Задания для обсуждения на занятии

1. «В рамках «Научной весны» на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л.Н. Толстого было проведено исследование ценностных ориентаций и предпочтений студентов. В опросе приняли участие 107 студентов факультета истории и права и факультета искусств, социальных и гуманитарных наук. Были опрошены студенты 1, 2, 4 курсов; специальностей история со специализацией археология, история с дополнительной специальностью юриспруденция, социально-экономическое образование, религиоведение, искусства и гуманитарные науки, организация работы с молодежью; из них 69 девушек и 38 юношей.

По результатам проведенного исследования выяснилось, что ведущей ценностью, поставленной на 1-е место почти 40% всех опрошенных, является «здоровье». Причем этот выбор характерен для студентов всех специальностей, независимо от пола и возраста. Студенты так объясняют свой выбор данной категории: «здоровье – самое главное, что есть у человека»; «в здоровом теле – здоровый дух»; «если человек здоров, то перед ним открываются все возможности»; «здоровье - это состояние полного комфорта человека»; «полное физическое и психическое благополучие»; «лучше быть одиноким, бедным, но здоровым…» и т.д.

Второе место в рейтинге выбранных ценностных ориентиров занимает категория «любовь». В среднем по частоте выбора «любовь» является важнейшей жизненной ценностью и для юношей, и для девушек; но на 2-е место в рейтинге ее поместили 25 % девушек и только 16% юношей, причем тот же рейтинг (16%) у юношей набрала категория «дружба».

В определении студентами понятия «любовь» можно выделить 3 типа ответов: 1) любовь – «ответственность за любимого человека», «полное взаимопонимание», «духовное родство»; 2) «поддержка от любимого человека», «помощь любимого человека»; 3) «духовная основа жизни», «созидание», «двигатель всего».

Отметим, что «счастливая семейная жизнь» как важная ценность выделена многими девушками (1-3 место в рейтинге у 34% опрошенных девушек) и практически не обозначена юношами (8%).

Интерпретируйте результаты исследования. Предложите несколько возможных вариантов интерпретации. Отчего зависит выбор той или иной позиции исследователя в процессе интерпретации?

2. Проанализируйте структуру дипломной работы на тему: «Негосударственные учебные заведения г. Тулы и особенности преподавания в них иностранных языков» с точки зрения ее соответствия правилам построения плана научной работы:

Введение

Глава I. Негосударственные учебные заведения и их место в системе образования.

§ 1. Возрождение духовных традиций в Тульской Православной классической гимназии.

§ 2. Единство процессов обучения и воспитания в Российской Христианской гимназии Церкви Адвентистов седьмого дня.

§ 3. Школа радости им. В. Д. Поленова.

Выводы

Глава II. Особенности преподавания иностранных языков в негосударственных учебных заведениях г. Тулы.

§ 1.Система обучения немецкому языку в негосударственных учебных заведениях Тулы.

§ 2.Система преподавания английского языка в негосударственных учебных заведениях Тулы.

Выводы

Заключение

Приложение 1. Учебный план Тульской Православной классической гимназии

Приложение 2. Аттестация педагогических работников в Тульской Православной классической гимназии

Библиография

Считаете ли Вы необходимым внести в этот план какие-либо изменения? Обоснуйте свое мнение.

3. Вам предлагаются результаты обследования настроения 17 человек из 5–6-х классов:

Время суток Настроение
очень плохо плохо средне хорошо очень хорошо
Начало дня 20 % 6 % 50 % 18 % 6 %
Середина дня 12 % 16 % 20 % 22 % 30 %
Конец дня   6 % 6 % 26 % 62 %

Попробуйте дать интерпретацию этих результатов. Постарайтесь при этом четко обосновывать ваши предложения и комментарии.

Как изменится интерпретация, если ввести разделение мальчики / девочки?

Как вы думаете, легче было бы интерпретировать результаты, если представить их в виде диаграммы, графика? Сделайте это.

 

4. Внимательно рассмотрите рисунки, на которых представлены комплексные результаты оценки сформированности качеств, наиболее значимых в двух исследованных классных коллективах (по кн.: Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой и др. – М.: Педагогика, 1991. – С. 57, 60).

 

А. Коллектив 1


Б. Коллектив 2

 

 

Какую информацию о 1-м и 2-м классах можно получить из анализа? Попробуйте составить краткую характеристику этих классных коллективов.

 

5. « Прочитайте » предложенные таблицу и гистограмму.

Таблица. Сравнительная характеристика уровней сформированности

общеучебных умений у учащихся 5-х классов в конце учебного года.

Перечень умений. 5 А 5 Б 5 В 5 Г
Выделение главной мысли 2,46 2,54 2,57 2,84
Составление сложного плана по тексту 2,20 2,42 2,56 2,68
Описание 1,89 2,19 2,42 2,69
Оценка выполнения задания 1,91 2,36 2,70 2,77
Умение задавать вопросы 2,11 2,36 2,52 2,80
Сумма баллов: 10,5 11,87 12,77 13,78

 

 
 

КС – контрольный срез.

6. Познакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы.

«Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, «лирические отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного текста или повседневной речи, очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты. В этом он сходен с «канцеля­ритом» – бюрократическим языком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важна – внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания». (Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие / В. Н. Дру­жинин. – М.: ИНФРА – М, 1997. – С. 228–229.)

Согласны ли вы с автором? Свою позицию аргументируйте.

 

7. Познакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы.

«Различие между жанрами научного труда и художественного произведения … состоит в том, что если основная форма художественного обобщения - типизация, то в науке соответствующую функцию выполняет абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях. В художественном творчестве главным орудием типизации является художественный образ.

Понятно, что эти различия находят отражение и в понятийном составе произведений, относящихся к этим … жанрам. Иногда провести грань между ними бывает нелегко. В сфере образования именно неразличение жанров педагогических сочинений, находящее выражение, прежде всего, в сфере языка, приводит к снижению качества научной работы. Известно: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Поэтому необходимо осмысливать не только содержание работы, но и форму изложения ее хода и результатов». (Краевский, В.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания// Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методолог. конф.- семинара/ Гл. ред. В.В.Краевский – Волгоград, Краснодар, М., 2008.)

Означает ли это, что результаты научного исследования не могут быть изложены образным, ярким языком? Какие «жанры» представления результатов научного исследования вы знаете?

8. Познакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы.

«В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика пользуется естественным языком, общеупотребительными словами. Но, попадая в обиход науки, слова естественного языка должны приобрести неотъемлемое качество научного термина - однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли. Когда слово общеупотребительной лексики становится научным термином, оно несет на себе отпечаток огромного научного труда». (Краевский, В.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания// Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методолог. конф.- семинара/ Гл. ред. В.В.Краевский – Волгоград, Краснодар, М., 2008.)

Что вы понимаете под таким качеством научного термина как его однозначность?

Приведите примеры общеупотребительных слов «естественного языка», которые стали научными терминами педагогики. Поясните их значение на бытовом уровне; дайте их определение как научных категорий. Определите общее и особенное в этих видах понимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: