ми своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

Моисей был самой великой личностью в Ветхом Завете. Можно ска­зать, что весь Ветхий Завет вращается вокруг Моисея, как Новый За­вет вращается вокруг Иисуса Христа. «Ибо закон дан чрез Моисея' благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан. 1:17) Теперь наш писатель обращается от Иосифа к Моисею и, поступая та­ким образом, вводит в повествование племя Левино. До настоящего момента он уже показал, что семя Авраама продолжилось посредством духовного вмешательства, а это, наряду со всем остальным, демонст­рирует непредсказуемость путей проявления Божьей славы. «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:34).

И всё же, вряд ли можно удивиться тому, что наш писатель вводит Моисея в эту Библейскую «главу веры». Моисею посвящено семь сти­хов. Уделяя больше внимания, в определённом смысле, Аврааму, наш автор был более заинтересован в обсуждении вопроса о природе веры, чем личности Авраама. Он сосредотачивает внимание на Моисее, как на личности, но всё же более, как на верующем. Здесь заложен смысл, который поможет нам больше узнать о теологических взглядах писа­теля послания к Евреям, чем о Моисее. До сих пор это так и было, по­тому что наш писатель не намерен рассказывать нам что-то такое, чего эти евреи-христиане не знали о личностях этих великих людей. Он по­казывает, что вера - это не нововведение Нового Завета. Фактически он показывает, что на самом деле ничего нового о вере не известно. Эти благочестивые люди практиковали её намного раньше, чем появилось Евангелие Иисуса Христа.

Мы, христиане, вполне достойны обвинения, если, имея исполнения обетования, в вере и благочестии стоим ниже тех, кто делал то, что делал просто под «тенью будущих благ» (Евр. 10:1). Если они делали то, чтоделали, насколько же больше должны мы их превосходить? Это, Фактически, и является центральной темой всего послания к Евреям: Насколько больше?»

Наш писатель представляет нам Моисея, обращаясь к моменту его рождения. О рождении Исаака уже шла речь (стих 11). Теперь упоми­нается рождение Моисея. Необычным рождение Моисея становится благодаря не обещанию рождения, а тому, что он был чудесным обра­зом сохранён, несмотря на неблагоприятную обстановку. Но более все­го утешает мысль о непрестанной заботе нашего Небесного Отца о Сво­ём народе. Мы часто склоняемся к мысли, что Бог забыл нас, особенно если мирские события создают обстановку, наполненную грехом и пол­ным неверием. История Моисея должна убрать все сомнения относи­тельно проявляемой Богом заботы о своём народе. Потому что когда мы не думаем о Боге, Он продолжает о нас думать. Всё, что касается нас, касается и Его. Наша забота о Нём прерывиста и колеблющаяся. Его забота о нас постоянна и ровна. На самом деле, сама наша озабо­ченность и острое желание видеть Его лицо может объясняться только Его тайной работой внутри нас. Он всегда делает первый шаг, даже когда нам кажется, что Он не желает отвечать на наш вопль. Сам наш призыв к Его имени - это следствие того, что Он даёт нам силу для этого при­зыва.

Писатель приходит к заключению, что за фактом того, что родители Моисея прятали младенца, не стоит ничего, кроме веры. Он уверен, что единственным объяснением поступка родителей Моисея является вера. Однако, несмотря на то, что это названо верой, она замечатель­ным образом отличается от той веры, о которой до сих пор шла речь в поел. Евр. 11. Прежде всего, это была вера совсем не Моисея (несмотря на слова «Верою Моисей»). Во-вторых, эта вера была чётко лимитиро­вана: её хватило на три месяца. Но все эти вещи дают нам, тем не менее, Другой урок, который нас ободряет и устраивает.

Около сотни лет дети Израиля имели высокое положение и жили в процветании на земле Гесем — части Египта, пожалованной фараоном, который превознёс Иосифа. Фараон провозгласил: «...я дам вам луч­шее в земле Египетской, и вы будете есть тук земли» (Быт. 45:18). Фа­раон проявил свою благодарность Иосифу, чей божественный дар сделал Египет богатой и процветающей страной.

Но Иосиф умер. Умерли все его братья и «весь род их» (Исх. 1:6) Между тем дети Израилевы «расплодились, и размножились, и воз­росли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх. 1:7). В этом месте в книге Исход возникает один из самых зловещих и наглядных текстов Святого Писания - Исход 1:8: «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». Пока был жив Иосиф и, разу­меется, пока был жив фараон, дети Израиля не знали ни единой про­блемы. У них была полная свобода действий на египетской земле Гесем. И всё же, это могло быть корнем их последующих проблем. Каза­лось, что они были вполне довольны тем, что время их пребывания на этой земле не было ограничено. Нет никакого указания или малейшего намёка на то, что хоть кто-то из детей Израиля чувствовал, что настало время возвращаться в Ханаан, хотя последние слова Иосифа, обращён­ные к ним, указывали на то, что Египет - это их временное место пре­бывания. Будучи в процветании, безопасности и не зная трудностей, они, очевидно, отложили свой уход из Египта до последующих поко­лений. В конце концов, Египет был домом для детей Израиля. Почему они должны уходить отсюда?

Сколькие из нас не продвигались вперёд духовно, пока не были по­ставлены на колени неблагоприятным изменением обстоятельств? Большинство наших духовных достижений датируются наступлени­ем мрачных обстоятельств (чуть ли не катастрофических), которые заставляют нас повернуться к Богу, чего мы не делали. Очищение, не­приятная работа Бога по очищению - это единственное слово, слыши­мое большинством из нас. Мы должны научиться быть благодарными за фараона, «который не знал Иосифа», потому что он, к сожалению, становится в Божьих руках инструментом нашего спасения.

С другой стороны, это зловещее изменение событий для детей Изра­иля символизирует то, как народ и даже церковь и религиозные инсти­туты склонны забывать секрет своего величия. Египет был обязан сво­им благосостоянием Израилю. Церковь, как сказал Иисус, - это «соль земли» (Матф. 5:13). Народ Египта был в долгу перед Израилем. обстоят дела в мире и сегодня. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс- 32:12). Ирония западного мира состоит в том, что после­дние годы почти полностью забыта церковь. «Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов» (Прит. 14:34). Точно так и церковь или религиозный институт. Новый лидер поколения, которое не знало Иосифа, часто насмехается над тем самым принципом, кото­рый сделал то первоначальное движение тем, что оно есть.

0 всё же новый фараон был единственной и окончательной гаранти­ей того, что Божьи люди будут опущены на колени, чтобы призывать имя Божье, что им и следовало делать. Этот новый фараон был напу­ган тем, что дети Израиля могут превзойти числом египтян, поэтому и сделалих рабами и поставил к тяжёлой работе. «И потому египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжёлой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жесто­костью» (Исх. 1:13-14). Это ещё не всё. Вышел приказ о том, что каж­дый, родившийся в еврейском доме мальчик, должен быть убит. «Но повивальные бабки боялись Бога, и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых» (Исх. 1:17). Это привело к тому, что фараон «всему народу своему повелел, говоря: всякого ново­рожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых (стих 22).

Таким был мир, в котором родился Моисей, и это является содержа­нием поел. Евр. 11:23. Моисей родился в поколении, которое было на­пугано перспективой абсолютного вымирания. Где теперь был Бог Ав­раама, Исаака и Иакова? Бог дал Аврааму обетование: «...умножу семя твоё, как звёзды небесные...», но на самом деле, всё выглядело очень мрачно. Но когда кажется, что Бог забыл про свой народ, Он упорно трудится над тем, чтобы сохранить Свою церковь. Ситуация, описан­ная в 1-ой главе книги Исход, возникала множество раз, являясь под­ходящим описанием состояния вещей в настоящее время в различных Частях мира. Бог, однако, усиленно трудится над тем, чтобы сохранить Свой народ. Бог приходит в неожиданное время и неожиданным путем, но Он никогда не опаздывает и никогда не приходит слишком рано, он всегда приходит вовремя.

Родилось благое дитя. И увидели, «что он очень красив» (Исх. 2:2).

Он пришёл не через племя Иосифа (как можно было предполагать, если Бог собирался поднять избавителя) и не через племя Иуды (получавшего великое благословение от старого Иакова). Моисей родился в д0Д1е Левия, чьё благословение от Иакова разделено было с племенем Симеона и не содержало ни малейшего намёка на то, что получивший его станет будущей надеждой Израиля (Быт. 49:5-7). «Но Нафанаил ска­зал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан. 1:46). Богу нравится создавать неожиданные, непредсказуемые и поразительные законы вероятности.

Все родители думают, что их ребёнок «совершенный и красивый» но у родителей Моисея были на это основания! Они знали наверняка что этот ребёнок не такой, как все. Им удалось прятать маленького Моисея в течение трёх месяцев. Нам говорится, что это совершалось верою. Это вера не была верой Моисея. Вера - это сознательный акт, она активизирует деятельность. Моисей же был пассивным, беспомощ­ным младенцем. Вера, о которой идёт речь в поел. Евр. 11:23, была ве­рой родителей Моисея. В нашем стихе сказано: «Родители», в этой ис­тории речь идёт только о матери Моисея. Очевидно, речь шла об обоих родителях. И всё же это была нелепая вера. Она была чуждой той вере, о которой до сих пор шла речь в поел. Евр. 11, была несовместима с ней, так как родители Моисея действовали верой, но сами точно не зна­ли почему.

Что обусловило эту веру? На физическом уровне это было появле­ние Моисея. Это говорит о том, что Бог может использовать внешние факторы, чтобы привлечь, вдохновить и даже стимулировать веру. Та­ким образом, не следует забывать об этом, как о свидетельстве миру. «...Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некото­рых» (1-е Кор. 9:22). И, тем не менее, то, что иногда появляется на плот­ском уровне как движущая сила, на самом деле является скрытой ра­ботой Духа. В подобном случае мы вряд ли осознаем это. Дух держит­ся в тени и окутывает себя тайной (но именно Он стоит за всем этим)’ Это также обусловливает то, что за нашей слабой верой стоит вера за­мещающая и совершенная. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными» (Рим. 8:26).

И хотя родители Моисея действовали верою, доказательством того, что это действительно была вера, является то, что они «не устраши­лись царского повеления». Это вполне подтверждает то, что вера - это правильное определение их действий. Вера - это убеждённость, а убеж­дённость отменяет страх. «Твёрдого духом Ты хранишь в совершен­ном мире, ибо на тебя уповает он» (Исаия 26:3). У них были все причи­ну бояться. Но они не испугались. Почему? Они были убеждены, что g0r работал в отношении этого ребёнка.

Но эта вера была недолгой. Она длилась только три месяца. «Не мог­ши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила её асфальтом и смолою, и, положив в нее младенца, поставила в тростни­ке у берега реки» (Исх. 2:3). Возможно, что сильная вера принесла Моисея в тот дом. Кто может отрицать, что Бог продлил эту «трёхме­сячную веру» на неопределённое время? Но три месяца были лимитом их веры. Бог не спрашивает нас о том, не вменить ли нам больше веры, чем мы имеем. Нам не нужно притворятся или «доказывать Богу», что мы сильны, когда это совсем не так. Их вера длилась три месяца. Не больше. Время вышло. Они это знали.

Но их ограниченная вера была достаточно сильной для того, чтобы пустить Моисея по реке Нилу. Они знали, что Бог, Который дал его, сохранит его. Они знали, что Бог будет продолжать защищать такого ребёнка, как этот. Они точно не понимали, что происходит и не знали, почему они это делают. Они достигли той точки, в которой они долж­ны были полностью вверить своё дитя Богу - то, что в любом случае должен проделать каждый родитель. Они знали, что если они правы и Бог дал им необычного ребёнка для необычной миссии, то этот же Са­мый Бог позаботится о нём.

Что заставило их отдать Моисея? Если бы они оставили ребёнка дома ещё дольше, то страх, которого не было, пришёл бы к ним. Три месяца °ни были лишены страха. Но сейчас они стали бояться. Иногда мы чув­ствуем себя виновными в том, что в нас есть не больше веры, чем в нас есть. Часто мы сильны в самом начале, но посреди пути мы направля­емся в другую сторону, потому что чувствуем себя слабыми. Апостол Павел признавал это. «...не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Признание этого не является доказательством слабости. Это - сила.

Когда мы попадём на Небеса, мы увидим не только то, что наша сла­бая вера была создана силою и верою нашего Господа Иисуса Христа но и то, что границы нашей веры в совершенстве вписываются в плац достижения конечной цели Бога, как это было с родителями Моисея.

 

XIX.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: