Часть I. Часы нравственного общения

ВОСПИТЫВАЕМ

НРАВСТВЕННО УСТОЙЧИВУЮ

ЛИЧНОСТЬ

 

Методическое пособие

 

Пермь 2005


УДК 371.217.3

ББК 74.213

Г 12

Руководители проекта "Нравственное воспитание":

Директор СПУ "Уральское подворье" Ф.В. Валисевич

Зам. директора по учебно-воспитательной работе СПУ

"Уральское подворье" В.П. Чухарева

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной

педагогики Пермского государственного педагогического университета

Н.В. Юняева

 

Гаврилова Т.П., Константинова Ф.В., Никитина Н.И.,

Теплоухова Н.А., Утятникова А.Р.

Г 12 Воспитываем нравственно устойчивую личность: Методическое пособие. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005. – 57 с.

 

 

В пособии представлены методические разработки часов нравственного общения; этические задачи и тексты известных авторских песен, которые используются в работе с воспитанниками Специального профессионального училища "Уральское подворье" по формированию основ нравственной устойчивости личности.

Методическое пособие предназначено для воспитателей, социальных педагогов профессиональных училищ. Методические материалы могут быть также использованы в воспитательной работе с учащимися старших классов общеобразовательной школы, в учебном процессе педвузов для профессиональной подготовки студентов.

 

 

УДК 371.217.3

ББК 74.213

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

 

ã Т.П. Гаврилова, 2005

ã СПУ "Уральское подворье", 2005


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Часть I. ЧАСЫ НРАВСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ.. 7

Тема 1. ЧЕСТЬ – ПОНЯТИЕ ВЕЧНОЕ. 7

Тема 2. СИЛА ВОЛИ. НУЖНА ЛИ ОНА ЧЕЛОВЕКУ?. 12

Тема 3. О ЧЕСТНОСТИ.. 20

Тема 4. "Я САМ!". 25

Часть II. ЭТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.. 31

ЗАДАЧИ ОЦЕНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.. 31

О НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ.. 31

БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ! 33

ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ. 35

ЖИТЬ ДОЛЖНО – КАК СЛЕДУЕТ. 40

ЗАДАЧИ НА ВЫБОР ДЕЙСТВИЯ.. 42

Часть III. ПЕСНИ ДЛЯ ЭТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.. 45

О ДОБРОТЕ. 45

О ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ, УПОРСТВЕ, СТОЙКОСТИ ДУХА.. 46

О ДУХОВНОСТИ.. 47

О ДОЛГЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 51

О КОЛЛЕКТИВИЗМЕ. 52

О ПАТРИОТИЗМЕ. 53

О ЧЕСТИ.. 54

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема формирования нравственно устойчивого поведения подростков. Новые подходы к её решению ориентированы на общечеловеческие ценности, слияние суждений, установок, эмоциональных переживаний.

Нравственная устойчивость – это интегративное свойство личности, которое дает возможность подростку свободно ориентироваться в окружающем мире, обеспечивает его способностью принимать нравственные решения в сложных поведенческих ситуациях, открыто противостоять различным негативным воздействиям. В то же время недостаточная сформированность у воспитанников такого качества, как нравственная устойчивость, может явиться причиной их девиантного поведения.

В результате научного поиска нами была выработана определенная технология воспитания качеств личности, лежащих в основе нравственной устойчивости, таких как гуманность, личная ответственность, чувство долга, честь и совесть, чувство собственного достоинства, самостоятельность, нравственная убежденность.

Технологическая система формирования нравственной устойчивости личности воспитанников включает в себя три блока: когнитивный, эмотивный и поведенческий.

В пособии изложен опыт работы по формированию понятийного аппарата подростков (когнитивный блок) и установок нравственно устойчивого поведения (эмотивный блок). Особое внимание уделено именно этим блокам, так как с усвоения нравственных понятий начинается формирование моральных убеждений. Знание и понимание сути моральных категорий дает подростку возможность свободно ориентироваться в мире социальных ценностей, активно участвовать в самопознании, включаясь в анализ собственных поступков и отношений с окружающим миром.

Пособие состоит из трех разделов.

Часы нравственного общения, содержащиеся в первом разделе, представляют собой технологическую цепочку, состоящую из следующих звеньев: самостоятельная работа над определениями моральных категорий; этические беседы на основе литературных сказок, легенд, библейских сказаний, басен, стихов и песен; решение этических задач, выполнение заданий оценочного, аналитического и проблемного характера; просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов нравственного содержания; этические игры; рефлексивные упражнения.

Наша работа показала, что введение в технологическую цепочку эмоциональных и проблемно-поисковых стимулов обогатило воспитательный процесс, сделало его эмоционально насыщенным, повышающим активность воспитанников.

Второй раздел содержит вербальные этические ситуации. Включение их в процесс нравственного воспитания обусловлено тем, что, решая их, подростки активно думают, проявляют волю, самостоятельно принимают этические решения. Этические ситуации подобраны в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Они представляют собой описание случаев из жизни, периодической печати, видеофильмов, художественной литературы, отвечающее задачам воспитания нравственных качеств, лежащих в основе нравственной устойчивости личности.

В третьем разделе представлены песни, которые могут быть включены как в часы общения, так и использованы в этическом песенном тренинге. Этический песенный тренинг – особая форма воспитательной работы с трудными подростками. Он является одним из способов сближения педагогических замыслов с эмоциональными потребностями воспитанников. Прослушивание песен этического содержания или непосредственное исполнение их воспитанниками, дальнейшее обсуждение ведущих идей песни позволяет соединить в воспитательном процессе сознание и чувства. Это слияние особенно важно в отрочестве, так как воспитанники в этом возрасте не могут руководствоваться только рациональным, они должны получать и эмоциональный заряд. Музыка помогает создать психологический фон для доверительной беседы, для формирования позитивного отношения к нравственным ценностям окружающей жизни, способствует зарождению у воспитанников мотивов нравственно устойчивого поведения.

Цель издания настоящего пособия – оказать методическую помощь воспитателям и социальным педагогам специальных профессионально-технических училищ, классным руководителям старших классов общеобразовательных школ, а также студентам педагогических ВУЗов. Часы нравственного общения разработаны воспитателями СПУ "Уральское подворье" Ф.В. Константиновой, Н.И. Никитиной, Н.А. Теплоуховой, А.Р. Утятниковой под руководством и при участии кандидата педагогических наук, доцента кафедры общей и социальной педагогики ПГПУ Т.П. Гавриловой.

Методические материалы были использованы в СПУ "Уральское подворье" в процессе экспериментальной работы по формированию у воспитанников основ нравственной устойчивости личности в рамках разработанной нами технологии.


Часть I. ЧАСЫ НРАВСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ

 

Часы нравственного общения предназначены для нравственного воспитания подростков.

Поскольку нравственная устойчивость рассматривается через проявление свойств личности, характеризующих ее, просвещение воспитанников сначала проводится по каждому отдельному свойству личности, а затем по интегрированному качеству – "нравственная устойчивость".

Цель часов общения состоит в том, чтобы:

· расширить круг знаний об этических категориях и морально-волевых качествах личности;

· развивать у воспитанников нравственные суждения;

· формировать позитивное отношение к этическим категориям;

· развивать умения анализировать поступки окружающих людей и свои собственные;

· создавать у воспитанников установки нравственно устойчивого поведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: