1. «В рамках «Научной весны» на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л.Н. Толстого было проведено исследование ценностных ориентаций и предпочтений студентов. В опросе приняли участие 107 студентов факультета истории и права и факультета искусств, социальных и гуманитарных наук. Были опрошены студенты 1, 2, 4 курсов; специальностей история со специализацией археология, история с дополнительной специальностью юриспруденция, социально-экономическое образование, религиоведение, искусства и гуманитарные науки, организация работы с молодежью; из них 69 девушек и 38 юношей.
По результатам проведенного исследования выяснилось, что ведущей ценностью, поставленной на 1-е место почти 40% всех опрошенных, является «здоровье». Причем этот выбор характерен для студентов всех специальностей, независимо от пола и возраста. Студенты так объясняют свой выбор данной категории: «здоровье – самое главное, что есть у человека»; «в здоровом теле – здоровый дух»; «если человек здоров, то перед ним открываются все возможности»; «здоровье - это состояние полного комфорта человека»; «полное физическое и психическое благополучие»; «лучше быть одиноким, бедным, но здоровым…» и т.д.
|
|
Второе место в рейтинге выбранных ценностных ориентиров занимает категория «любовь». В среднем по частоте выбора «любовь» является важнейшей жизненной ценностью и для юношей, и для девушек; но на 2-е место в рейтинге ее поместили 25 % девушек и только 16% юношей, причем тот же рейтинг (16%) у юношей набрала категория «дружба».
В определении студентами понятия «любовь» можно выделить 3 типа ответов: 1) любовь – «ответственность за любимого человека», «полное взаимопонимание», «духовное родство»; 2) «поддержка от любимого человека», «помощь любимого человека»; 3) «духовная основа жизни», «созидание», «двигатель всего».
Отметим, что «счастливая семейная жизнь» как важная ценность выделена многими девушками (1-3 место в рейтинге у 34% опрошенных девушек) и практически не обозначена юношами (8%).
Интерпретируйте результаты исследования. Предложите несколько возможных вариантов интерпретации. Отчего зависит выбор той или иной позиции исследователя в процессе интерпретации?
2. Проанализируйте структуру дипломной работы на тему: «Негосударственные учебные заведения г. Тулы и особенности преподавания в них иностранных языков» с точки зрения ее соответствия правилам построения плана научной работы:
Введение
Глава I. Негосударственные учебные заведения и их место в системе образования.
§ 1. Возрождение духовных традиций в Тульской Православной классической гимназии.
|
|
§ 2. Единство процессов обучения и воспитания в Российской Христианской гимназии Церкви Адвентистов седьмого дня.
§ 3. Школа радости им. В. Д. Поленова.
Выводы
Глава II. Особенности преподавания иностранных языков в негосударственных учебных заведениях г. Тулы.
§ 1.Система обучения немецкому языку в негосударственных учебных заведениях Тулы.
§ 2.Система преподавания английского языка в негосударственных учебных заведениях Тулы.
Выводы
Заключение
Приложение 1. Учебный план Тульской Православной классической гимназии
Приложение 2. Аттестация педагогических работников в Тульской Православной классической гимназии
Библиография
Считаете ли Вы необходимым внести в этот план какие-либо изменения? Обоснуйте свое мнение.
3. Вам предлагаются результаты обследования настроения 17 человек из 5–6-х классов:
Время суток | Настроение | ||||
очень плохо | плохо | средне | хорошо | очень хорошо | |
Начало дня | 20 % | 6 % | 50 % | 18 % | 6 % |
Середина дня | 12 % | 16 % | 20 % | 22 % | 30 % |
Конец дня | 6 % | 6 % | 26 % | 62 % |
Попробуйте дать интерпретацию этих результатов. Постарайтесь при этом четко обосновывать ваши предложения и комментарии.
Как изменится интерпретация, если ввести разделение мальчики / девочки?
Как вы думаете, легче было бы интерпретировать результаты, если представить их в виде диаграммы, графика? Сделайте это.
4. Внимательно рассмотрите рисунки, на которых представлены комплексные результаты оценки сформированности качеств, наиболее значимых в двух исследованных классных коллективах (по кн.: Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой и др. – М.: Педагогика, 1991. – С. 57, 60).
А. Коллектив 1
Б. Коллектив 2
Какую информацию о 1-м и 2-м классах можно получить из анализа? Попробуйте составить краткую характеристику этих классных коллективов.
5. « Прочитайте » предложенные таблицу и гистограмму.
Таблица. Сравнительная характеристика уровней сформированности
общеучебных умений у учащихся 5-х классов в конце учебного года.
Перечень умений. | 5 А | 5 Б | 5 В | 5 Г |
Выделение главной мысли | 2,46 | 2,54 | 2,57 | 2,84 |
Составление сложного плана по тексту | 2,20 | 2,42 | 2,56 | 2,68 |
Описание | 1,89 | 2,19 | 2,42 | 2,69 |
Оценка выполнения задания | 1,91 | 2,36 | 2,70 | 2,77 |
Умение задавать вопросы | 2,11 | 2,36 | 2,52 | 2,80 |
Сумма баллов: | 10,5 | 11,87 | 12,77 | 13,78 |
КС – контрольный срез.
6. Познакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы.
«Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, «лирические отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного текста или повседневной речи, очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты. В этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важна – внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания». (Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА – М, 1997. – С. 228–229.)
Согласны ли вы с автором? Свою позицию аргументируйте.
7. Познакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы.
«Различие между жанрами научного труда и художественного произведения … состоит в том, что если основная форма художественного обобщения - типизация, то в науке соответствующую функцию выполняет абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях. В художественном творчестве главным орудием типизации является художественный образ.
|
|
Понятно, что эти различия находят отражение и в понятийном составе произведений, относящихся к этим … жанрам. Иногда провести грань между ними бывает нелегко. В сфере образования именно неразличение жанров педагогических сочинений, находящее выражение, прежде всего, в сфере языка, приводит к снижению качества научной работы. Известно: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Поэтому необходимо осмысливать не только содержание работы, но и форму изложения ее хода и результатов». (Краевский, В.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания// Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методолог. конф.- семинара/ Гл. ред. В.В.Краевский – Волгоград, Краснодар, М., 2008.)
Означает ли это, что результаты научного исследования не могут быть изложены образным, ярким языком? Какие «жанры» представления результатов научного исследования вы знаете?
8. Познакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы.
«В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика пользуется естественным языком, общеупотребительными словами. Но, попадая в обиход науки, слова естественного языка должны приобрести неотъемлемое качество научного термина - однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли. Когда слово общеупотребительной лексики становится научным термином, оно несет на себе отпечаток огромного научного труда». (Краевский, В.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания// Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методолог. конф.- семинара/ Гл. ред. В.В.Краевский – Волгоград, Краснодар, М., 2008.)
Что вы понимаете под таким качеством научного термина как его однозначность?
Приведите примеры общеупотребительных слов «естественного языка», которые стали научными терминами педагогики. Поясните их значение на бытовом уровне; дайте их определение как научных категорий. Определите общее и особенное в этих видах понимания.
|
|