По итогам изучения курса проводится зачет как в традиционной форме, так и в форме защиты индивидуальных проектов исследовательской работы (по выбору преподавателя форма аттестации может быть комбинированной: включать и теоретический вопрос, и практическое задание). Зачет может быть осуществлен также через стандартизированную процедуру в форме тестирования.
Критериями оценки результативности изучения курса выступают: знание понятийно-терминологической системы курса, умение правильно выстроить методологическое обоснование исследования, умение применять разные типы исследовательских методов в сфере образования.
Магистрант должен знать:
• основные понятия, перечень которых содержится в каждом разделе программы курса;
• важнейшие современные методологические концепции, идеи, теории и подходы и ученых, которыеих выдвигают, разрабатывают и реализуют;
• международные, федеральные и региональные документы, влияющие на жизнедеятельность системы образования;
|
|
уметь:
• применять теоретические положения на практике, т.е. иллюстрировать при ответе положения теории примерами из собственной исследовательской деятельности, проводимой в рамках работы над магистерской диссертацией;
• анализировать ситуации, вычленять на основе такого анализа исследовательские задачи;
• самостоятельно подбирать литературу по определенной проблеме и фиксировать результаты ее анализа в различных формах;
• разрабатывать программу опытно-экспериментальной работы в рамках проводимого магистрантом исследования.
Знания, умения и навыки магистрантов на зачете оцениваются по системе «зачтено» - «не зачтено» на основе следующих примерных критериев.
Отметка «зачтено» выставляется, если магистрант дает полный и правильный ответ на поставленные вопросы. В самостоятельном (без наводящих вопросов экзаменатора) ответе должны быть обстоятельно раскрыты соответствующие методологические и теоретические положения современной науки, дан анализ литературы, проявлено отчетливое понимание сущности методологических основ исследования; изложение материала произведено в логической последовательности, литературным языком.
Магистрант должен показать навыки практического использования приобретенных знаний в решении исследовательских задач. В ответе могут быть допущены неточности.
Отметка «не зачтено» - если ответ обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала; допускаются существенные ошибки, которые студент не может исправить с помощью наводящих вопросов преподавателя; допускается грубое нарушение логики изложения.
|
|
Вопросы к зачету
1. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки. Виды исследований в сфере образования.
2. Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии.
3. Научный факт. Объективная закономерность. Научная концепция. Основные методологические принципы исследования в сфере образования.
4. Современные философские концепции как методологическая основа психолого-педагогических наук.
5. Научное исследование как отражение методологической позиции его автора. Понятие о методологической культуре исследователя.
6. Основные методологические характеристики научного исследования: проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи.
7. Основные методологические характеристики научного исследования: гипотеза, методы, хронологические и географические рамки, защищаемые положения, научная новизна результатов, практическая значимость.
8. Общая логика построения научной работы.
9. Общее понятие о методах исследования в педагогике и психологии. Классификация методов исследования.
10. Теоретические методы исследования. Виды теоретического анализа. Анализ литературы и источников. Моделирование.
11. Эмпирические методы исследования: наблюдение, опросные методы, экспертная оценка, изучение документации, анализ результатов учебной деятельности студентов или школьников, обобщение опыта и т.д.
12. Социологические методы исследования в педагогике и психологии.
13. Общее понятие об эксперименте как исследовательском методе. Виды эксперимента. Особенности опытно-экспериментальной работы в психолого-педагогическом исследовании.
14. Разработка программы опытно-экспериментальной работы. Основные этапы опытно-экспериментальной работы.
15. Основные требования к содержанию научной работы. Упорядочение, систематизация, анализ фактов, идей, положений. Формулирование выводов по результатам научного исследования.
16. Основные формы обработки и представления данных: текст, таблица, график, диаграмма и т.д. Научный стиль речи: лексика, терминология, синтаксические конструкции, клише.
17. Понятие квалификационной работы. Правила ее оформления.
18. Процедура защиты результатов научного исследования. Научная этика.