Установите соответствие между «а» и «б»

3.1.

  «а»   «б»  
  1649 г. 1660 г. 1640—1653 гг. 1649 г. 1688 г. 1660 г. 1649—1651 гг.   1. Английская революция. 2. Казнь Карла Стюарта. 3. Завоевание Ирландии. 4. Установление республики в Англии. 5. Период протектората Кромвеля. 6. «Славная революция». 7. Реставрация Стюартов.  

3.2.

  «а» «б»
  Отстаивали нерушимость «божественного права короны». На их знамени было начертано «Трон и алтарь!». 1. Виги
  Защищали права парламента, считая, что только ему может принадлежать законодательная власть. Выступали за ре­формы в экономической и политической жизни страны. Их лозунг «Сопротивление!». 2. Тори

После подведения итогов изученного учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и познавательными заданиями (по выбору).

Основные приемы деятельности учителя — объяснение и размышление по вопросам достаточно сложного содержания. Следует учесть, что семиклассники впервые знакомятся с темой «Международные отношения». Ввиду большой плотности содержания не следует требовать от них заучивания всего объема нового материала. Учащиеся должны знать, какие точки зрения на политическое устройство Европы существовали в XVII в., и понимать, что эпохе Нового времени более соответствовала идея существования в Европе национальных государств, что, хотя Тридцатилетняя вой­на и началась как война религиозная, она превратилась в сред­ство для решения политических проблем. Ход военных действий сообщается в пределах учебника, но акцентировать внимание уча­щихся на различных периодах этой войны не следует. Важно, что­бы ученики увидели бедствия, которые война несла воюющим странам, особенно тем, на чьей территории велись военные действия, а также мирному населению. Можно добавить, что эта война имела самые пагубные последствия для хозяйственной жизни Германии. Целые сельские области превратились в пустыни, и там, где еще в начале XVII в. крестьяне обрабатывали поля, в 50-х гг. шумел молодой лес.

Города пострадали меньше, у них были крепкие стены, но ес­ли вражеской армии удавалось захватить город, он подвергался полному разграблению.

О бедствиях населения рассказывает документ — извлечение из «похождений Симплиция Симплициссимуса», вопросы к документу имеются в учебнике. В конце параграфа помещен дополнительный материал о новой организации армии, позволяющий увидеть изменения в военном деле в период Тридцатилетней войны.

Изучение вопроса об условиях и значении Вестфальского мира может быть организовано как самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой, результатом которой будет составление в тетради плана этого вопроса.

Для иллюстрации обстановки, в которой происходило оконча­ние войны, можно привести следующий текст:

После подписания мира «гонцы были разосланы с этой радостной вестью ко всем частям войска и отдельным отрядам, а особые печатные объявления распространили повсюду весть об этом великом событии. Многие в Германии не хотели верить этому известию и даже утратили сознатель­ное понимание самого слова «мир». Все успели почти одичать от нескон­чаемой и повсеместной войны. Множество людей и свет-то Божий увиде­ли впервые в какой-нибудь лесной трущобе, в какой-нибудь неведомой глуши пустыря, куда укрылось население их деревни вместе с семьями и имуществом, избегая неистовства и грабежей того полчища разнузданной сволочи, которая тащилась вслед за войском.

Для большинства населения Германии мирное течение жизни представ­лялось уже чем-то сказочным, и совершенно несбыточным казался такой обыденный быт, при котором скот мог в полной безопасности стоять в хле­ву, гуси, утки и куры — спокойно бродить по двору, путники — беспре­пятственно двигаться по большим дорогам, а добрые люди — веселиться под мирным кровом местных гостиниц и харчевен... И вот, наконец, меч возвращался в свои ножны и обильный поток крови и слез должен был ис­сякнуть! (Егер О. Всемирная история: Новая история.— СПб.; М.: Поли­гон — АСТ, 1999.— С. 343—344).

Очень коротко сообщается о войне за испанское наследство. Тем не менее следует добавить о роли в этой войне Англии. После «славной революции» Франция все еще представляла серьезную опасность для англичан, так как покровительствовала свергнутым Стюартам. Кроме того, Франция являлась оплотом католической церкви, восстановления которой Англия опасалась. Франция была сильным конкурентом и в торговле. Стремление Англии сокрушить могущество Франции в торговле и на море стало главной причиной вступления в войну. Следует показать по карте европейскую территорию, ставшую театром военных действий, — она простиралась от Вислы до побережья Атлантического океана. Во главе английской и союзнических армий встал Джон Черчилль, предок известного политического де­ятеля XX в. Уинстона Черчилля, знаменитого премьер-министра Великобритании. Благодаря полководческому таланту герцога Мальборо союзническим войскам удалось одержать ряд побед, но давались они дорогой ценой. Морская торговля терпела огромные убытки от нападений французских судов. В стране резко подскочили цены на продовольствие, увеличились налоги. Население нищало, а поставщики для армии и банкиры наживались. Джонатан Свифт так отзывался об этой войне:

Длительная и дорогостоящая война является бременем для нации. Она развязана в интересах тех людей, которые получают солидные доходы от войны. Эта война обогащает ростовщиков и банкиров и ведет английский народ к нищете и полному разорению. Надо немедленно покончить с этой войной!

В последней части урока учащиеся предъявляют свои варианты решения выбранных ими познавательных и проблемных заданий. Они отмечают, что Тридцатилетняя война, начавшись как религиозная, превратилась в средство для решения политических проблем — правящая в Священной Римской империи германской нации династия Габсбургов стремилась установить свой контроль над возможно большей частью европейской территории, а другие монархи пытались этого не допустить; что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что новая система международных отношений, установленных Вестфальским миром,— это система, основанная на равновесии сил, вызванном ослаблением Габсбургов и усилением Франции Людовика XIV.

Указанные в технологической карте иллюстрации помогут составить визуальное представление о людях этой эпохи. Для определения объема домашнего задания следует использовать также вопросы, данные в заключении к главе.

Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.
ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

Тема I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
XVIII в. (2 ч)

УРОК 20. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Век Просвещения. Стремление к царству Разума: 1. Просветители XVIII в. — наследники гумани­стов эпохи Возрождения. 2. Вольтер об устройст­ве общества. 3. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. 4. Ж.-Ж. Руссо: «Не допускайте ни бо­гачей, ни нищих». 5. Энциклопедисты против ста­рого порядка. 6. Новые экономические учения. А. Смит и Ж. Тюрго. 7. Значение идей Просвещения. Возможная личностно значимая проблема: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем теориям прошлого и настоящего; сверять теории с жизнью; отда­вать свои знания людям
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся получают знания об основных идеях про­светителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; усваивают смысл тезиса: «Источником власти является народ»; умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумай­те, существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов XV—XVI вв. и просветителей XVIII в. Если существует, то ука­жите ее. 2. Подумайте, что было нового во взгля­дах французских просветителей по сравнению со взглядами гуманистов XV—XVI вв. 3. Руссо пи­сал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему? Форма урока: комбинированный урок, урок-конференция или конференция малых групп. Приемы деятельности учителя: руководство учащимися во время подготовки сообщений (помощь в подборе литературы, составлении плана сообщений), постановка проблем в начале занятия, вступительное слово и подведение итогов
Развитие умений учащихся Учатся планировать свою деятельность по подготовке доклада, сообщения; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них; актуализировать ранее изученное содержание (знания о гуманизме); выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради
Основные понятия и термины Эпоха Просвещения, разделение властей
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 19. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—507. Ю. Соколов. Осадная башня штур­мующих небо. Иллюстрации: портреты деятелей Просвещения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: