ДРУГ
Однажды в школе был такой случай: учитель отпустил ребят пораньше с урока, а сам зашёл к коллеге в соседний кабинет. Свой класс он не закрыл, и у Кати из сумки пропал маленький талисман. Она очень расстроилась. В этом обвинили Максима, который не всегда вёл себя так, как просил учитель. Его обещали наказать, обещали сообщить его родителям, всячески унижали мальчика, называя его предателем и вором. Виктор, наблюдая за этим, совсем забыл сказать о том, что они вместе с Максимом в это время были в столовой. Может быть, он испугался, а может быть, не хотел, чтобы его обвинили в укрывательстве. Вернувшись домой, Виктор долго не мог понять, что же его так гложет. Лишь под вечер, когда пора было ложиться спать, он понял, что должен был сказать учителю и классу, что Максим не виноват, и он, Виктор, может это подтвердить, что они были в столовой, что вместе сидели за одним столом. На следующий день Виктор пришёл в школу раньше, чем обычно, дождавшись одноклассников и учителя, он громко сказал о том, что Максим обвинён напрасно, что он не виноват в случившемся. Дома Виктор понял, что поступил правильно: выполнил свой долг по отношению к Максиму – "спас" невиновного от наказания.
· Подберите пословицы, характеризующие поступок Виктора.
· Объясните смысл этих пословиц.
СЛОВО И ДЕЛО
Две девочки – Женя и Наташа – решили принять участие в подготовке игры "Умники и умницы". Им необходимо было приготовить вопросы к завтрашнему дню. Времени было мало, а работа была сложной. Нужно было прочитать книгу М. Булгакова "Жизнь господина де Мольера" и составить задание, а также нарисовать атрибуты игры. Девочки договорились встретиться у Наташи.
Придя домой, Женя вспомнила, что сегодня у нее генеральная репетиция в музыкальной школе. Что делать? Она не могла не пойти на репетицию. Женя позвонила Наташе и сказала, что не может прийти. Наташа согласилась её выручить и пообещала все сделать.
Женя не могла переложить все на плечи подруги, тем более, что она дала ей слово еще утром, что половину сделает сама.
Женя нашла книгу и вечером, вместо просмотра любимого фильма, составила задания.
· Какое качество проявилось у Жени в данной ситуации?
· Почему Женя не могла принять предложение Наташи?
· Могла ли Женя поступить иначе?
У БОЛЬНОЙ ПОДРУГИ
Валя не пришла на занятия. Подруги послали к ней Машу.
– Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Маша застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка, – сказала Маша, присаживаясь на стул. – У тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе.
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щеку, – а мне надо бы полоскание.
– Ой, Валечка, мне тоже давали полоскание. И мне стало лучше! Как пополощу, так лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая.
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да грелка. Маша, у нас в кухне стоит чайник.
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!
Маша вскочила и подбежала к окну.
– Так и есть, дождик! Хорошо, что я пришла с зонтиком! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго собиралась. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду, не беспокойся!
· Можно ли сказать о Маше, что она в достаточной мере выполнила свой долг перед подругой, одноклассницей?
· Как бы в такой ситуации повел себя чуткий человек, который знает свой долг перед товарищем?
· Так что же такое долг перед товарищем?