Личность, свобода, необходимость, ответственность в бытии человека

Понятие свободы высшая ценность человеческой жизни и рассматривается как естественное свойство человека вытекающие из его способностей сознательной волевой активной деятельности. Свобода это возможность поступать так как хочется (это свобода воли).

В истории философии сложилось 2 взгляда на понятие свободы:

1) Человек рассматривается как объективно обусловленная детерминированное внешними силами существо она получила название фатализм от лат судьба. Сущность выражена в древнегреческой мифологии. Жизнь человека есть некая предопределенность т.е. судьбу решают три богини. Первая держит в руках веретено неизбежности, вторая вынимает жребий, который определяет ход и содержание человеческой жизни, а третья заносит в список все то, что назначено человеку записанное в этом списке неизбежно и неизменно. Идея предопределенности была господствующей в средневековой философии и считалось что человек может поступать либо правильно, либо греховно, свобода в таком понимании – свобода от греха. В философии 17-18 веков фатализм проявляется в том жизнь и судьба человека, ход истории определяется естественной необходимостью.

2) Считает что человек существо независимое и все определяется самой личностью, она получила название волюнтаризм – действие человека определяется им самим, никакие внешние обстоятельства не играют роли. Волюнтаризм разрабатывался немецкой философией например: философ Фихте считал, что человеческое Я есть творец действительности, Шопенгауэр – свобода человека проявляется в мировой воле, которую интуитивно постигает человек. В России идеи волюнтаризма получили развитие у народников Михайловского и Лаврова, которые утверждали – развитие общества зависит от воли отдельных героев, которые ведут за собой безликую толпу. В современном мире абсолютизацию свободы разрабатывают экзистенциалисты, которые считают личность замкнута обладает автономным существованием и поэтому человек творит самого себя и свою жизнь сам. Он абсолютно свободен т.е. обречен на свободу.

Эти две точки зрения рассматривают жизнь где закономерность и воля исключают друг друга т.е. в мире господствует закономерность и тогда человек лишен свободы. Либо человек свободен и недолжен подчинятся необходимости (эти две крайние точки зрения отражают реальности человеческой жизни и справедливы в определенной степени.

Преодолеть эти крайности пытались философы 17 столетия и первым был голландский ученый Спиноза, который считал понятие свободы тесно связано с пониманием необходимости, а это означает свобода есть познанная необходимость. И он и другие философы изучая проблему свободы на первое место выдвигают позитивный аспект. То есть человек свободен не в следствии отрицательной силы избегать того или другого, а в следствии положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность, что означает свобода проявляется в целенаправленной избирательной деятельности ведущей к саморазвитию личности, а это означает только в деятельности сливаются в своем противоречивом единстве свобода и необходимость, что и означает свобода познанная необходимость.

В современной философии понятие свободы включает в себя три основных момента:

1) познание объективных законов природы общества и своей собственной природы

2) принятие решения выбор цели и средств ведущих к ее достижению

3) способность и возможность реализовать принятое решение

В совокупности свобода и необходимость здесь выступают как определенный вариант поведения, поступка, а это значит реализуя свою свободу человек на основе добровольного решения выбирает тот вариант поведения, который содержится в данной ситуации и именно в этот момент вступает в действие воля человека и перед ним стоит проблема моральной необходимости поступать так, а не иначе. Этот выбор всегда связан с системой нравственных ценностей, которые сформировались в предшествующем развитии личности, неизбежность выбора таким образом вытекает из природы человеческой деятельности и структуры окружающего мира (выбор нельзя смешивать с принуждением, насилием, давлением чужой воли).

В духовном опыте человечества с тех пор как оно вступило на путь цивилизации люди стремятся найти такое решение, которое позволяло бы полностью реализовать идеал свободы думаю, что идеального решения этого вопроса нет так как свобода конкретна и противоречива в ней существуют несовпадения «хочу и могу». Так как любое действие сопряжено не только с причинами и мотивами, но и с определенными последствиями и поэтому перед человеком стоит выбор (центральный момент свободы). Выбор всегда связан с личной ответственностью, поэтому ответственность есть естественное условие свободы. Это вытекает из факта, что человеческие действия всегда сказываются на других ибо затрагивают их интересы и стремления.

Проблема ответственности разрабатывается философией существования. Экзистенционалисты считают что свобода человека свободна и независима и поэтому он сам выбирает свою судьбу, свои цели, свою сущность и поэтому человек ответственен за все зло происходящее в мире и не зависимо от того имеет ли он к этому отношение и поэтому происходит абсолютизация ответственности. Она связан с психическими переживаниями личности своей вины ибо человек виновен за все несовершенства в мире. Это приводит к выводу, что ответственности имеет несколько уровней:

1) вина уголовная определяется законом и влечет за собой физическое наказание

2) вина нравственная сопровождается нарушением моральных норм которые осуждаются общественным мнением

3) вина метафизическая т.е вина философская т.е. переживание человеком своей со причастности к тому злу, которое совершается в мире независимо от того кто это совершает.

Отсюда вывод ответственность имеет практическую основу т.е. поскольку человек не имеет морального права уходит от личной ответственности он должен свою личную вину растворять во всеобщей виновности.

Объективная основа и предпосылка ответственности заключена в реальной взаимосвязи личности и общества т.е. в обществе всегда существует необходимость согласования поведения отдельной личности, всегда существует определенная способность выбора и в том числе возможность нарушения действующих норм поэтому чувства и сознание ответственности обусловлены тем, что человек имеет возможность осознать и предвидеть свои действия, поступки на жизнь и судьбу другого человека. А это означает сознание и чувство ответственности неотъемлемое качество социально-развитиой личности, признак зрелости человека. Сама ответственность имеет две стороны, она включает вменяемость т.е. возможность применит к личности определенные общественные санкции, личность должна для этого обладать реальной возможностью и способностью отдавать отсчет себе за последствия своих поступков, незнание закона не освобождает от ответственности.

Внутренняя сторона ответственности проявляется в развитом чувстве долга и совести. Ибо здесь выражается способность человека осуществлять самоконтроль, самоуправление собственными поступками решающую роль играет совесть. Совесть это особая грань самосознания человека, показатель его подлинной свободы и независимости, перед совестью человека в практической жизни встает вопрос за что именно я ответственен за цель, которую поставил перед собой, за намерения и замысел поступка, за его результаты и последствия. Теоретически проблема в философии решена так как во-первых человек всегда несет ответственность за поставленные им цели и во-вторых человек отвечает за те результаты и последствия которые он мог и обязан был предвидеть. Практическая жизнь показывает часто поступки человека вызывают последствия в которых человек не хотел и не мог предвидеть. Все последствия предвидеть невозможно и поэтому всякий раз человек берет на себя риск решения, риск выбора, а следовательно должен принять на себя вину даже за то что не смог предвидеть.

Проблема ответственности всегда сложна, всегда связана с необходимостью определения ее меры реальная мера ответственности зависит от конкретных условий которые определяют формирование и развитие личности, определяют ее способность сознательно отнестись к последствиям своих действий и самое главное личность ответственна и за то в какой мере она использует имеющиеся возможности для своего собственного развития, то есть ограниченность знаний, теоретическая незрелость, практическое неумение лежат на совести человека т.е. если ты имеешь возможность узнать и научится ты обязан это сделать, это есть нравственная ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: