Целью философского исследования человека является создание определенной модели то есть описания обобщенного образа человека. Такая модель позволяет конкретно изучать человека и использовать знания о человеке в практических делах. В этом заключается особенность философского знания о людях.
В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе а лишь в системе определенных отношений где господствует абсолютный порядок, это означало что природная и социальная среда, люди моего полиса, одушевленные или неодушевленные предметы, боги живут в едином неразделенном мире (боги находятся внутри космоса и являются для земных людей реально действующими лицами) следовательно человек мыслится как часть космоса. Такой взгляд особенно характерен для представителей милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен стоящих на позициях гилозоизма (все живое).
Начиная с Сократа философия служит средством самопознания человека, то есть особый интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократ впервые обосновал принцип этического рационализма, утверждая, что добродетель есть – знание. Человек познавший что такое добро справедливость не будет поступать дурно и не справедливо, а для этого необходимо стремится к нравственному совершенству, познанию добра и это познание сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и реализация этой сущности.
|
|
Демокри т как представитель материалистического монизма в учении о человеке занимает следующую позицию – человек как часть природы и как вся природа состоит из атомов и душа человека состоит из атомов. Поэтому со смертью тела уничтожается и душа. Цель человеческой жизни это счастье, но оно не должно сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Значит – счастье это прежде всего радостное и хорошее расположение духа. Важнейшим условием счастья является мера соблюдать которую помогает человеку разум.
В отличии от Демокрита Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела, то есть душа является той субстанцией, которая делает человека человеком поэтому от качества души общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус.
Концепция Аристотеля человека рассматривается как общественное существо и в этом смысле он отличается от животных, то есть от неразвитых в нравственном смысле существ. Аристотель считал, тот кто неспособен вступать в общение или считает себя существом самодовлеющим не чувствует потребности ни в чем становится или божеством или не является членом государства. Главное в человеке это разумность: «человек есть в первую очередь ум» значит человек это общественное животное наделенное разумом.
|
|
В эпоху разложения античного мира на первый план выступает проблемы связанные с социальным и нравственным укладом жизни, с пониманием смысла жизни, например Эпикур утверждал, что философия должна помогать лечить душу человека, а медицина лечить тело человека.
В средние века человек рассматривается как часть мирового порядка, который установлен Богом, а человек должен стремится стать образом и подобием Бога сделать это трудно так как человек внутренне разделен в следствии грехопадения, поэтому его следует изучать как единство божественной и человеческой природы и все это находит свое выражение в образе Христа. Поскольку человек изначально обладает божественной природой он может приобщится к Богу, но так как он является частью земной жизни он пассивный участник божественного порядка и является тварным существом, ничтожным по отношению к Богу. Поэтому смысл человеческой жизни → стремление приобщится к Богу и одновременно обрести спасение в день страшного суда. Драма человеческой жизни и заключается в грехопадении и искуплении, а это возможно когда каждый человек соизмеряет свои поступки с богом.
В человеке с точки зрения средневековой философии главное душа. Это такая субстанция (неуловимая), которая должна изучать развитие человеческой личности, то есть каждый человек обладает свободой и ответственностью. Отсюда вывод человек есть промежуточное вещество между животными и ангелами. Душа и тело находится в единстве и именно она является двигателем тела и определяет сущность человека.
Философия нового времени формируется под влиянием научных открытий получивших название – гуманизм. В эту эпоху человек ставится на земную основу на первый план выходит стремление людей к добру счастью гармонии. Итальянские философы рассматривают человека как центр мироздания, то есть он причастен ко всему земному и небесному. Человек обладает свободой выбора и только его творческие способности приводят к тому, что он является творцом своего счастья или несчастья, поэтому в состоянии дойти до животного или возвысится до богоподобного существа. Главным в учении антропоцентризма должны стоять собственные интересы личности, а на последнем месте интересы родины (родина – для человека там, где ему хорошо). Принцип индивидуализма проповедует английский философ Гоббс, который считает: человек не есть существо общественное, поэтому человек человеку волк, а война всех против всех – естественное состояние общество. Английские философы таким образом проповедуют этические и социальный индивидуализм.
Декарт являясь представителем рационализма считает, что в человека главным является – разум, мышление, а тело своеобразная машина, которая испытывает влияние души. В философии 18 века человек рассматривается как часть природы, который не в состоянии и в мысли выйти из природы. Следовательно преувеличивается биологические начала в человеке.
Немецкие философы и прежде всего Кант считают цель философского исследования сам человек – главный предмет мира. По Канту человек это прежде всего субъект, который исповедует природную и абсолютные ценности. То есть Кант видит в человеке нравственно природный дуализм. Главная роль человека нравственная деятельность. По природе своей человек зол, но вместе с тем у него есть задатки добра и поэтому цель воспитания что бы эти добрые задатки смогли одержать верх и погасит склонности ко злу. Зачатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое одолевает человека, поэтому человек не свободен от вины. Понятие вины есть основа морали. Отсюда следует человек, который считает всегда себя правым и у которого всегда спокойна совесть не может быть моральным (такая позиция явилась основой философии существования или экзистенционализма.
|
|
Концепция Гегеля пронизана рационализмом т.е. человек отличается от всех животных мышлением. Мышление сообщает человеку его человечность. Положение человека как общезначимого духа (абсолютный дух) и разума приводит его к коллективизму, а это означает что Гегель проповедует принцип приоритета социального целого над индивидуальностью.
Во взглядах Фейербаха самоценность человека заключается в его природной основе и этих позиций (физиологии и биологии) он и рассматривает человека.
Философские концепции о человеке включает в себя характеристику его функций, характеристики его существования. Например главное отличие человека которое лежит в основе человеческого бытия является трудовая деятельность. Совокупность деятельности приводит к обобщению человека и возникает общество, а это значит – материя и дух потребности, прошлые и настоящие и позволяют понять что такое человек ибо в совокупности этих факторов он реализует свою социальную сущность. Второй взгляд считает, считает, что человек – дитя человеческой истории, а значит современный человек есть результат развития истрии т.е. понимая сущность человека нужно всегда учитывать единство человеческого рода и человека т.е общественные отношения следует рассматривать с 2-х точек зрения, во первых с точки зрения единства объективно-избирательных общественных отношений и во вторых само общество есть результат этих общественных отношений. Поэтому вне деятельности (в общении в передаче опыта человек не может стать человеком).