Человек как проблема философского исследования

Целью философского исследования человека является создание определенной модели то есть описания обобщенного образа человека. Такая модель позволяет конкретно изучать человека и использовать знания о человеке в практических делах. В этом заключается особенность философского знания о людях.

В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе а лишь в системе определенных отношений где господствует абсолютный порядок, это означало что природная и социальная среда, люди моего полиса, одушевленные или неодушевленные предметы, боги живут в едином неразделенном мире (боги находятся внутри космоса и являются для земных людей реально действующими лицами) следовательно человек мыслится как часть космоса. Такой взгляд особенно характерен для представителей милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен стоящих на позициях гилозоизма (все живое).

Начиная с Сократа философия служит средством самопознания человека, то есть особый интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократ впервые обосновал принцип этического рационализма, утверждая, что добродетель есть – знание. Человек познавший что такое добро справедливость не будет поступать дурно и не справедливо, а для этого необходимо стремится к нравственному совершенству, познанию добра и это познание сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и реализация этой сущности.

Демокри т как представитель материалистического монизма в учении о человеке занимает следующую позицию – человек как часть природы и как вся природа состоит из атомов и душа человека состоит из атомов. Поэтому со смертью тела уничтожается и душа. Цель человеческой жизни это счастье, но оно не должно сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Значит – счастье это прежде всего радостное и хорошее расположение духа. Важнейшим условием счастья является мера соблюдать которую помогает человеку разум.

В отличии от Демокрита Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела, то есть душа является той субстанцией, которая делает человека человеком поэтому от качества души общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус.

Концепция Аристотеля человека рассматривается как общественное существо и в этом смысле он отличается от животных, то есть от неразвитых в нравственном смысле существ. Аристотель считал, тот кто неспособен вступать в общение или считает себя существом самодовлеющим не чувствует потребности ни в чем становится или божеством или не является членом государства. Главное в человеке это разумность: «человек есть в первую очередь ум» значит человек это общественное животное наделенное разумом.

В эпоху разложения античного мира на первый план выступает проблемы связанные с социальным и нравственным укладом жизни, с пониманием смысла жизни, например Эпикур утверждал, что философия должна помогать лечить душу человека, а медицина лечить тело человека.

В средние века человек рассматривается как часть мирового порядка, который установлен Богом, а человек должен стремится стать образом и подобием Бога сделать это трудно так как человек внутренне разделен в следствии грехопадения, поэтому его следует изучать как единство божественной и человеческой природы и все это находит свое выражение в образе Христа. Поскольку человек изначально обладает божественной природой он может приобщится к Богу, но так как он является частью земной жизни он пассивный участник божественного порядка и является тварным существом, ничтожным по отношению к Богу. Поэтому смысл человеческой жизни → стремление приобщится к Богу и одновременно обрести спасение в день страшного суда. Драма человеческой жизни и заключается в грехопадении и искуплении, а это возможно когда каждый человек соизмеряет свои поступки с богом.

В человеке с точки зрения средневековой философии главное душа. Это такая субстанция (неуловимая), которая должна изучать развитие человеческой личности, то есть каждый человек обладает свободой и ответственностью. Отсюда вывод человек есть промежуточное вещество между животными и ангелами. Душа и тело находится в единстве и именно она является двигателем тела и определяет сущность человека.

Философия нового времени формируется под влиянием научных открытий получивших название – гуманизм. В эту эпоху человек ставится на земную основу на первый план выходит стремление людей к добру счастью гармонии. Итальянские философы рассматривают человека как центр мироздания, то есть он причастен ко всему земному и небесному. Человек обладает свободой выбора и только его творческие способности приводят к тому, что он является творцом своего счастья или несчастья, поэтому в состоянии дойти до животного или возвысится до богоподобного существа. Главным в учении антропоцентризма должны стоять собственные интересы личности, а на последнем месте интересы родины (родина – для человека там, где ему хорошо). Принцип индивидуализма проповедует английский философ Гоббс, который считает: человек не есть существо общественное, поэтому человек человеку волк, а война всех против всех – естественное состояние общество. Английские философы таким образом проповедуют этические и социальный индивидуализм.

Декарт являясь представителем рационализма считает, что в человека главным является – разум, мышление, а тело своеобразная машина, которая испытывает влияние души. В философии 18 века человек рассматривается как часть природы, который не в состоянии и в мысли выйти из природы. Следовательно преувеличивается биологические начала в человеке.

Немецкие философы и прежде всего Кант считают цель философского исследования сам человек – главный предмет мира. По Канту человек это прежде всего субъект, который исповедует природную и абсолютные ценности. То есть Кант видит в человеке нравственно природный дуализм. Главная роль человека нравственная деятельность. По природе своей человек зол, но вместе с тем у него есть задатки добра и поэтому цель воспитания что бы эти добрые задатки смогли одержать верх и погасит склонности ко злу. Зачатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое одолевает человека, поэтому человек не свободен от вины. Понятие вины есть основа морали. Отсюда следует человек, который считает всегда себя правым и у которого всегда спокойна совесть не может быть моральным (такая позиция явилась основой философии существования или экзистенционализма.

Концепция Гегеля пронизана рационализмом т.е. человек отличается от всех животных мышлением. Мышление сообщает человеку его человечность. Положение человека как общезначимого духа (абсолютный дух) и разума приводит его к коллективизму, а это означает что Гегель проповедует принцип приоритета социального целого над индивидуальностью.

Во взглядах Фейербаха самоценность человека заключается в его природной основе и этих позиций (физиологии и биологии) он и рассматривает человека.

Философские концепции о человеке включает в себя характеристику его функций, характеристики его существования. Например главное отличие человека которое лежит в основе человеческого бытия является трудовая деятельность. Совокупность деятельности приводит к обобщению человека и возникает общество, а это значит – материя и дух потребности, прошлые и настоящие и позволяют понять что такое человек ибо в совокупности этих факторов он реализует свою социальную сущность. Второй взгляд считает, считает, что человек – дитя человеческой истории, а значит современный человек есть результат развития истрии т.е. понимая сущность человека нужно всегда учитывать единство человеческого рода и человека т.е общественные отношения следует рассматривать с 2-х точек зрения, во первых с точки зрения единства объективно-избирательных общественных отношений и во вторых само общество есть результат этих общественных отношений. Поэтому вне деятельности (в общении в передаче опыта человек не может стать человеком).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: