Комментарий к технологической карте

В начале урока делается вступление к теме «Эпоха Просве­щения. Время преобразований», начинающееся с небольшой по­вторительной беседы. Примерные вопросы для обсуждения: как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произош­ли в XV—XVI вв.? Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения. Завершая беседу, учитель под­черкивает, что для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на выс­шее, творчески одаренное существо. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к совре­менникам:

  ...Подумайте о том, чьи вы сыны! Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и знанью рождены!  

В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспита­ние. Мишель Монтень, живший во Франции и бывший современником чудовищных войн между католиками и протестантами, писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвер­женного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, но не по показаниям памяти своего питом­ца, а по его жизни».

Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе раз­вилось Просвещение — идейное и общественное движение в стра­нах Европы и Америки, связанное с общими переменами в ус­ловиях жизни под влиянием разложения традиционного обще­ства и формирования общества доиндустриального. Хронологичес­кие рамки этой эпохи — столетие от конца XVII в. и до нача­ла XIX в.

Рассмотрим методику проведения урока-конференции. Следует обратить внимание учащихся на то, что просветители принад­лежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и сча­стье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приво­дило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сего­дня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве. Далее учитель может попросить семиклассников вспомнить учение анг­лийского просветителя Джона Локка о прирожденных правах че­ловека и разделении властей и предлагает им проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей XVIII в.

Затем с докладами об учениях Вольтера, Монтескье, Руссо, об энциклопедистах, экономических учениях Адама Смита и Жака Тюрго выступают докладчики (шесть сообщений, не более чем по 5 минут каждое). В конце урока учитель подводит итоги, говоря о значении идей Просвещения.

При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его спо­собность к общению, сотрудничеству с другими, участию в кол­лективной созидательной деятельности.

Как организовать работу учащихся на уроке-конференции. Пе­ред началом конференции учащиеся получают задание: слушая доклады выступающих, заполнить две первые графы таблицы «Идеи французских просветителей» (третья графа будет заполняться поз­же, при изучении материала о борьбе английских колоний в Се­верной Америке и Великой французской революции). Составле­ние такой таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать опорные записи в тетради. Дома они скоррек­тируют текст таблицы с текстом учебника, внесут необходимые исправления. Проверка таблицы будет происходить на следующем уроке.

Если учитель сомневается в возможности проведения конфе­ренции, следует провести комбинированный урок, на котором он сам будет объяснять новый материал, а учащиеся по ходу его рас­сказа заполнят таблицу.

Возможен также вариант работы в группах. Создается семь групп учащихся, каждая получает задание познакомиться с уче­нием кого-то одного из деятелей эпохи Просвещения и записать основные идеи его учения в таблицу. После выполнения этой ра­боты (на нее отводится 10 минут) каждая группа предъявляет ре­зультаты своей деятельности, остальная часть класса делает за­писи в тетрадях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: