Просветители
| Основные идеи учения
| Отражение этих идей в исторических событиях, процессах
|
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778)
| Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства — просвещенная монархия во главе с королем-философом. Реформы, которые проводит королевская власть,— вот путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность. Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей
|
|
Шарль Луи Монтескье (1689—1755)
| Противник деспотизма, защитник свободы. Свобода — право делать то, что дозволено законом. Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной. Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской). Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан
|
|
Жан-Жак Руссо (1712—1778)
| Источник неравенства и всех бедствий в обществе — частная собственность. Народ — источник власти. Идеал общественного устройства — демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности
|
|
Энциклопедисты
| Издание включало статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех перед законом. Подвергали критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли
|
|
Адам Смит (1723—1790)
| Считал, что только рыночное хозяйство может сделать человека свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чувство справедливости, находясь друг с другом в отношениях производителя и потребителя. Главным мотивом в деятельности человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и обществу. Для пользы государства «нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Большую роль в развитии общества играет конкуренция. Главным источником народного благосостояния является труд
|
|
Жак Тюрго (1727—1781)
| Считал необходимыми экономические реформы, проведение которых разрушит старую традиционную экономическую систему. Выступал за полную свободу конкуренции, ничем не ограниченную свободу хозяйственной жизни. Выступал за свободную торговлю хлебом и мукой, за упразднение средневековых ремесленных цехов и купеческих гильдий, за реформу налогообложения
|
|
Третья графа таблицы заполняется при изучении последующих тем: художественной культуры эпохи Просвещения, борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость и Великой французской революции — и обсуждается на повторительно-обобщающем уроке.
УРОК 21. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема
| Художественная культура Европы эпохи Просвещения: 1. Гуманисты и просветители. 2. Необыкновенные приключения Робинзона и Гулливера. 3. Школа и кафедра Просвещения. 4. Маркизы, прачки и античные герои. 5. Опероподобные сочинения кантора Баха. 6. «Имя тебе — Моцарт!» 7. Мятежный композитор. Возможная личностно значимая проблема: безграничная вера просветителей в возможности человека; культ Разума
|
Планируемые результаты изучения материала
| Учащиеся узнают, что XVIII столетие — яркая страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению людей, мечтали с помощью искусства исправлять человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных сила, утверждали могущество Разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просветителей
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
| Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы. Варианты познавательных вопросов и проблемных заданий: 1. Мастера искусства Просвещения считали себя наследниками гуманистов Возрождения. Как вы думаете, что именно привлекало их в искусстве Ренессанса, чему просветители «учились» у его творцов? 2. В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог: «Розина. Вечно вы браните наш бедный век. Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?» Как бы вы ответили персонажу комедии: что оставил в наследство человечеству век Просвещения? 3. Не подлежит сомнению, что просветители внесли огромный вклад в мировую философию и культуру. И современники, и потомки высоко оценили этот вклад. Однако еще в XIX в. сформировалось мнение, что многие взгляды просветителей носили утопический характер, были всего лишь просветительскими иллюзиями. Насколько справедливым кажется вам такая оценка? Попробуйте обосновать свое отношение к просветительскому «наследству». 4. В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками. Кого из деятелей культуры Просвещения вы могли бы назвать своим современником? В каких жизненных ситуациях произведения XVIII в. могут оказаться необходимыми сегодня? Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий и проблемных вопросов, организация дискуссии, обмен впечатлениями о просмотренных произведениях
|
Развитие умений учащихся
| Знакомство с художественной культурой Просвещения позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала: 1. Школьники получают возможность осознать преемственные связи культуры Возрождения и Просвещения, убедиться в том, что просветители были «учениками и наследниками» гуманистов Возрождения. 2. Общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: увидеть, что искусство воспринималось просветителями как важнейший способ воздействия на общественное сознание и процесс формирования ценностей, соответствующих новой эпохе. 3. Погружение в мир искусства XVIII в., «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. 4. Знакомство с произведениями просветителей создает условия для освоения художественных особенностей языка искусства Просвещения, понимания причин некоторой его нравоучительности, назидательности, социальной направленности. 5. Историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию
|
Источники информации: школьные и внешкольные
| Учебник, § 20. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Образовательное пространство расширяется за счет использования альбомов по искусству, художественной и научно-популярной литературы: Рабочая тетрадь «Мировая художественная культура» (вып. 1. «Век Просвещения») (по выбору учителя и учащихся). Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—506. Детская энциклопедия: Просвещение и революция.— М.: Терра, 1997.— Т. 11. С. Д. Артамонов. Вольтер и его век
|