Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

 

Модуль 1. Методология научного исследования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.

 

Цели изучения:

- знакомство с основными понятиями курса, анализ их основных логических характеристик; анализ разных уровней понятия «методология», выделение содержательного ядра категорий;

- формирование понятия о методологии науки; углубление представления об исследовании в сфере образования, его специфике, инструментарии, этапах;

- формирование умения четко выстраивать методологический аппарат исследования, выявлять типичные ошибки начинающих исследователей при формулировании проблемы, объекта, предмета, цели и задач, гипотезы исследования;

- формирование интерес к исследовательской деятельности; позитивное отношение к гуманитарному, антропологическому знанию; понимание его особенностей, а также проблем и сложностей, с которыми сталкивается исследователь.

Литература основная:

  1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: уч. пос./ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд. - М.: Академия, 2013.
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования/ В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 6-е изд. - М.: Академия, 2010.
  3. Как писать магистерскую диссертацию по психолого-педагогическим наукам: Учебно-метод пособие для студентов-магистрантов / науч. ред. А.А. Орлов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. – 153 с.
  4. Лукацкий М.А. Методологические ориентиры педагогической науки/ М.А. Лукацкий. - Тула: Гриф и К, 2011. – 448с.

 

  1. Новиков, А.М. Методология научного исследования/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2010. – 280с. [Электронный ресурс]: http://www.biblioclub.ru/82773_Metodologiya_nauchnogo_issledovaniya.html.
  2. Умнов, В.С. Самойлик Н.А. Научное исследование: теория и практика. -
    Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. - 99 с. [Электронный ресурс]:
  3. http://www.biblioclub.ru/88691_Nauchnoe_issledovanie_teoriya_i_praktika.html

 

Литература дополнительная:

  1. Антюфеева, М.А. Христианская антропология как методология педагогики// http://virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0500.html

2. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук// М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. - Изд. 2-е, - М., 1986. – С.381-393, 429- 432.// http://psylib.org.ua/books/bahtm01.htm.

3. Бездухов, А.В. Теоретически основы формирования этического сознания будущего учителя: монография / А.В. Бездухов. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Самара: ФГБОУ «ПГСГА», 2014. -208 с.

  1. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: методич. рекомендации для студентов. – М.: Пед. общество России, 1999.
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.
  3. Корнетов Г.Б. История педагогики: вопросы методологии// Историко-педагогический журнал. – 2012. - №2. – С. 80-91.
  4. Корнетов Г.Б., Лукацкий М.А. Предмет истории педагогики// Историко-педагогический журнал. – 2013. - №1. – С. 40-58.
  5. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. вузов/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 400с.
  6. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: уч. пос. для студентов. – М.: Академия, 2007.

1. 11. Краевский В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня// Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря: http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.

11. Липский, И.А. Методологический анализ научного знания// http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/Methodol-1.html.

12. Никитич, Л.А. История и философия науки. Учебное пособие.
М.: Юнити-Дана, 2008. - 336 с. [Электронный ресурс]: http://www.biblioclub.ru/83294_Istoriya_i_filosofiya_nauki_Uchebnoe_posobie.html

13. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.

  1. Решетова, Л.И. Практические советы студенту-гуманитарию, начинающему научное исследование. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2005.
  2. Сайт РГГУ, раздел философия и методология науки, методология гуманитарных наук - http://www.rsuh.ru/section.html?id=671.
  3. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.

17. Leon, Antoine. The history of education today// http://www.bim-bad.ru/biblioteka/rubrika.php?binn_rubrik_pl_articles=109

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: