Заседание ТРИЗ лаборатории в ЗКАТУ имени Жангир хана в рамках реализации программы «Развитие образовательного хаба в Центральной Азии и модернизация науки»

 

Для активной жизни в динамичном, стремительно изменяющемся мире, сегодня недостаточно знаний, умений и навыков, которым обучает нынешняя высшая школа. Резко возрастает объем информации, появляются неизвестные ранее сферы деятельности, новые высокие технологии. Сегодня актуальным становится умение действовать в нестандартной ситуации; анализировать информацию, принимать решения и прогнозировать результаты; быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности; ставить перед собой цели и достигать их; уметь работать в команде; быть готовым к самообучению. Сформировать у обучаемых необходимые качества способно обучение, ориентированное на развитие креативности, на формирование умения решать нестандартные задачи. Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, входят в систему Теории решения изобретательских задач или ТРИЗ.

2015 году решением руководителей отдела системы менеджмента качества и инноваций в Западно-Казахстанском аграрно-техническом университете имени Жангир хана на базе машиностроительного и политехнического факультетов, с целью внедрения ТРИЗ технологий в учебный процесс, была создана творческая группа(лаборатория).

Лаборатория ТРИЗ осуществляет следующие работы:

- Опытно-эксперементальную работу;

- Поддержка молодых преподавателей, изьявивших желание использовать ТРИЗ на своих занятиях;

- Распространение опыта применения ТРИЗ среди профессорско-преподавательского состава университета;

- Организация и проведение семинаров по направлению ТРИЗ;

- Организация и проведение межфакультетских совместных методических семинаров и заседаний учебно-методического бюро;

- Пропаганда возможностей ТРИЗ технологий, путем размещения на сайт университета информации о работе ТРИЗ лаборатории.

Ежемесячно проводится заседание ТРИЗ лаборатории. Традиционно, на каждом заседании преподаватели обсуждают результаты использования ТРИЗ технологий на своих занятиях.

В рамках реализации программы «Развитие образовательного хаба в Центральной Азии и модернизация науки» в сентябре 2017 года было проведено очередное заседание лаборатории ТРИЗ. На котором участники поделились опытом, обменялись мнениями о применяемых методах и внедряемых приемах системы ТРИЗ в процесс обучения. Вниманию присутствующих были предложены выступления подготовленные старшими преподавателями кафедры «Информационные системы» Абуовой Ж.М., кафедры «Технология машиностроения» Кушалиевым Д.К., кафедры «Нефтегазовое дело» Купешовой А.С. и кафедры «Химия и химическая технология» Абдрахмановой А.Г.

 

 

Абуова Ж.М поделилась опытом применения элементов ТРИЗ-педагогики для групп АН-11, АН-13, АТТ-12 по дисциплине «Информационные коммуникационные технологии». Рассказала о том как на практических занятиях применяет активные методы обучения, которые способствуют развитию творческого и логического мышления; созданию условий для развития познавательной активности и самостоятельности; развитию навыков принятия решений.

Кушалиев Д.К. рассказал об опыте применении элементов ТРИЗ, а в частности АРИЗ в группах ССМ-21, 31, 41 по дисциплине «Стандартизация, метрология и сертификация». Так, например по теме «Разработка новой конструкции катализатора» совместно с обучаемыми была составлена последовательная схема действий.

Ставится проблема (вопрос – Почему?) → Создается Алгоритм Решения Изобретения Задач (АРИЗ)(по этапное решение проблемы) → Принимается Алгоритм Решения Изобретения ситуации → Идеальный конечный результат (ИКР)

Результатом плодотворной работы стало участие обучаемых в областном инновационном конкурсе «ИННОВА», где команда юных изобретателей заняла 3 место.

 

 

Азгалиев Ж.С рассказал о применении АРИЗ на занятиях по дисциплине «Охрана труда», тема его доклада «АРИЗ – техникалық жүйелерді дамыту заңдылықтарына негізделген және тапқырлық тапсырмаларын шешу, талдау үшін қолданылатын алгоритм түріндегі кешенді бағдарлама». В своем выступлении дал представление о концепции методики инновационно- технологического проектирования, рассказал об истории ТРИЗ-движения, познакомил с матрицей Альтшуллера. Доклад вызвал интерес и бурное обсуждение методов и элементов ТРИЗ технологий.

Внедрение и применение инноваций в учебный процесс обсуждаются так же и на заседаниях учебно-методических бюро факультета. Так на совместном заседании с политехническим факультетом (председатель УМБ Уразгалиева А.Н.) обсуждался вопрос о возможностях применений ТРИЗ технологий. Заседание было организовано и проведено в нетрадиционной форме, методом «Анализа силового поля». Предварительно участникам заседания было предложено ответить на следующие вопросы анкетирования: владеют ли преподаватели кафедры методами ТРИЗ технологий (да – 35%, нет – 47%, затрудняются ответить – 18%), считают ли эффективным применение ТРИЗ элементов по спецдисциплинам (да – 64%, нет – 24%, затрудняются ответить – 12%), способствуют ли ТРИЗ формированию профессиональных навыков(да – 64%, нет – 12%, затрудняются ответить – 24%), готовы ли Вы к применению ТРИЗ элементов на своих дисциплинах (да – 47%, нет – 35%, затрудняются ответить – 18%).

Общий анализ анкетирования показал, что большинство респондентов положительно относятся к внедрению ТРИЗ технологий, считают эффективным методом и готовы к применению на своих дисциплинах.

Бурными обсуждениями были предложены «движущие» и «сдерживающие» факторы силового поля. К «движущим» факторам участники отнесли: постепенное использование ТРИЗ –элементов, заинтересованность студентов, наличие опыта, наличие творческих навыков и др., «сдерживающими» факторами были предложены: низкий уровень подготовленности профессиональных навыков, слабя информированность о методах ТРИЗ, недостаточность технических средств, ограничение учебными планами и недостаток времени. Следующим этапом силового поля было определение шагов по «нейтрализации» сдерживающих факторов, которые выражались в следующем: организация курсов повышения квалификации, активная работа ТРИЗ – лаборатории, планирование тайм-менеджмента, мотивация студентов.

Анализ силового показал, внедрение ТРИЗ технологий подразумевает наличие новой техники широкого кругозора, навыков использования различных приемов, методов, решения технологических задач. Однако широкое внедрение ТРИЗ в практику сдерживается рядом факторов, и, прежде всего, тем, что большинство участников пока еще мало что слышали.

В завершении руководитель отдела системы менеджмента качества и инноваций Таршилова Л.С. поблагодарила всех участников за активное участие, позитивный настрой, и выразила надежду, что методы ТРИЗ технологий будут постепенно и эффективно внедрены в учебный процесс.

 

 

Председатель УМБ политехнического

факультета Уразгалиева А.Н.

Председатель УМБ машиностроительного

факультета Джусупкалиева Р.И.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: