Тема 1. Честь – понятие вечное

 

Цель: Выявить правильные и ошибочные представления о понятии "честь", его связь с понятием "достоинство"; развить в воспитанниках чувство самоуважения.

Оборудование:

1. Плакаты с высказываниями известных людей о чести.

2. Музыкальные инструменты (гитара).

3. Раздаточный материал для рефлексивного упражнения.

4. ТСО, фрагмент из кинофильма.

5. Музыкальное оформление.

Предварительная работа с воспитанниками:

1. Подготовка инсценировки "Салага".

2. Разучивание песен.

3. Работа со словарем над понятием "честь".

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята.

Имею честь представиться – Фаина Васильевна Константинова.

Имею честь представить группу СТ – 21.

Воспитанники поочерёдно встают и представляются в старинном стиле: Имею честь представиться – Юра Акинфиев (делает кивок головой, садится) и так далее.

Воспитатель: Итак, уважаемые гости и ребята, тема нашего часа общения: "Честь – понятие вечное". Цель нашей встречи – разобраться в понятии "честь", рассмотреть, как оно понималось в различные эпохи, и обсудить, нужна ли честь вам и вашим сверстникам.

Что же означает слово "честь"?

Воспитанники:

1. В словаре Ожегова даются такие определения чести:

· достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности;

· хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;

· почёт и уважение.

2. В.И. Даль в своем словаре даёт следующее определение: "Честь как внутреннее нравственное достоинство". То есть, честь и достоинство – понятия, взаимосвязанные друг с другом.

3. В юридической литературе (автор А.Л. Анисимов) гражданско-правовая защита чести определяется так: "Честь – это общественная оценка личности, определённая мера духовных, социальных качеств гражданина. Она является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода. Честь удовлетворяет нравственные потребности человека".

Воспитатель: Мы с вами уточнили, что означает слово "честь" в разных аспектах.

Для того, чтобы вы смогли оценить, насколько у вас сформированы свойства такого качества, как честь, предлагаю вам выполнить рефлексивное упражнение.

(Раздаются карточки).

Задание: Из предложенных качеств выбери те, которыми по твоему мнению ты обладаешь, и подчеркни их.

 

· Уважение самого себя. · Гордость за свои поступки. · Умение прислушиваться к мнению других людей. · Способность быть опорой для кого-либо. · Чувство уверенности. · Умение держать слово.

 

(Через три минуты ассистенты собирают карточки и обрабатывают результаты. Карточки приклеиваются на геометрическую фигуру).

Воспитатель: Пока ассистенты обрабатывают карточки, мы обсудим высказывания великих людей о чести.

· "Честь нельзя отнять, её можно потерять" (А.П. Чехов).

· "В вопросах чести не бывает двух решений" (К.А. Тимирязев).

Выскажите свое отношение к этим высказываниям.

Скажите, чьё высказывание вам больше понравилось.

(Если объяснения учащихся будут неполными, то надо помочь им).

Пример к высказыванию: "В вопросах чести не бывает двух решений".

Идут соревнования по автогонкам на первенство России. Во время гонки машина лидера переворачивается, и водитель самостоятельно не может покинуть машину. Следом мчится другая машина. Спортсмен должен решить: помочь сопернику или проехать мимо и выиграть гонку.

(Обсуждение ситуации).

Воспитатель: А теперь посмотрим, каким получился портрет нашей группы, изображённый на геометрической фигуре. Посмотрев на эту картинку, мы с вами можем сделать вывод о том, над чем нам ещё надо поработать.

(Обсуждение результатов тестирования).

Воспитатель: Честь – понятие вечное. Доказательством этого служат примеры из литературных источников разных эпох.

· РЫЦАРИ. Что вы можете сказать о сущности чести в этот период?

Требования кодекса части гласили, что рыцарь должен быть верен слову, вступаться за слабых, сражаться за честь и в честь прекрасных дам, кровью смывать оскорбление, унижающее его честь.

Таков средневековый кодекс чести рыцаря.

· МУШКЕТЁРЫ. Обратимся к другой эпохе. Знаете ли вы кодекс чести мушкетёров?

Кодекс чести им предписывал: хранить верность слову, дружбе, преданно служить королю, сражаться за свою честь.

· ДВОРЯНЕ. Продолжим наше путешествие по истории. Рассмотрим дворянский долг чести в России.

Держать своё слово, верой и правдой служить отечеству, своевременно расплачиваться по долгам, на дуэли защищать оскорблённую кем бы то ни было честь. Дуэли часто приводили к трагедиям. Кто погиб на дуэли?

(На дуэли погиб великий русский поэт А.С. Пушкин).

 

НА СМЕРТЬ ПОЭТА

М.Ю. Лермонтов

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

 

Воспитатель: Мы с вами видим, что и мушкетёры, и рыцари, и дворяне – все защищали свою честь, честь своей Родины. А как защищал честь своей Родины русский солдат, который победил врага и в Отечественной войне 1812 г. и в Великой Отечественной войне 1941 – 45 гг.

Давайте посмотрим фрагмент из кинофильма: "Звезда". Охарактеризуйте, пожалуйста, как защищали солдаты честь Родины (честно, мужественно, не жалея жизни).

Воинам, честно исполнившим свой долг, посвящается песня: "Офицеры".

(Песня исполняется группой учащихся под гитару).

 

ОФИЦЕРЫ

О. Газманов

Господа офицеры, по натянутым нервам

Я аккордами веры эту песню пою.

Тем, кто, бросив карьеру, живота не жалея,

Свою грудь подставляет за Россию свою.

Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив,

Кто карьеры не делал от солдатских кровей.

Я пою офицерам, матерей пожалевшим,

Возвратив им обратно живых сыновей.

Припев:

Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом

За Россию и свободу до конца.

Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет,

Заставляя в унисон стучать сердца.

Господа офицеры, как сберечь вашу веру?

На разрытых могилах ваши души хрипят.

Что ж вы, братцы, наделали, не смогли уберечь их.

И теперь они вечно в глаза нам глядят.

Вновь уходят ребята, растворяясь в закатах.

Позвала их Россия, так бывало не раз.

И опять вы уходите, может, прямо на небо.

И откуда-то сверху прощаете нас.

Припев.

 

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, в наши дни есть ли необходимость защищать честь Родины? Где и как мы можем защищать честь?

В нашем училище свою честь защищают столяры, токари, парикмахеры, пекари, повара на конкурсах мастеров. Люди защищают честь в спортивных соревнованиях, на художественных конкурсах, в науке, в искусстве.

Критерии чести, на которые должен ориентироваться человек сегодня:

· самоуважение, как основа чести;

· утверждение духовных ценностей в образе жизни;

· служение отчизне;

· умение взять на себя ответственность;

· верность слову, дружбе;

· надёжность;

· служение истине;

· готовность помочь слабому.

К защите чести Родины готовятся солдаты в армии.

Скоро и вас призовут на службу, и хотелось бы заострить ваше внимание на том, как вести себя в разных ситуациях, чтобы защитить честь и достоинство.

Все вы знаете о неуставных отношениях в армии.

(Инсценировка "Салага").

От чего же зависит отношение старослужащих к новичку?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель: Хочу зачитать вам советы школьного военрука.

Многое зависит от того, как поведёте себя в первый день в новом коллективе. Как правило, в первые дни не бывает избиений, тебя просто проверяют на прочность. Помни, что стоит лишь раз выполнить неуставное требование, как за ним последует другое. Сначала попросят начистить сапоги "деду", затем застелить койку и так далее. А когда вы вспомните о чести, достоинстве и самолюбии, будет поздно. Конечно, чтобы сказать "нет", – нужно мужество. Но поймите одну истину: "Человека невозможно унизить, пока он не унизит себя сам".

К армии надо себя готовить как морально, так и физически. Сильная воля и физическая подготовка помогут преодолеть все трудности и с честью выйти из сложных ситуаций.

Воспитатель: Давайте закончим классный час на оптимистической ноте и споём все вместе песню из кинофильма "Гардемарины".

 

ГАРДЕМАРИНЫ

Сл. Ю. Ряшникова, муз. В. Лебедева

По воле рока так случилось,

Иль это нрав у нас таков,

Зачем троим, скажи на милость,

Такое множество врагов?

Но на судьбу не надо дуться,

Там, у других, вдали, бог весть.

А здесь у нас враги найдутся,

Была бы честь, была бы честь!

Припев:

Не вешать нос, Гардемарины!

Дурна ли жизнь иль хороша,

Едины парус и душа,

Едины парус и душа,

Судьба и Родина едины.

В делах любви, как будто мирных,

Стезя влюблённых такова,

Что русский взнос за счастье милых,

Не кошелёк, а голова.

Но шпаги свист и вой картечи

И тьмы острожной тишина

За долгий взгляд короткой встречи,

Ах, это, право, не цена.

Припев: (2 раза).

 

Воспитатель: До свидания.

Вся группа встаёт и говорит хором: "Честь имеем откланяться!".

Список литературы

1. Балакай Г.А. Словарь русского речевого этикета. М., 2001.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980.

3. ОБЖ. Журнал. 2002. № 5.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой, 18 изд. М.: Русский язык, 1987.

5. Шемшурина А. И. Этика. Курс занятий в 9 классе. М., 1995.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: