Идеи французских просветителей

Просветители Основные идеи учения Отражение этих идей в исторических событиях, процессах
Вольтер (Фран­суа Мари Аруэ, 1694—1778) Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал об­щественного устройства — про­свещенная монархия во главе с королем-философом. Реформы, которые проводит ко­ролевская власть,— вот путь к «царству разума», к общест­ву, где будут господствовать свобода, равенство и собствен­ность. Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суе­верий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уве­ренностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей  
Шарль Луи Монтескье (1689—1755) Противник деспотизма, защит­ник свободы. Свобода — пра­во делать то, что дозволено за­коном. Разработал учение о разделе­нии властей и трех ветвях вла­сти: исполнительной, законода­тельной и судебной. Отрицание абсолютной монар­хии как формы правления и за­мена ее монархией конституци­онной (по образцу английской). Осуждение беспощадной нало­говой системы, разоряющей на­род. Защита неприкосновенно­сти частной собственности и личной свободы граждан  
Жан-Жак Руссо (1712—1778) Источник неравенства и всех бедствий в обществе — част­ная собственность. Народ — источник власти. Иде­ал общественного устройст­ва — демократическая респуб­лика мелких собственников. Необходимость уравнять край­ности богатства и бедности  
Энциклопедисты Издание включало статьи, пропагандирующие новые полити­ческие идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существова­ния в обществе привилегиро­ванных сословий, равенство всех перед законом. Подвергали критике абсолют­ную монархию и призывали к ее отмене, обличали королев­ский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крес­тьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли  
Адам Смит (1723—1790) Считал, что только рыночное хозяйство может сделать чело­века свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чув­ство справедливости, находясь друг с другом в отношениях про­изводителя и потребителя. Главным мотивом в деятельно­сти человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и об­ществу. Для пользы государства «нуж­ны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Большую роль в развитии об­щества играет конкуренция. Главным источником народного благосостояния является труд  
Жак Тюрго (1727—1781) Считал необходимыми экономи­ческие реформы, проведение которых разрушит старую тра­диционную экономическую сис­тему. Выступал за полную свободу конкуренции, ничем не ограни­ченную свободу хозяйственной жизни. Выступал за свободную торгов­лю хлебом и мукой, за упразд­нение средневековых ремеслен­ных цехов и купеческих гильдий, за реформу налогообложения  

Третья графа таблицы заполняется при изучении последующих тем: художественной культуры эпохи Просвещения, борьбы анг­лийских колоний в Северной Америке за независимость и Вели­кой французской революции — и обсуждается на повторительно-обобщающем уроке.

УРОК 21. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Художественная культура Европы эпохи Просвещения: 1. Гуманисты и просветители. 2. Необыкновенные приключения Робинзона и Гулливера. 3. Школа и кафедра Просвещения. 4. Маркизы, прачки и ан­тичные герои. 5. Опероподобные сочинения кан­тора Баха. 6. «Имя тебе — Моцарт!» 7. Мятеж­ный композитор. Возможная личностно значимая проблема: безграничная вера просветителей в возможности человека; культ Разума
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что XVIII столетие — яркая страница истории мировой культуры. Выдающие­ся творцы литературы, изобразительного искусст­ва, музыки стремились к просвещению людей, меч­тали с помощью искусства исправлять че­ловеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных сила, ут­верждали могущество Разума, способность вы­держать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просве­тителей
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы. Варианты познавательных вопросов и проблемных заданий: 1. Мастера искусства Просвещения считали себя наследниками гуманистов Возрождения. Как вы думаете, что именно привлекало их в искусстве Ренессанса, чему просветители «учились» у его творцов? 2. В комедии Бомарше «Севильский ци­рюльник» есть диалог: «Розина. Вечно вы бра­ните наш бедный век. Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?» Как бы вы отве­тили персонажу комедии: что оставил в наследст­во человечеству век Просвещения? 3. Не подле­жит сомнению, что просветители внесли огромный вклад в мировую философию и культуру. И со­временники, и потомки высоко оценили этот вклад. Однако еще в XIX в. сформировалось мнение, что многие взгляды просветителей носили утопичес­кий характер, были всего лишь просветительски­ми иллюзиями. Насколько справедливым кажется вам такая оценка? Попробуйте обосновать свое отношение к просветительскому «наследству». 4. В разные моменты своей жизни человек мо­жет обращаться к произведениям искусства дру­гих эпох, пытаясь найти в них ответы на вопро­сы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками. Кого из деятелей культуры Просвещения вы мог­ли бы назвать своим современником? В каких жизненных ситуациях произведения XVIII в. мо­гут оказаться необходимыми сегодня? Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, создание педагогических ситуа­ций для решения познавательных заданий и про­блемных вопросов, организация дискуссии, об­мен впечатлениями о просмотренных произве­дениях
Развитие умений учащихся Знакомство с художественной культурой Просве­щения позволит ученикам обогатить уже приоб­ретенные ранее умения и навыки освоения исто­рико-культурного материала: 1. Школьники полу­чают возможность осознать преемственные связи культуры Возрождения и Просвещения, убедить­ся в том, что просветители были «учениками и наследниками» гуманистов Возрождения. 2. Об­щение с произведениями искусства поможет ре­конструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: увидеть, что искусство воспринима­лось просветителями как важнейший способ воз­действия на общественное сознание и процесс формирования ценностей, соответствующих новой эпохе. 3. Погружение в мир искусства XVIII в., «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему форми­рованию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. 4. Зна­комство с произведениями просветителей создает условия для освоения художественных особенно­стей языка искусства Просвещения, понимания причин некоторой его нравоучительности, назида­тельности, социальной направленности. 5. Историко-культурный материал способствует формиро­ванию собственного доказательного и обоснован­ного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 20. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Образовательное пространство расширяется за счет использования альбомов по искус­ству, художественной и научно-популярной лите­ратуры: Рабочая тетрадь «Мировая художест­венная культура» (вып. 1. «Век Просвещения») (по выбору учителя и учащихся). Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—506. Детская энциклопе­дия: Просвещение и революция.— М.: Терра, 1997.— Т. 11. С. Д. Артамонов. Вольтер и его век

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: