Модель юридической ответственности

27. Правонарушения – понятие и виды.

Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Виды правонарушений:

В зависимости от общественной опасности правонарушения делятся на: Преступления и Проступки

-Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены УК, посягают на наиболее значимые объекты, за их соверешние применяются наиболее строгие санкции (лишение свободы, пожизненное заключение)

-Проступки (гражданские, материальные, административные, дисциплинарные, процессуальные) менее опасные по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, трудовой, административной и др. деятельностях. Влекут за собой не наказания, а взыскания.

1.Гражданские проступки - это причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств; нарушения прав собственника; заключение противозаконной сделки и т.д. Санкции за такие проступки -возмещение морального или материального вреда, принудительное взыскание долга, восстановление нарушенного права.

2.Административные проступки - нарушение норм административного права, охраняющие установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты. Санкции - штраф, лишение вод.прав, арест на пятнадцать суток, исправ. работы.

3.Дисциплинарные проступки -связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины. Основные взыскания -выговор, замечание, понижение в должности.

4.Материальные проступки - это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям и организациям. Применяются главным образом правовостановительные санкции путем удержания зарплаты, обязанности загладить вред, возместить ущерб.

5.Процессуальные проступки - неявка в суд, к следователю на допрос, отказ в выдаче вещ.дока. Санкция - принудительный привод.

По объективной стороне: 1 Действия 2 Бездействия. По субъективной стороне: 1 Умышленные правонарушения. 2 Неосторожные правонарушения.

28. Понятие вины, ее формы.

В отечественной доктрине уголовного права разработаны две концепции вины: психологическая и оценочная.

В соответствии с психологической теорией вины, которая разработана представителями классической школы, уголовно-противоправное деяние совершается виновно, если сознание и воля субъекта направлены на достижение преступного результата (умысел) либо способствуют его наступлению (неосторожность).

При таком подходе вина трактуется как родовое понятие умысла и неосторожности, которое характеризует отношение субъекта преступления к содеянному.

Психологическая концепция вины служит для обоснования субъективного вменения и, тем самым, исключает привлечение к ответственности при отсутствии в содеянном вины.

В соответствии с оценочной концепцией (Б.С.Утевский, Н.Д.Дурманов) вина рассматривается как упречность поведения (упрекать, корить, ставить в вину), общественная опасность такого поведения оценивается с морально-политических и классовых позиций. Оценочная теория вины в отличие от психологической представляет собой попытку обосновать приоритет социально-оценочных (идеологизированных) признаков вины, над психологическими. Опасность оценочного подхода к понятию вины заключается в фактическом отрицании принципа субъективного вменения и переходе к объективному (оценочному) вменению. Традиционно в уголовном праве вина рассматривается как психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершенному деянию и его последствиям.

И так, вина является основной составляющей частью психического в деянии и субъективной стороны преступления.

Значение вины в уголовном законе многопланово.

Во-первых, под виной понимается институт уголовного права (гл. 5), и она отождествляется с субъективным вменением (это вытекает из ч. 2 ст. 5 УК, напомню – объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается).

Кроме того, законодатель рассматривает вину как непременное условие уголовной ответственности за совершение общественно-опасного деяния (ч. 1 ст. 5 УК – лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно-опасные действия (бездействия) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина).

Далее, выделяет ее как принцип уголовного права (название ст. 5 УК) и называет ее одним из основных признаков в понятии преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ – преступление виновно совершённое, общественно-опасное деяние…).

Вина - это правовая категория. Она обозначает связь внутреннего мира человека - его интеллектуальных, волевых и чувственных процессов — с совершаемым противоправным деянием в виде психического отражения и отношения к нему в определенных формах.

Именно различное соотношение интеллектуальных и волевых моментов на фоне эмоциональных составляющих образует содержание и формы вины.

Вина есть психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному и уголовно-противоправному деянию, выраженное в определенных законом формах, раскрывающих связь интеллектуальных, волевых и чувственных процессов психики лица с деянием и являющихся в силу этого основанием для субъективного вменения, квалификации содеянного и определения пределов уголовной ответственности.

Из данного определения следует, что вина - это: 1) категория для обозначения субъективной реальности, имевшей место в период подготовки или непосредственного выполнения противоправного деяния; 2) связь в виде психического отношения.

Содержание вины, т. е. содержание его интеллектуальных, волевых и эмоциональных психических процессов образуют и предопределяют отношение к людям, обществу, его ценностям и идеалам, предметам внешнего мира и к своим интересам, с помощью которых отличаются друг от друга внешне схожие, но социально различные действия и их последствия.

Поскольку вина является психическим отношением лица к преобладающим общественным отношениям, то это отношение осуществляется осознанно, а само деяние выступает как сознательный волевой акт.

Вне сознания нет отношения. Относиться к кому-то или чему-то означает выделить своим разумом предмет и объект отношения.

Вина - это не любое психическое отношение, а лишь отношение в определенной форме.

Законодатель указал две формы вины: умысел и неосторожность.

Форма вины зависит от содержания составляющих ее компонентов. Интеллектуальные моменты психики и волевые аспекты лежат в разграничении вины на ее формы.

К интеллектуальным аспектам относится осознание лицом общественной опасности своих действий, т.е. осознание социальной значимости совершаемых действий, их нежелательности для общества и граждан, их запрещенности и недозволенности со стороны закона.

Содержание вины проявляется и в таком интеллектуальном моменте, как предвидение последствий, т. е. осознание отдаленного, будущего, перспективы, возможного результата и продукта своих действий.

К интеллектуальным моментам вины относится осознание противоправности, легкомысленный расчет.

Вина - это отношение, выразившееся в совершении осознаваемого, т. е. в волевом деянии.

Воля - это сила, направленная на удовлетворение «возможной» потребности, это решимость совершить те или иные действия. Она реализует потребности, интересы, цели и соединяет их с действием.

В формах вины волевые моменты психики представлены в желании совершить то или иное действие и в желании последствий от него, в «сознательном допущении последствий» или же «в активном нежелании их наступления».

Анализ различных вариантов соотнесения интеллектуальных и волевых моментов психики в совершаемых лицом действиях позволяет выделять умышленную и неосторожную формы вины.

29. Основания привлечения к юридической ответственности.

Основаниями привлечения лица к юридической ответственности считаются:

· предусмотренность определенного вида правонарушения конкретными правовыми нормами,

· установленный в законном порядке факт совершения лицом данного правонарушения,

· наличие в деяниях предполагаемого правонарушителя состава правонарушения,

· отсутствие обстоятельств, исключающих юридическую ответственность,

· принятие правоприменительного акта (решения полномочного органа, лица) о привлечении лица, совершившего правонарушение, к юридической ответственности на основании соответствующих материальных и процессуальных норм.

30. Права, свободы и обязанности граждан по Конституции 1993 г.

Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки.Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд функций:

1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений;

2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;

3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

· Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

· Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения;

Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вносится изменения в гл. 3-8. За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл. 1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.

Структура Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятиях Конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

31. Система органов государственной власти в РФ.

Государственная власть реализуется посредством государственного ап-парата, состоящего из системы государственных органов. Наиболее распро-страненной является разделение органов в соответствии с разделением властей на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основное назначение – законодатель-ная деятельность. Главенствующее положение обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Федеральное Собрание - законодательный орган РФ, состоящий из двух палат - Совета Федерации и

Государственной Думы, которые заседают, как правило, раздельно.

Органы исполнительной власти - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по госуправлению общественными процессами в интересах общества или его части. Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти.

В РФ исполнительную власть, согласно ст. 110 п. 1 Конституции РФ осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы.

Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства и не входит ни в одну из ветвей государственной власти.

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки[1]. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ. Конституцией РФ предусмотрены: Конституцион-ный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ, соответствующие суды субъектов федерации.

32. Парламент России.

Парламентом РФ называется: Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

33. Судоустройство России.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, урежденными в соответствиии с Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"(в ред. от 05.04.2005). Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается.

Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды, субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды; мировые судьи.

На зданиях судов устанавливается Государственный флаг Российской Федерации (может также устанавляваться флаг субъекта РФ) в зале судебных заседаний помещаются государственный флаг и, кроме того, изображение Государственного герба Российской Федерации. В зале судебного заседания может помещаться изображение герба субъекта РФ. При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ст. 5 Законв "О судебной системе Российской Федерации").

34. Правительство России.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета; представляет ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

· осуществляет управление федеральной собственностью.

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента.

· Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

35. Президент РФ.

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы[3][4]. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики. Должность занимает Владимир Владимирович Путин с 7 мая 2012 года

36. Конституция России – Основной закон государства.

Конституция – Основной Закон государства. Предмет регулирования Конституции:

1. права и свободы человека; 2. организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей; 3. устройство государственного механизма; 4. политико-территориальное устройство; 5. форма правления; 6. форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

1. учредительная – так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы; 2. организаторская – потому что в Конституции установлен правовой порядок в стране; 3. идеологическая – так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики; 4. информационная – так как является главным источником информации о стране, ее принявшей; 5. стабилизирующая – так как путем принятия устойчивых конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в определенном направлении; 6. программная – так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

Конституция как основа нормативно-правовых отношений и как нормативно-правовой акт обладает следующими свойствами:

1. основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство Федерации); 2. нормативность; 3. высшая юридическая сила – ее нормы по правовой силе превышают иные законы; 4. особый порядок ее принятия и изменения – отличный от принятия федеральных законов; 5. учредительность.

Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Конституция РФ:

1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому-либо другому; 2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ); 3) устанавливает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

11Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан. В полном объеме перечень прав и свобод человека и гражданина зафиксирован во второй главе Конституции Российской Федерации.

В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь (человек может быть лишен жизни только на основании должной судебной процедуры по приговору суда). Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окру-жающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.). Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (лишение свободы - тюремное заключение - возможно только по приговору суда). Физическая неприкосновенность человека защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телесные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательство — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д. Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраняется государством (никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления достоинства личности). Граждане РФ имеют право на неприкосновенность частной жизни (возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера), на свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конституционные обязанности человека и гражданина тесно связаны с правами и свободами. Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:

• обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15); уважение прав и свобод других лиц (ст. 17); забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38); получение основного общего образования (ст. 43); забота о памятниках истории и культуры (ст. 44); уплата установленных налогов и сборов (ст. 57); сохранение природы и окружающей среды (ст. 58); защита Отечества (ст. 59).

12Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека.

Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были немецкие юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. Среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и другие. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие. По Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, однако многие утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные признаки правового государства:

1) Верховенство (господство, приоритет) права. 2) Верховенство закона. 3) Разделение властей. 4) Права и свободы человека. 5) Взаимная ответственность гражданина и государства. Таким образом, идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.

37. Сущность конституции.

Сущность Конституции - баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

38. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Возможность судебного обжалования действий (бездействия) и решений, нарушающих права и свободы граждан, имеет свою историю. С 1 января 1988 г. по 1 июля 1990 г. применялся Закон СССР от 30 июня 1987 г. "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан"*(14), а с 1 июня 1990 г. - Закон СССР от 2 ноября 1989 г. N 719-1 "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан"*(15). Жизнь показала, что Закон от 30 июня 1987 г. оказался чисто формальным, поскольку не позволял гражданам обжаловать в суд действия коллегиальных органов. А именно они и нарушали чаще всего права граждан (различные комиссии исполкомов и т.п.). Закон от 2 ноября 1989 г. расширил право граждан обжаловать действия не только должностных лиц, но и коллегиальных органов, ограничив, однако, их сферой управления. Переломным моментом явилось принятие 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР "Декларации прав и свобод человека". Она применялась как закон прямого действия с 17 сентября 1991 г. В ст. 22 Декларации было закреплено право каждого на судебное обжалование незаконных действий не только должностных лиц, но и государственных органов и общественных организаций. И наконец, 27 апреля 1993 г. был принят Закон РФ N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 14 декабря 1995 г.)*(16), закрепивший право обжалования действий и решений единоличных и коллегиальных органов, в результате которых нарушаются гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан.

На основании этого Закона были внесены соответствующие изменения в ГПК РСФСР (гл. 241), трансформированные в гл. 25 ГПК РФ. В суд теперь могут быть обжалованы самые разнообразные случаи, например отказ в выдаче визы на выезд за границу, решения общих собраний общественных организаций и объединений, жилищно-строительных кооперативов, акционерных обществ, профессиональных организаций, а также их органов управления и должностных лиц.

Граждане вправе обращаться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица, по своему усмотрению: либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу.

Жалоба подается по усмотрению самого лица: либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика (так называемая альтернативная подсудность, о чем мы упоминали выше). Военнослужащие вправе обращаться в военные суды с жалобами на действия органов военного управления и воинских должностных лиц. Жалоба на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу по основанию, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, подается в суд по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. Если суд признает, что в решении или действии (бездействии) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица не было нарушения права гражданина, предоставленного ему Конституцией РФ или другим законом, и эти действия полностью соответствуют закону, он отказывает в удовлетворении жалобы.

В случае, если суд установит нарушение прав и свобод гражданина, он своим решением обязывает соответствующий орган государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица своими действиями исправить в полном объеме допущенное нарушение, например, осуществить регистрацию имущества, регистрацию места жительства, выдачу документа, исправление в паспорте записи о национальности, отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания и т.п.

Вынося решение об удовлетворении жалобы, суд может обсудить вопрос о необходимости его немедленного исполнения. Суд обязан направить копию решения соответствующему органу или должностному лицу не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу, а в случае обращения решения к немедленному исполнению - после вынесения решения. Решение суда по жалобе, вступившее в законную силу, обладает свойством общеобязательности, как и все другие судебные акты. Юридический орган или должностное лицо обязаны сообщить суду и гражданину об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

39. Особенности федерального устройства России.

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

Государственная целостность РФ. Единство системы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ. Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

40. Местное самоуправление.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

41. Предмет и метод административного права.

Административное право представляет собой сложную самостоятельную отрасль права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Будучи неотъемлемой частью системы российского права, административное право соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права. Разграничение между различными отраслями проводится в основном по предмету правового регулирования.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера. В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.

Предмет административного права включает: управленческие отношения, имеющие государственное содержание – в сфере исполнительной власти (внешние); внутриорганизационные отношения в органах ветвей власти и иных государственных органах (внутренние).

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание. Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Метод административного права. Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Следовательно, если предмет позволяет определить сферу правового регулирования, то метод - средства этого регулирования.

Необходимо отметить, что любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание; запрет; дозволение.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления.

На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права: для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты); административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления); метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения; в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти); возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования, который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются: исполнительская дисциплина; властный приказ; подчиненность одних субъектов другим; обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.

Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.

42. Сделки – понятие, виды и условия действительности.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК).

Сделки - акты осознанных, целенаправленных, волевых действий физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий. Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта, порождающего тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки. Действительность сделки определяется законодательством посредством следующей системы условий: а) законность содержания; б) способность физических и юридических лиц, совершающих ее, к участию в сделке; в) соответствие воли и волеизъявления; г) соблюдение формы сделки.

Законность содержания сделки означает ее соответствие требованиям законодательства. Содержание сделки должно соответствовать требованиям ГК РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов, указам Президента РФ и других правовых актов, принятых в установленном порядке. В случаях коллизии между нормами, содержащимися в вышеперечисленных правовых актах, законность содержания сделок должна определяться с учетом иерархической подчиненности правовых актов, установленной ст. 3 ГК. Законность содержания сделки предполагает ее соответствие не только нормам гражданского права, но и его принципам.

При решении вопроса о законности содержания сделки следует иметь в виду, что новейшее гражданское законодательство РФ допускает аналогию закона и аналогию права (ст. 6 ГК). Юридические действия, признаваемые сделками по аналогии закона, порождают гражданско-правовые последствия потому, что их содержание не противоречит существу гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Юридические действия, признаваемые сделками по аналогии права, подлежат правовой защите потому, что их содержание соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости. Иначе говоря, содержание сделок, признаваемых таковыми по аналогии закона или аналогии права, является тоже законным, так как санкционировано общими нормами гражданского законодательства.

Поскольку сделка - волевое действие, совершать ее могут только дееспособные граждане. Лица, обладающие частичной или ограниченной дееспособностью, вправе самостоятельно совершать только те сделки, которые разрешены законом. Юридические лица, обладающие общей правоспособностью, могут совершать любые сделки, не запрещенные законом. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут совершать любые сделки, не запрещенные законом, за исключением противоречащих установленным законом целям их деятельности. Отдельные виды сделок могут совершаться юридическими лицами при наличии специального разрешения (лицензии).

Волю юридического лица при совершении сделки выражает его орган. При этом по общему правилу правовые последствия возникают у юридического лица, если орган действовал в пределах правомочий, предоставленных ему в соответствии с законом, иными правовыми актами. Отдельные изъятия из этого правила предусмотрены законом, например в нормах ст. 173, 174 ГК РФ. (Об этом более подробно см. настоящей главы.)

Действительность сделки предполагает совпадение воли и волеизъявления. Несоответствие между действительными желаниями, намерениями лица и их выражением вовне служит основанием признания сделки недействительной. При этом следует учитывать, что до обнаружения судом указанного несовпадения действует презумпция совпадения воли и волеизъявления. Несоответствие между волей и волеизъявлением субъекта может быть результатом ошибок или существенного заблуждения относительно предмета и условий сделки.

От несоответствия воли и волеизъявления следует отличать случаи упречности (дефектности) воли. В отмеченных случаях воля субъекта может совпадать с волеизъявлением, но содержание воли не отражает действительных желаний и устремлений субъекта, так как она сформировалась у него под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств или искажена в результате злонамеренного соглашения представителя субъекта с другой стороной. Упречность (дефектность) воли также является основанием для признания недействительности сделок.

43. Последствия не действительности сделок.

Статья 167. Общие положения о последствиях недействительности сделки

1. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

2. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

3. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

44. Источники уголовного права

это форма, в которую облекаются правовые отношения, это нормы права, правовые положения, содержащиеся в юридических актах. Источниками права называют и сами юридические акты, содержащие эти нормы. Писаные И. у. п. России известны с Х века. До этого времени единственным источником были нормы народного обычного права, выработанные народным правосознанием и получившие ввиду долговременного применения общеобязательное значение. Устное неписаное право, обрабатываемое правоприменителями, судьями, трансформировалось в судебно-обычное право, а затем получило закрепление на письме. К писаным источникам отечественного уголовного права следует отнести княжеские указы, уставы, царские указы, судебники, уложения и законы; уголовные законы и кодексы советского периода. В настоящее время И. у. п. в Российской Федерации является только уголовный федеральный закон в виде Кодекса. В соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ 1996 г. уголовное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. Кодификация уголовного законодательства облегчает его применение и способствует предупредительному воздействию на граждан. Принципы и нормы международного права подлежат учету при законотворческой деятельности, однако непосредственным источником российского уголовного права не являются. Они подлежат опосредованному закреплению в национальном уголовном законе. Акты амнистии, помилования, акты о предоставлении политического убежища или о выдаче преступников И. у. п. не являются. Они не относятся к законодательным актам, носят правоприменительный характер. Судебная практика (как решения по конкретным делам, так и руководящие разъяснения, даваемые в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации) также не относится к И. у. п. Правовые обычаи принципиально не признаются источником современного российского уголовного права.

45. Преступление – понятие. Виды преступлений.

Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14). В законодательном определении преступления названы три главных и обязательных его признака: общественная опасность; виновность; уголовная противоправность.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на четыре вида: преступления небольшой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых согласно УК максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы;

• преступления средней тяжести:

умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы; неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает 3 года лишения свободы;

· тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы.

· особо тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание.

В зависимости от вида общественно охраняемых интересов выделяются:

1. Преступления против личности:

• преступления против жизни (например, убийство, причинение вреда здоровью); преступления против свободы, чести и достоинства человека (похищение человека, торговля людьми и др.); преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилование и др.); преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушение неприкосновенности частной жизни, жилища; фальсификация итогов голосования; невыплата зарплаты; нарушение авторских прав и др.); преступления против семьи и несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, разглашение тайны усыновления (удочерения) и др.);

2. Преступления в сфере экономики:

• преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство и др.); преступления в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, незаконное получение кредита, контрабанда и др.) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, коммерческий подкуп и др.);

3. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка:

• преступления против общественной безопасности (терроризм, бандитизм, организация преступного сообщества (организации), хулиганство и др.);

4. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (преступления в области оборота наркотиков, организация занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов и предметов и др.);

5. Экологические преступления (загрязнение вод, загрязнение атмосферы и др.);

6. Преступления в области безопасности движения и эксплуатации транспорта (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и др.);

7. Преступления в сфере компьютерной информации (неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ и др.);

8. Преступления против государственной власти:

· преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, покушение на жизнь государственного или общественного деятеля, вооруженный мятеж и др.);

· преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (превышение должностных полномочий, получение взятки, дача взятки, халатность и др.);

· преступления против правосудия (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности и др.; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи и др.);

9. Преступления против порядка управления (применение насилия в отношении представителя власти; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков и др.);

10. Преступления против военной службы (неисполнение приказа, дезертирство и др.);

11. Преступления против мира и безопасности человечества (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; геноцид, наемничество и др.).

46. Понятие вины и ее формы в уголовном праве.

Вина́ в уголовном праве — это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Форма вины — это определяемое законом сочетание интеллектуальных и волевых признаков, свидетельствующих об отношении виновного к совершаемому им деянию и его последствиям. Форма вины либо указывается в уголовно-правовых нормах, устанавливающих ответственность за конкретное преступление, либо подразумевается. Например, на то, что преступление может совершаться только умышленно, указывает установление в законе специальной цели, делающей деяние преступным (корыстная цель при хищениях, цель влияния на принятия решений государственными органами и международными организациями при терроризме и т. д.), характер действий лица, которые могут быть совершены только с полным осознанием их общественно опасной сути и намерением причинить вред (изнасилование, клевета, получение взятки), присутствие в тексте закона указаний на «заведомость» знания об определённом обстоятельстве, о «злостном характере» действий.

Форма вины имеет большое значение в уголовном праве:

· Она позволяет отграничить преступное деяние от непреступного в тех случаях, когда закон устанавливает преступность лишь деяния, совершённого с определённой формой вины.

· От формы вины зависит квалификация преступления в случаях, когда в уголовном законе предусматривается ответственность за схожие деяния, совершённые умышленно и неосторожно (например, убийство и причинение смерти по неосторожности).

· В зависимости от формы вины может дифференцироваться уголовная ответственность: умышленные деяния, как правило, расцениваются как более опасные, влекущие более строгое наказание, чем неосторожные, от формы вины может зависеть вид и размер наказания, которые будут применены к лицу, форма вины может быть условием применения иных мер уголовно-правового характера.

· Форма вины является критерием классификации преступлений.

Умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению. Умышленная форма вины наиболее распространена в законе и на практике (до 90 % деяний). В свою очередь, умышленная форма вины подразделяется на два вида: прямой и косвенный умысел. При прямом умысле лицо осознаёт общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент).

При косвенном умысле виновный предвидит не закономерную неизбежность, а лишь реальную возможность наступления последствий в данном конкретном случае. С точки зрения волевого элемента виновный не желает, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично. Наступление данного общественно опасного последствия является своего рода «побочным эффектом» действий виновного, наступление которого он готов допустить для достижения своей главной цели.

Одно и то же действие, в зависимости от целей его совершения, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Так, например, если субъект сжёг дом, в котором кто-то находился, желая причинить этому находившемуся смерть, данное деяние может быть квалифицировано как убийство с прямым умыслом (целью деяния было причинение смерти). Если же он сжёг дом, чтобы получить страховую премию, заведомо зная при этом, что в доме находится человек, который не сможет выбраться, то это деяние также будет считаться убийством, но совершённым уже с косвенным умыслом (целью деяния было получение страхового возмещения; субъект знал, что это деяние повлечёт смерть человека, при этом причинение смерти не было его целью, а явилось лишь сопутствующим обстоятельством).

Следует также отметить, что во многих государствах основным интеллектуальным элементом умысла считается осознание не общественной опасности деяния, а его противоправности.

Неосторожность характеризуется легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий. Неосторожность встречается реже, чем умысел, однако по своим последствиям неосторожные преступления (особенно связанные с использованием некоторых видов техники, атомной энергии и т. д.) могут быть не менее опасными, чем умышленные. Неосторожность может быть двух видов: преступное легкомыслие и преступная небрежность.

При преступном легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент схож с косвенным умыслом), не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (волевой момент). При этом лицо не расценивает свои действия как общественно опасные, хотя и осознаёт, что они нарушают определённые правила предосторожности.

При преступной небрежности виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Лицо может быть привлечено к ответственности за такие действия, поскольку его поступки связаны с пренебрежительным отношениям к закону, требованиям безопасности и интересам других лиц.

Невиновное причинение вреда или уголовно-правовой казус имеет место, когда лицо по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своего деяния, либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и не должно или не могло их предвидеть. В последнее время наличие казуса также может признаваться в случаях, когда лицо хотя и предвидело возможность наступления последствий, но не могло их предотвратить в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Преступления с двумя формами вины. В некоторых случаях вина в конкретном деянии может носить сложный характер. Преступник может рассчитывать причинить одно последствие (например, тяжкий вред здоровью), но в результате какого-либо допущенного им просчёта причинить более тяжкое последствие (смерть). В других случаях помимо желаемого преступного результата может быть по неосторожности причинён также другой, неоднородный с ним и, как правило, являющийся более тяжким (например, таким результатом является смерть потерпевшей при незаконном производстве аборта). В таких случаях преступление считается совершённым с двумя формами вины (либо с «двойной» или «смешанной» формой вины).

В таких преступлениях параллельно существуют две формы вины: умысел выступает конструктивным признаком основного состава преступления, а неосторожное причинение определённых последствий играет роль квалифицирующего признака[19]. В целом такое преступление является умышленным.

Помимо преступлений с двойной формой вины уголовным законом может предусматриваться ответственность за преступления с материальным составом, в которых деяние (само по себе не являющееся преступным) совершается умышленно, но по отношению к последствиям имеется неосторожная вина. Примером такого преступления может служить нарушение правил дорожного движения, причинившее по неосторожности смерть[20]. В целом такие преступления считаются неосторожными, и иногда получают название совершённых со смешанной формой вины.

47. Виды уголовного наказания.

Статья 44. Виды наказаний

Видами наказаний являются: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) утратил силу; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

48. Необходимая оборона – основание для освобождения от уголовной ответственности.

Освобождение от уголовной ответственности — отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от дальнейшего производства по уголовному делу, если факт совершения преступления данным лицом доказан. Уголовное дело при этом прекращается без применения к лицу каких-либо уголовно-правовых мер.

Освобождение от уголовного наказания - это отмена или смягчение наказания за совершенное преступление.

Право на необходимую оборону вытекает из естественного, присущего человеку от рождения права на жизнь, которое, в частности, отражено в основном законе нашего государство. Также статья 45 Конституции Российской Федерации провозглашает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим общественную опасность и противоправность, а, следовательно, преступность и наказуемость действий обороняющегося. Эти действия, хотя формально и подпадают (по внешним данным) под признаки предусмотренного уголовным законом деяния, на самом деле являются общественно полезными, поскольку служат интересам предотвращения и пресечения преступлений.

Осуществление акта необходимой обороны – субъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществлять акт обороны. Каждый может использовать свое право на защиту, но может и уклониться от его осуществления. В определённых ситуациях оборона от преступного посягательства может являться моральной обязанностью, общественным долгом гражданина. С другой стороны, на определённой категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязан­ность обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц относятся сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, сотрудники ФСБ, федеральных органов государственной охраны, других охранных служб, инкассаторы и пр. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих лиц является их служебным дол


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: