Практическое занятие

Соотношение методологического, теоретического и эмпирического

Уровней исследования.

План:

1. Основные методологические принципы исследования в сфере образования.

2. Современные философские концепции как методологическая основа психолого-педагогических наук.

3. Научное исследование как отражение методологической позиции его автора. Понятие о методологической культуре.

Задания для подготовки к практическому занятию.

1. Дайте определение понятию «научный принцип». Вспомните, как соотносятся понятия «научная закономерность» и «научный принцип». Приведите примеры их соотношения, известные вам из курса Общей педагогики.

2. В чем разница между понятиями «научный принцип» и «методологический принцип исследования»?

3. Раскройте основные методологические принципы исследования в сфере образования.

4. Приведите примеры реализации научных принципов в исследовательской практике психолого-педагогических наук.

5. В чем смысл использования философских концепций как методологической основы научных исследований?

6. Подумайте, какой раздел (или разделы) философии наиболее важны как методологическая основа для психолого-педагогических наук.

7. Какие современные философские концепции вы знаете? Подготовьте сообщение об одной из них. При подготовке своего сообщения обратите внимание на то, что в контексте данного семинарского занятия наибольшее внимание вы должны уделить гносеологическим аспектам той или иной концепции.

8. Поразмышляйте, любая ли философская концепция может служить методологической базой для исследований в сфере образования? Можно ли здесь выделить какие-то ограничения? Какие именно?

9. От каких факторов зависит выбор той или иной философской концепции в качестве методологической основы проводимого исследования? Возможно ли поделить эти факторы на объективные и субъективные?

10. Как соотносятся философские и общетеоретические основы в методологии научного исследования? Могут ли они не совпадать и принадлежать разным концепциям? А противоречить друг другу?

11. Как вы понимаете, что такое «методологическая культура исследователя»? Почему в данном контексте употребляется термин «культура»? Какое значение он здесь имеет?

12. Подумайте, можете ли вы достаточно четко сформулировать свою методологическую позицию на данном этапе исследовательской работы? Если нет, что вам мешает это сделать?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: