Уголовная ответственность — сложное многофункциональное явление. Она не представляет собой исключение и выполняет наряду с другими видами юридической ответственности регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную функции. Однако не все ученые придерживаются такой точки зрения. Их позиция сводится к отрицанию регулятивной и восстановительной функции, а перечень функций, которые осуществляются уголовной ответственностью, ограничивается карательной, превентивной и воспитательной.
Доводы ученых-криминалистов, отрицающих наличие у уголовной ответственности (у уголовного права в целом) регулятивной функции, сводятся к тому, что уголовное право не регулирует общественные отношения, а только охраняет их62, а уголовному праву в качестве метода правового регулирования свойственен запрет63. В основе данной позиции лежит концепция разделения отраслей права на охранительные и регулятивные. Так, О. Э. Лейст утверждает, что в отличие от других отраслей права уголовное не имеет в качестве объекта регулирования своего специфического вида общественных отношений, поскольку его нормы предназначены не регулировать общественные отношения, а охранять и защищать их64.
62 Смирнов В. Г. Правоотношения в уголовном праве // Правоведение. 1961. № 13. С. 89; Никифоров Б. С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960. С. 12; Брайнин Я. М. Уголовный закон и его применение. М., 1967. С. 301;Незнамова 3. А. Коллизии в уголовном праве. Екатеринбург, 1994. С. 184; Мотови-ловкерЕ.Я. Теория регулятивного и охранительного права. Воронеж, 1990. С. 26;Курс советского уголовного права. Т. 1 / Под ред. А. И. Пионтковского, П. С. Ромашкина, В. М. Чхиквадзе. М., 1970. С. 12.
63 Следует отметить, что по этим же основаниям учеными-криминалистами отрицается наличие позитивной уголовной ответственности, но при этом признается, что в целом позитивная ответственность существует в других отраслях права. См.:Дубинин Т. Т..Ответственность и освобождение от нее по советскому уголовномуправу: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1985.
64 Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 196. — См. также: Мотовиловкер Е. Я. 1) Теория регулятивного и охранительного права. С. 26; 2) Норма, отношение и ответственность в уголовном праве // Уголовная ответственность: проблемы содержания, установления, реализации: Межвуз. сб. науч. ст. Воронеж, 1987. С. 35; Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования. М., 1972. С. 36-41; Кожевников О. А. Принципы формирования системы российского права // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 20. Тольят-
С таким пониманием функций уголовной ответственности трудно согласиться, ибо оно обедняет действительное социальное предназначение права — быть регулятором общественных отношений. В подобных суждениях имеется существенное противоречие — право регулирует, упорядочивает общественные отношения, а уголовное право — нет. При этом, на мой взгляд, нарушаются свойства системности права65.
Как право в целом, так и каждая его отрасль, включая уголовное право и его институт уголовной ответственности, призваны регулировать общественные отношения. В этом смысле право выступает и механизмом контроля, и механизмом согласования интересов, и механизмом корректировки заданной цели66. Позитивная и негативная уголовная ответственность— регулятор общественных отношений и в настоящем, и в будущем.
Среди ученых, признающих регулятивную функцию уголовной ответственности нет единства мнений о том, на какие отношения оказывается воздействие. Так, одни ученые полагают, что регулятивная функция закрепляет и упорядочивает общественные отношения, не связанные с правомерным поведением, возникающие между лицом, совершившим преступление, и государством в лице уполномоченных органов67, по мнению других, регулируются отношения, возникающие в связи с совершением преступления, и отношения, взятые под уголовно-правовую охрану.68
ти, 2002. С. 64-67; Безверхое А. Г. К вопросу о понятии системы права и законодательства // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 14. Тольятти, 2001. С. 7.
65 М. П. Трофимова отмечает другой противоречивый аспект: «Запрет является методом правового регулирования (это положение ими не отрицается), но в то же время уголовное право не регулирует общественные отношения, а только охраняет их (см.: Трофимова М. П. Регулятивная функция юридической ответственности // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 8. Тольятти: Иэд-во ВУиТ, 2000. С. 55).
66 Прохоров В. С. Преступление и ответственность. Л., 1984. С. 74.
67 См., напр.: Петрова Г. О. Норма и отношение — средства уголовно-правового регулирования. Н. Новгород, 1999. С. 187; Барков А. В. К вопросу о сущности уголовно-правовых отношений // Проблемы уголовного права. Минск, 1976. С. 7; Новоселов Г. П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты. М., 2001. С. 133 и др.
68 См., напр.: Прохоров В. С., Кропачев Н. М., Тарбаааев А. Н. Механизм уголовно-правового регулирования: норма, правоотношение, ответственность. Красноярск, 1989. С. 40; Наумов А. В. Юридическая природа воспитательной функции советского уголовного права // Труды Высшей следственной школы МВД СССР. Вып. 8. Волгоград, 1973. С. 15-25; РетюнскихИ. С. Уголовно-правовые отношения и их реализация. Воронеж, 1997. С. 11; Елеонский В. А. Уголовное наказание и воспитание пози-
Регулятивная функция уголовной ответственности воздействует как на поведение субъектов уголовной ответственности, так и на деятельность правоприменителя. С одной стороны, она закрепляет обязанности граждан по соблюдению предписаний уголовно-правовых норм, а с другой — права и обязанности государства обеспечивать и содействовать правомерному поведению, а в случае, если субъект совершит правонарушение права, и обязанности по применению мер уголовной ответственности. В уголовно-правовой норме закрепляется два вида правоотношений— регулятивное и охранительное.
В уголовно-правовой норме описаны основания наступления уголовной ответственности, и правоприменитель имеет право применять меры государственного воздействия только при наличии этих оснований. Если основания уголовной ответственности отсутствуют, правоприменитель обязан не возбуждать уголовное дело и гарантировать правомерное поведение, а в случае наличия оснований — обязан возбудить его. Правоприменитель оценивает всегда уголовно-правовую норму в целом, а не отдельный ее структурный элемент, так же как и его деятельность складывается под воздействием гипотезы, диспозиции и санкции, а не отдельного структурного элемента— санкции. Следовательно, деятельность правоприменителя является урегулированной не отдельно взятой санкций, а нормой в совокупности всех ее структурных элементов. Не существует санкций в отрыве от гипотез и диспозиций. Такая деятельность правоприменителя закрепляется и упорядочивается регулятивной функцией уголовной ответственности. Регулятивная функция уголовной ответственности закрепляет вариант (программу) деятельности правоприменителя. Она регулирует не только поведение граждан, но и деятельность правоприменителя.
Другими доводами ученых, отрицающих регулирующие свойства уголовной ответственности, являются указание на общие обязан-
тивной ответственности личности. С. 19; Кропэчев Н. М. Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. СПб., 1999; Якушин В. А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. Тольятти, 1998. С.76-77, Трофимова М. П. Функции юридической ответственности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. С. 21; Похмел-кин В. В. Социальная справедливость и уголовная ответственность. С. 73; Прохоров В. С. Преступление и ответственность. С. 74; Звечэровский И. Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. СПб., 2001. С. 27.
ности и запреты по воздержанию от противоправного поведения, содержащиеся в Конституции РФ69 (впрочем, и в таких суждениях ярко прослеживается теория «разделения труда»), а «правомерное поведение — это реализация конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и другие законы»70. Между тем Н. В. Витрук справедливо отметил, что отраслевые права и обязанности дополняют систему конституционных прав и обязанностей граждан71, а поведение субъекта юридической ответственности регулируется нормами различных отраслей права. Уголовно-правовой запрет включается в общую систему правового регулирования и не находится вне этой системы72, так и поведение субъекта находится под влиянием не одного отдельно взятого запрета, а их системы. «Конституционные нормы устанавливают как бы социальную сущность запретов, их правовые пределы, а институт уголовной ответственности гарантирует их реализацию путем конкретизации составов преступлений»73. Как мы уже указывали в предыдущем параграфе, общие конституционные обязанности и запреты выступают основой для формирования других видов юридической ответственности.
Стремясь обосновать положение об отсутствии регулирующих начал, не связанных с совершением преступления, Г. П. Новоселов утверждает, что «преступление есть всегда нарушение некого рода социальной нормы»74, а уголовно-правовой запрет сформулирован не в Уголовном кодексе, а в иных отраслях права75. Такая постановка вопроса может завести слишком «далеко», поскольку придется
69 Мотовиловкер Е. Я. Теория регулятивного и охранительного права. С. 22-23,, Незнамова 3. А. Коллизии в уголовном праве. С. 184.
70 Петрова Г. О. Норма и правоотношение — средства уголовно-правового регулирования. Н. Новгород, 1999. С. 27.
71 Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М.,1985. С. 81.
72 Кропачев Н. М. Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. С.74-75.
73 Зражевская Т. Д. Конституционные основы уголовной ответственности // Уголовная ответственность: проблемы содержания, установления, реализации: Межвуз. сб. науч. ст. Воронеж, 1989. С. 29. — См. также: Хижняк В. С. Конституционные основы запрета на распространение идей фашистских и иных экстремистских организаций в РФ // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 5. Тольятти, 1999. С. 110; Воево-динЛ.Д. Индивидуальное и коллективное в конституционном статусе личности //Вестник МГУ. Сер. «Право». 1997. № 5. С. 3.
74 Новоселов Г. П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты.С.186.
75 Там же. С. 170-171.
пересмотреть самостоятельную природу уголовно-правовых норм и основания государственно-принудительной формы реализации уголовной ответственности. Получается, что основанием уголовной ответственности выступает юридический факт, заключающийся не в нарушении нормы уголовного права, а в нарушении нормы конституционного, административного права и т. д. Из позиции Г. П. Новоселова может последовать и ряд других противоречивых выводов: «Если преступление нарушает норму других отраслей права, тогда добровольный отказ от доведения преступления до конца (ст. 31 УК РФ) не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее противоправность деяния, и должен влиять лишь на меру ответственности... Если при совершении кражи нарушается запрет, содержащийся в ст. 35 Конституции РФ, регламентирующей право собственности, а вещь похищалась из владения лица, не имеющего право собственности на нее, то на вопрос, имеет ли уголовно-правовое значение примирение юридического владельца вещи с похитителем, может быть дан только отрицательный ответ»76.
Г. П. Новоселов не согласен со свойством уголовно-правовой нормы регулировать и охранять, как не согласен и с возможностью уголовно-правового регулирования до совершения преступления. Высказав эти тезисы на одной странице, на другой — он утверждает обратное: «Принимая во внимание, что правовое регулирование отношений между людьми только направлено на охрану определенного рода ценностей, но само по себе ею не является, так же, как, в свою очередь, и охрана лишь предполагает регулирование, но как таковая им признаваться не может»77. Сам того не желая, он возвращается к известному тезису (уголовное право регулирует, а регулируя, охраняет), так как отмечается правовое регулирования между людьми (почему между людьми, т. е. горизонтальные отношения, остается неясным), но только направленное на охрану определенных ценностей. Вот и получается, что уголовное право, регулируя, одновременно и охраняет. Кроме того, как следует из приведенной цитаты, в ней подразумеваются не только отношения, возникающие в связи с совершением преступления.
76 Кропачев Н. М. Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. С. 74.
77 Новоселов Г. П. Указ. соч. С. 192.
Уголовно-правовая норма начинает действовать с момента вступления ее в законную силу. Она выступает властным регулятором поведения субъектов уголовной ответственности. В уголовно-правовой норме сконструирован прежде всего разрешенный вариант поведения, и ее цель — не допустить запрещенного варианта поведения. Данная цель не может быть достигнута, если не будет происходить регулирование поведения субъекта. То обстоятельство, что нормы уголовной ответственности в большей степени содержат запреты, еще не означает, что последние не обладают регулирующими свойствами. Запрет принуждает субъекта действовать избирательно, избегая противоправного поведения78. При помощи запрета, как и при помощи других правовых средств (дозволения, обязывания, управомочивания), регулируется поведение субъекта уголовной ответственности. Поведение субъекта уголовной ответственности, проходя через систему уголовно-правовых запретов, упорядочивается. В исследованиях, посвященных правовой природе запретов (ограничений), отмечается их регулятивно-охранительная функция, так как они предоставляют субъекту определенный объем данных, содержащих сведения о рамках дозволенного, возможностях усмотрения, о пределах полномочий. Они сводят разнообразие в поведении субъектов до определенного состояния79. Запрет по своей сущности мало чем отличается от обязанности, так как запрещение совершения деяний означает одновременно и обязанность действовать правомерно, удержаться от порицаемого варианта поведения. «Существо юридической обязанности заключается в требовании необходимого, нужного, должного, полезного, целесообразного с точки зрения государства, власти, закона поведения субъекта. Это поведение обязательно, непререкаемо и на случай "непослушания" обеспечивается мерами государственного принуждения».80
Государство и граждане в связи с установлением уголовно-правовых запретов и позитивных обязываний наделяются опреде-
78 Наумов А. В. Применение уголовно-правовых норм (по материалам следственной и прокурорско-судебной практики). Волгоград, 1973. С. 15; Похмелкин С. В. Социальная справедливость и уголовная ответственность. С. 73.
79 Приходько И. А. Ограничения в российском праве (проблемы теории и практики): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 11-12.
80 Матузов Н. И., Семенеко Б. М. О сущности, содержании и структуре юридической обязанности // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1983. С. 68.
ленными правами и обязанностями, а взаимодействующие между собой права и обязанности не могут не порождать соответствующих правоотношений. Формируется это правоотношение под воздействием регулятивной функции уголовной ответственности и в содержание такого правоотношения входит правомерное поведение субъектов уголовной ответственности — носителей уголовно-правовых прав и обязанностей.
Странная позиция наблюдается у сторонников только охранительной функции уголовного права. Волевое бездействие в предусмотренных законом случаях ими признается формой преступного поведения (нарушением уголовно-правовой нормы, уголовно-правовым отношением, смоделированным в уголовно-правовой норме), но волевое воздержание от совершения преступления не признается формой поведения человека, и оно не складывается под воздействием уголовно-правовой нормы. «Неверно исключать уголовно-правовые нормы из числа регулятивных, социальное назначение которых — определение правил правомерного поведения людей. Нельзя противопоставлять регулятивную и охранительную функции уголовно-правовых норм»81, как нельзя противопоставлять и уголовное право другим отраслям права. Проявление регулятивных свойств уголовной ответственности многоаспектно. «Регулирование и охрана общественных отношений осуществляются при помощи позитивных правил, устанавливающих типовые варианты (стандарты) возможного, должного, недопустимого поведения членов общества».82
В Уголовном кодексе законодателем закреплена задача охраны общественных отношений, но данная задача не может быть разре-
81 Кленова Т. В. Основы теории кодификации уголовно-правовых норм. Самара, 2001 С. 8. — Следует отметить, что на другой странице Т. В. Кленова утверждает: «Уголовно-правовые нормы не могут быть средством организации отношений, не имеющих уголовно-правовой специфики и уже урегулированных нормами иных отраслей законодательства. Эти отношения охраняются уголовно-правовыми нормами от преступных посягательств... Предметом же регулирования являются отношения между государством и лицом, совершившим преступление (с. 12)». Возможно, такая позиция обусловлена стремлением найти компромисс между учеными, полностью отрицающими регулятивную функцию уголовной ответственности, и учеными, считающими, что регулятивная функция уголовной ответственности осуществляется до совершения преступления.
82 Ромашов Р. А. Закон, правило, норма, долженствование // Правоведение. 2001. №6. С. 19.
щена без уголовно-правового регулирования. Задача— внешнее свойство по отношению к функциям уголовной ответственности, а при помощи какой функции будет разрешена задача охраны, уже другой вопрос, зависящий от правовых средств, предопределяющих функционирование уголовной ответственности. Запрет, дозволение, обязанность, поощрение — правовые средства, установленные государством для упорядочивания уголовно-правомерного поведения субъектов общественных отношений. Задачу охраны нельзя сводить только к предопределению регулирования отношений, возникающих в связи с совершением преступления, да и данная задача не может быть эффективно разрешена только при помощи превентивной, карательной, восстановительной, воспитательной функций уголовной ответственности. Кроме того, текстуальное закрепление того или иного положения в законе (в данном случае задачи) не является абсолютной догмой для науки, а в уголовно-правовых исследованиях отмечается: «...уголовно-правовые нормы имеют своей задачей и регулирование общественных отношений путем предписаний должного поведения граждан в рамках норм запретов» 83. Регулируя специфическими уголовно-правовыми средствами, уголовная ответственность одновременно и охраняет общественные отношения, предопределяя правомерные варианты поведения. «Правомерное поведение субъектов уголовно-правовых отношений — это тот желаемый результат, к которому должно стремиться уголовное законодательство, регулируя (охраняя) те или иные общественные отношения, возникшие после вступления закона в силу, и охраняя (регулируя) уголовно-правовые отношения, возникшие после совершения тем или иным лицом преступления»84.
Если субъект нарушает уголовно-правовую норму, у последнего появляется обязанность, вытекающая из факта совершения преступления, а у правоприменителя, в свою очередь, обязанность привлечь нарушителя к уголовной ответственности. Правоприменитель обязан действовать в соответствии с предписаниями уголовно-правовых норм. Он обязан освободить правонарушителя от ответственности, если истекли сроки давности уголовной ответственности, назначить наказание в тех пределах, которые указаны в санкции уголовно-
83 Якушин В. А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. С. 76.
84 Ретюнских И. С. Уголовно-правовые отношения и их реализация. С. 12.
правовой нормы, учитывать закрепленные уголовным законом правила назначения наказания и т. д. С одной стороны, эти обязанности и правомочия регулируют деятельность правоприменителя, а соответственно, и общественные отношения, складывающиеся между лицом, совершившим преступление, и государством (в лице уполномоченных органов), а с другой — они служат гарантией справедливой и законной реализации государственно-принудительной ответственности, т. е. охраняют субъективные права лица, совершившего преступление. Регулирование деятельности правоприменителя решает задачу охраны общественных отношений, в том числе и тех отношений, которые возникают между лицом, совершившим преступление, и компетентными органами.
Вместе с тем в случае нарушения уголовно-правовой нормы начинает реализовываться карательная функция уголовной ответственности, но противоречий тут не возникает, поскольку проявление регулирующих начал уголовной ответственности многоаспектно, а по справедливому замечанию В. М. Когана, «охраняя, уголовное право регулирует; регулируя — охраняет»85. Норма права, к какой бы отрасли она ни принадлежала, не может «только регулировать» или только «охранять»86, а в правовой природе уголовно-правовой нормы нет ничего такого, что позволило бы противопоставлять ее другим правовым нормам. Уголовно-правовая охрана права граждан, интересов общества и государства начинает обеспечиваться с установления обязанностей. Их надлежащее исполнение, соблюдение, в свою очередь, становится предметом уголовно-правового воздействия, а значит, и гарантией их охраны. И только в случаях несоблюдения обязанностей возникает необходимость приведения в действие второго (служебного по отношению к первому) механизма обеспечения исполнения обязанностей. «Деление на регулятивную и охранительную функции носит условный характер и, строго говоря, необходимо лишь для теоретического анализа функций уголовно-правовой нормы. В реальной действительности уголовно-правовое воздействие норм на общественные отношения представляет собой единый регулятивно-охранительный процесс. Регулируя, нормы
85 Коган В. М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия. М., 1983. С. 144.
86 Прохоров В. С., Кропачев Н. М., Тарбагаев А. Н. Механизм уголовно-правового регулирования: норма, правоотношение, ответственность. Красноярск, 1989. С. 40.
уголовного права вместе с тем и охраняют, а охраняя — регулируют»87- «При осуществлении регулятивной функции опосредуется и реализация охранительной»88.
Существует определенная специфичность регулятивной функции уголовной ответственности. Как известно, регулятивная функция права включает в себя регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции. Думается, что для регулятивной функции уголовной ответственности меньше всего свойственно непосредственное закрепление (установление в правовых нормах) некоторых видов общественных отношений. Уголовная ответственность непосредственно не закрепляет основы конституционного строя, отношения собственности, налоговые отношения и т. д. — это удел других отраслей права. Однако это не означает, что уголовная ответственность не обладает регулятивной функцией, так как ее специфичность состоит именно в наличии свойства развития динамики общественных отношений, взятых под уголовно-правовую охрану, способствование их нормальному функционированию. На волю и сознание субъекта — участника общественных отношений оказывает воздействие система правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность (зачастую разной отраслевой принадлежности), и один и тот же субъект является участником не одного, а нескольких правоотношений.
Регулятивная функция закрепляет (фиксирует) обязанности субъектов уголовной ответственности совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, а следовательно, участвует в определении уголовно-правового статуса субъекта. Правам и обязанностям субъекта уголовной ответственности сопутствуют корреспондирующие права и обязанности государства, гарантирующие их правомерное поведение, следовательно, регулятивная функция уголовной ответственности оформляет регулятивное уголовно-правовое отношение по поводу охраны социально значимых ценностей, 89 а охраняя эти отношения, уголовная ответственность не мо-
87 Уголовная ответственность и ее реализация в деятельности органов внутренних дел: Учеб. пособие / Под ред. Н. И. Загородникова. М., 1987. С. 17.
88 Убеждение и принуждение в борьбе с преступностью / Под ред. У. С. Джеке-баева. Алма-Ата, 1989. С. 37-38.
89 Мальцев В. В. Социальная и уголовная ответственность. С, 163; Ретюн-скux И. С. Уголовно-правовые отношения и их реализация. С. 9.
жет не участвовать в регулировании поведения субъектов уголовной ответственности.
Посредством регулятивно-статической функции закрепляются отношения необходимой обороны90, крайней необходимости, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, и т.п. «Статическая функция уголовного права реализуется посредством норм, закрепляющих право на необходимую оборону, крайнюю необходимость, задержание лица, совершившего преступление, а динамическая — посредством присущих уголовному праву поощрительных норм»91, — считает Б. В. Яцеленко. На наш взгляд, воздействие регулятивно-статической функции уголовной ответственности шире: оно включает закрепление не только прав на необходимую оборону и другие правомерные действия, но и формулирует позитивные обязанности и обязанности по соблюдению запретов, участвует в закреплении уголовно-правового статуса субъекта. Уголовно-правовой статус субъекта включает в себя как предусмотренные уголовным законом права, так и обязанности. Он не может быть «усеченным» и состоять только из одних прав.
Правам на необходимую оборону и другие социально полезные действия, исключающие преступность деяния, неизбежно сопутствуют обязанности, закрепленные как в Общей, так и в Особенной части Уголовного кодекса (запрещено превышать пределы необходимой обороны— ч. 1 ст. 108, ч. 1 ст. 114 УК; запрещено превышать меры, необходимые для задержания лица, совершившего преступление — ч. 2 ст. 108, ч. 2 ст. 114 УК; запрещено превышать пределы крайней необходимости— ч. 2 ст. 39; запрещено превышать пределы обоснованного риска— ч. 2 ст. 41 УК; запрещено исполнять заведомо незаконный приказ — ч. 2 ст. 42 УК). Прав не существует без обязанностей, и невозможно определить рамки свободы субъекта только на основе предоставления правомочий. Кроме того, для некоторых категорий субъектов задержание преступника, отражение нападения является обязанностью, а не правом.
Мы уже указывали, что регулятивная функция уголовной ответственности оказывает влияние на деятельность правоприменителя, и
90 Сахаров А. Б. Методы уголовно-правового регулирования общественных отношений // Методологические проблемы уголовно-правового регулирования общественных отношений. М., 1989. С. 32.
91 Яцеленко Б. В. Противоречия уголовно-правового регулирования. М., 1996. С. 55.
отмечали определенные противоречия, но можно посмотреть на данную проблему и с другой стороны. Ведь за понятием «правоприменитель» стоит должностное лицо, наделенное властными полномочиями, а урегулировать деятельность правоприменителя невозможно, не урегулировав (в том числе и при помощи норм уголовного права) деятельность должностных лиц. Анализ главы 30 УК (преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) и главы 31 (преступления против правосудия) показывает, что поведение должностных лиц находится под воздействием уголовно-правовых норм. Перечислю лишь некоторые из запретов: запрещено злоупотреблять должностными полномочиями, превышать их; запрещено привлекать к уголовной ответственности невиновного; запрещено без наличия на то законных оснований освобождать от уголовной ответственности; запрещено выносить неправосудный приговор и т. д. Как известно, запрет, воздействуя на волю и сознание, принуждает субъекта действовать избирательно. Уголовно-правовые нормы упорядочивают поведение должностных лиц, а следовательно, и деятельность правоприменителя.
Регулятивное воздействие возможно и после того, как лицо совершит общественно опасное деяние. Мы имеем в виду регулирование посткриминального поведения субъекта. В нормах, предусматривающих освобождение от уголовной ответственности, сформулировано предписание, следствием выполнения которого может выступать уголовно-правовое поощрение — освобождение от уголовной ответственности. Нормы уголовного права, предусматривающие освобождение от уголовной ответственности по специальным основаниям, осуществляют регулятивную функцию92. Они указывают субъекту на определенный в поощрительной норме социально полезный, одобряемый вариант поведения (освободить заложника, способствовать раскрытию преступления, сдать предметы, запрещенные к хранению, и т. д.). «Правовое стимулирование и правовое ограничение, совместно участвуя в упорядочивании обще-
92 Григорьев Н. В., Сабитов Р. А. Освобождение от уголовной ответственности по нормам Особенной части УК. Хабаровск, 1994. С. 23.
ственных отношений, выступают в качестве позитивной и негативной сторон одного процесса — правового регулирования»93.
В ст. 75-77 УК РФ закреплены самые разнообразные варианты поведения правонарушителя после совершения преступления: примирение с потерпевшим, заглаживание причиненного вреда, явка с повинной, способствование раскрытию преступления. Некоторые из указанных предписаний конкретизируются в нормах Особенной части УК: освобождение похищенного человека (прим. к ст. 126); освобождение заложника (прим. к ст. 206); предотвращение акта терроризма (прим. к ст. 205) и т. д. В указанных предписаниях сочетаются два элемента воздействия на поведение правонарушителя: с одной стороны, возможность поощрения (освобождения от уголовной ответственности), а с другой — угроза применения наказания в случае, если субъект не совершит указанных действий. Как угроза применения наказания, так и возможность применения поощрения участвуют в регулировании поведения субъекта. «Поощрительные меры, как и меры принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции— в обеспечении тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно»94. Действительно, после того как совершено (или начало совершаться) преступление, обеспечить установленную модель поведения одной угрозой не удалось, поэтому и необходим дополнительный способ регулирования поведения субъекта— уго-ловно-правовое поощрение. Специфика состоит в том, что такие правомерные действия осуществляются уже в рамках охранительных правоотношений, но это еще раз подтверждает тезис о том, что уголовная ответственность, охраняя, регулирует, а регулируя — охраняет.
Регулятивная функция уголовной ответственности упорядочивает поведение субъектов уголовной ответственности, посредством чего участвует в воздействии на общественные отношения. Обобщенный перечень таких отношений дан в ст. 2 У К РФ. Это отноше
93 МалькоА.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 1998 №3. С. 144.
94 Малько А. В. Поощрение как правовое средство // Там же. 1996. № 3. С. 33.
ния, обеспечивающие нормальное функционирование личности, собственности, конституционного строя, общественной безопасности и т. д. Эти отношения выступают в качестве родового объекта регулятивной функции. Непосредственным же объектом регулятивной функции уголовной ответственности является поведение субъектов уголовной ответственности, деятельность правоприменителя.
Ученые-криминалисты в принципе верно характеризуют регулятивную функцию уголовной ответственности, но в то же время один какой-то способ ее осуществления выдается за единственный и доминирующий. Способами осуществления регулятивной функции-уголовной ответственности выступают фиксирование в уголовно-правовых нормах прав и обязанностей, определение уголовно-правового статуса граждан, составов правомерного поведения, оснований освобождения от уголовной ответственности, прав и обязанностей правоприменителя, поощрения.
А. В. Наумов верно отмечает, что «уголовно-правовой запрет регулирует поведение членов общества, ибо налагает на неопределенный круг лиц обязанность воздержаться от совершения преступления»95, а регулирование общественных отношений осуществляется при помощи специфического правового метода — угрозы применения государственного принуждения за неисполнение требований96. Способы осуществления регулятивной функции уголовной ответственности многообразнее, нежели наложение одного уголов-но-правового запрета и угрозы применения государственного принуждения. Многие уголовно-правовые нормы, наоборот, предписывают лицу совершить указанное в законе действие (другой вопрос,что эти действия непосредственно не выражены, а их необходимо выводить логическим путем). Так, медицинский работник обязан оказать помощь больному (ст. 124), родители обязаны воспитывать несовершеннолетних детей (ст. 156), должностное лицо должно добросовестно исполнять возложенные на него обязанности (ст. 293) и т. д. То же относится и к поощрительным нормам, которые не являются единственным средством упорядочивания поведения субъектов уголовно-правовых отношений.
95 Наумов А. В. Применение уголовно-правовых норм (по материалам следственной и прокурорско-судебной практики). С. 15.
96 Там же. С. 16.
В идеале в результате воздействия регулятивной функции уголовной ответственности должно поддерживаться динамичное, упорядоченное состояние общественных отношений, в регулировании и охране которых принимает участие уголовная ответственность.
«Посредством установления уголовно-правовых запретов на совершение наиболее общественно опасных деяний, а соответственно, и определения их уголовной наказуемости, оно (уголовное право. — Д. Л.) не только фиксирует границы дозволенного (т. е. регулирует), но и тем самым выполняет функцию предупреждения как в отношении законопослушных (общая превенция), так и в отношении тех, кто однажды уже переступил черту уголовного закона (специальная превенция), т. е. выполняет предупредительную функцию»97.
Не менее важной по сравнению с регулятивной функцией уголовной ответственности является превентивная функция, которая складывается из двух относительно самостоятельных направлений —частнопревентивного и общепревентивного.
Эти два относительно самостоятельных направления не являются взаимоисключающими, так как преследуют единую цель — предупредить преступление. В определенной степени общая превенция пересекается с регулятивной функцией уголовной ответственности, поскольку осуществляются эти две функции одновременно. Как и регулятивная, превентивная функция оказывает влияние на выбор варианта поведения субъекта уголовной ответственности и удерживает его от совершения преступления, но цели регулятивной и превентивной функции уголовной ответственности отличаются друг от друга. Кроме того, существенными особенностями обладает частнопревентивное направление уголовной ответственности, но эти два направления не являются тождественными.
Некоторые ученые отрицают возможность осуществления общей превенции уголовной ответственности, называя его неким эфемерным, гипотетическим воздействием98, отмечая, что большинство граждан не совершают преступления в силу высокой сознательно-
97 Звечаровский И. Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. С. 27.
98 Блувштейн Ю.Д. Уголовное право и социальная справедливость. Минск, 1987. С. 23; Дуюнов В. К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. С.70.
сти а не под воздействием уголовного закона 99. Однако в работах Д. В. Наумова, А. И. Марцева, С. В. Максимова, В. А. Никонова, Л. И. Спиридонова и др. доказано, что эффект от общепредупредительного воздействия на население от угрозы применения уголовного наказания, влияния самого факта существования уголовно-правового запрета вполне сопоставим с числом зарегистрированных преступлений и выявленных преступников100. Дискуссии по поводу круга лиц, на которых ориентировано общее предупреждение, касаются лишь психологических особенностей данных лиц (т. е. любые это лица или «неустойчивые»), а не их количества. Количественные градации появляются лишь при определении эффективности общего предупреждения. Для констатации наличия общепредупредительного воздействия уголовной ответственности достаточно зафиксировать один или два случая, когда возможность применения ответственности удержала человека от совершения преступления101.
Позиция, отрицающая общепревентивную функцию уголовной ответственности, во многом основана на отрицании регулятивной функции, поскольку признание того, что уголовная ответственность оказывает влияние на формирование поведения субъектов с различными внутренними установками, означает и признание регулятивной функции уголовной ответственности.
Даже если и признать, что общей превенции не существует, так как граждане не совершают преступления из-за своей высокой сознательности и в силу привычного поведения, то опять напрашивается вывод об уголовно-правовом воздействии превентивной функции. Привычные установки, стереотипы поведения могут сложиться только в результате того, что субъект уже один раз оценил уголовно-
99 Карпец И. И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973. С. 113; Смирнов В. Г. Функции советского уголовного права. С. 116.
100 Наумов А. В. Теоретические вопросы применения уголовно-правовых норм:Автореф. дис.... д-ра. юрид. наук. Волгоград, 1974; Марцев А. И., Максимов С.В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. Томск, 1989. С. 127; Бохо-солов С. С. Основы уголовной политики. М., 1999. С. 147; Ной И. С. Сущность и функции уголовного наказания в советском обществе. Саратов, 1973. С. 157; Тарбага-ев А. П. Понятие и цели уголовной ответственности. С. 85; Никонов В. А. Общепредупредительное воздействие уголовного наказания: методологические основы изучения, признаки, содержание. Тюмень, 1994. С. 13; Спиридонов Л. И. Социология уголовного права. М., 1986.
101 Кирюшкин М. В. Социальная обусловленность уголовного наказания: Дис.... ганд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 71.
правовую норму, соизмерил с ней свой вариант поведения, уяснил предписания, которые в ней содержатся, а в дальнейшем» он уже действительно может действовать привычно, ибо ранее уже совершал аналогичные действия.
Общепревентивное воздействие осуществляется различными способами. Это формулирование обязанностей воздержаться от запрещенного поведения или, наоборот, предписание совершить предусмотренное в законе действие, указание в законе на возможное наказание 102 и психологическое воздействие со стороны практики применения наказания.
Некоторые ученые считают, что превентивное воздействие осуществляется только посредством угрозы применения наказания и распространения информации о практике его применения, отождествляя превентивное воздействие наказания и превентивное воздействие уголовной ответственности.
Превентивные возможности уголовной ответственности содержатся в уголовно-правовой норме в целом. Способ осуществления превентивной функции зависит от внутренних установок конкретного субъекта. Для одних лиц достаточно уяснить смысл диспозиции и в соответствии с ней строить свой вариант поведения, другим субъектам необходимо осознать возможность применения санкции в случае нарушения уголовно-правового запрета. Общепредупредительное воздействие уголовной ответственности состоит в суммарном воздействии уголовно-правового запрета и наказания103. Модель правоотношения изложена не в каком-то отдельном элементе правовой нормы, а в правовой норме в целом, следовательно, и превентивное воздействие осуществляется не каким-то одним структурным элементом правовой нормы, а правовой нормой в целом.
Общепревентивное направление уголовной ответственности участвует в формировании уголовно-правомерного поведения граждан, а ее результатом, собственно, и выступает сформированное правомерное поведение, удержание лица от совершения преступления и распространяется в отношении всех субъектов уголовной ответственности.
102 Трофимова М. П. Превентивная функция уголовной ответственности// Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 7. Тольятти, 1999. С. 281.
103 Полубинская С. В. Соотношение общего и специального предупреждения как целей наказания: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. С. 15.
Если субъект нарушает уголовно-правовую норму, возникают основания для реализации карательной функции и частнопревентивного направления правового воздействия, которые осуществляются одновременно, а реализация частной превенции зависит от реализации карательной функции.
Основные отличия частной превенции от общей заключаются как в субъектах воздействия, так и в способах осуществления. Между ними существует тесная взаимосвязь, заключающаяся в наличии единой цели, а от эффективности частной превенции зачастую зависит эффективность общей превенции.
Объектом воздействия частнопревентивной функции выступает поведение субъекта, нарушившего уголовно-правовую норму (за некоторыми исключениями). Эти исключения касаются воздействия на иных субъектов уголовной ответственности, которым предоставлено право пресекать преступные посягательства, не допускать их совершения.
Осуждение лица, совершившего преступление, — начальный этап осуществления частной превенции. В нем содержится отрицательная оценка правонарушителя и деяния, которая указывает как на нарушение уголовно-правового предписания, так и на необходимость его соблюдения. Осуждение, воздействуя на психику, принуждает правонарушителя к правомерному поведению.
Применение наказания существенно сужает возможности субъекта совершить новое преступление. Наказания, связанные с лишением свободы (лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, арест), сопряжены с помещением осужденного в условия строгой изоляции и осуществлением контроля за его поведением. Данные наказания связаны с исключением субъекта из целой группы общественных отношений, а следовательно, существенно сужаются возможности у этого лица совершить новое преступление. Подобные наказания «отрезвляющим» образом воздействуют не только на самого осужденного, но и на других лиц (ближайшее окружение осужденного)104. Весь процесс исполнения уголовного наказания «пронизан» предупредительными началами. Облегчение правового положения осужденного (перевод на более
104 Сакаев А. И. Система наказаний по уголовному праву России (История и современность): Автореф. дис.... канд. юрид. наук.Самара, 1999. С. 9.
мягкие условия отбывания наказания, применение условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким наказанием, применение мер поощрения) зависит от его правомерного поведения.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может исключать субъекта из сферы предпринимательских, трудовых, служебных отношений и не допускает возможности совершения преступлений в этих сферах.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества— дополнительные наказания, применяемые с целью усиления превентивного эффекта основного наказания105.
Частнопревентивное воздействие связано с наличием у лица судимости, которая предполагает применение более строгой меры уголовной -ответственности, если лицо совершит повторно преступление, и сопряжена с конкретными правоограничениями, исключающими возможность субъекта совершить преступление в определенной сфере общественных отношений. Так, лица, имеющие судимость, не могут быть приняты на службу в милицию (ст. 13 ФЗ «О милиции») 106, им запрещено заниматься частной охранной и детективной деятельностью (ст. 6 Закона РФ «О частной охранной и детективной деятельности»)107. «На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость» (ст. 3 ФЗ «О судебных приставах»108). Федеральный закон «Об оружии»109 запрещает выдавать гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, лицензию на приобретение оружия. Лица, имеющие судимость, не могут заниматься педагогической деятельностью (ст. 54 ФЗ «Об образовании»)110, обучаться в образовательных учреждениях МВД и МО РФ, работать на материально-ответственных должностях. Кроме того, не следует умалять и обще-
105 Дуюнов В. К. Дополнительные наказания по советскому уголовному праву:Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 13-14.
106 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №16. Ст. 503.
107 Там же. 1992. № 17. Ст. 888.
108 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
109 Там же. 1996. № 51. Ст. 5681.
110 Российская газета. 1996. 23 янв.
социальные последствия судимости, заключающиеся в осуждении лица обществом и отрицательном к нему отношении, а изменить такое отношение субъект может только своим правомерным поведением. «Ущербность правового положения лица, имеющего судимость или взыскание, состоит в длящемся порицании правонарушителя, в правовом обозначении его как требующего особенного внимания» 111.
Лица, условно-досрочно освободившиеся из мест лишения свободы, условно-осужденные находятся под особым контролем уголовно-исполнительной инспекции, осуществление которого обусловлено прежде всего необходимостью осуществления частной превенции112.
При исполнении такого наказания, как лишение свободы, исправительные работы, поведение лица находится под контролем как уголовно-исполнительной инспекции, так и администрации организации, в которой осужденный отбывает наказание. В целях осуществления частной превенции уголовно-исполнительная инспекция осужденному к исправительным работам вправе: запретить пребывание вне дома в определенное время суток; запретить покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; запретить пребывание в определенных местах района (города); обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации (ст. 41 УИК РФ). Администрация организации, в которой осужденный отбывает наказание, обязана осуществлять контроль за его поведением и о всех нарушениях трудовой дисциплины уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию. Аналогичные обязанности могут быть возложены судом в отношении условно осужденного. Кроме того, последнего к правомерному поведению побуждает реальная угроза исполнения уголовного наказания113.
В отношении лиц, освобождаемых от уголовной ответственности, частная превенция носит кратковременный характер и заверша-
111 Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. С. 148.
112 Мелентьев М. П. Функции советского исправительно-трудового права. Рязань, 1984. С. 50.
113 О механизмах обеспечения правомерного поведения при условном осуждении см.: Кандалов С. В. Условное осуждение и механизмы его обеспечения: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Казань, 2000. С. 6-7.
ется осуждением (порицанием) последнего с указанием на недопустимость совершения аналогичных деяний.
Мы уже указывали, что частнопревентивное воздействие осуществляется в отношении субъектов, нарушивших уголовно-правовую норму, но существует и ряд исключений, связанных с предоставлением гражданам права на необходимую оборону, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, и т. п. Субъект, реализуя право на необходимую оборону, задержание лица, совершившего преступление, не исполняя преступный приказ, не допускает дальнейшего развития причинения вреда общественным отношениям, т. е. предупреждает их нарушение. Нормы, предоставляющие подобные права, многофункциональны, они и регулируют, и предупреждают.
Превентивной функцией обладают поощрительные нормы, регулирующие посткриминальное поведение субъекта. «Поощрительный метод уголовно-правового регулирования в наибольшей степени связан с осуществлением профилактических задач уголовного законодательства, ибо в отличие от карательного метода он полностью ориентирован на обеспечение именно этой цели»114. Хотя эти нормы и регулируют поведение лица после совершения преступления, они направлены на изобличение соучастников преступления, недопущение развития совершаемого преступления, исключение наступления особо тяжких последствий и т. д. Поощрительные нормы побуждают лицо отказаться от преступной деятельности и тем самым предупреждают возможность совершения новых преступлений.
С момента совершения преступления у лица появляется обязанность подвергнуться осуждению, наказанию и судимости, а реализация карательной функции начинает осуществляться с осуждения виновного. Как уже указывалось, осуждение обладает элементом репрессивности и воздействует на психику субъекта, порицая его от имени государства и признавая преступником. Объектами воздействия осуждения являются прежде всего психика лица, его внутренний
114 Сахаров А. Б. Методы уголовно-правового регулирования общественных отношений // Методологические проблемы правового регулирования общественных отношений. С. 30. — См. также: Зубкова В. И. Профилактическая направленность норм Общей части уголовного права // Вопросы ответственности и наказания в свете решений 26-го съезда КПСС. Рязань, 1982. С. 67-72.
мир, который порицается в приговоре или в решении об освобождении от уголовной ответственности. Осуждение выступает универсальным способом, благодаря которому реализация карательной функции возможна при условном осуждении и при освобождении от юридической ответственности115. В случаях освобождения лица от уголовной ответственности или от наказания реализация карательной функции завершается его осуждением. Возможности специального предупреждения заложены во всех стадиях ответственности: при привлечении к ответственности и при ее реализации. 116
Любое наказание обладает элементами кары, оно причиняет и должно причинять страдания преступнику, и не следует бояться это признать. Другой вопрос, что такая кара должна быть справедливой, а не соответствовать принципу талиона. «Кара — это справедливое (в современном цивилизованном смысле, а не в средневековом значении талиона) осуждение, порицание виновного, объективное в своей основе, соразмерное воздаяние за совершенный им поступок, которое вовсе не обязательно сопровождается страданиями осужденного»117. «Наказание обязательно должно причинять преступнику лишения и страдания, мера без карательных элементов, применяемая к правонарушителям, не есть наказание» 118. Карательная функция уголовной ответственности обеспечивается неотвратимостью и ограничивается справедливостью, законностью, гуманизмом"9. Отрицание карательного элемента уголовной ответственности и цели кары — идеализм, стремление выдать желаемое за действительное. «Предположение того, что эволюция общества неизбежно приведет к исчезновению кары, — не более чем привлекательный, но чересчур смелый прогноз»'20.
Карательная функция уголовной ответственности лишает преступника самых разнообразных благ, прав, сужает его правовой ста-
115 Дуюнов В. К. Освобождение от уголовной ответственности и от уголовного наказания. Тольятти, 2001. С. 113; Трофимова М. П. Функции юридической ответственности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. С. 7.
116 Марцев А. И. Специальное предупреждение преступлений. Омск, 1977. С. 5.
117 Дуюнов В. К. Наказание в уголовном праве России— принуждение или кара? // Государство и право. 1997. № 11. С. 67.
118 Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 64.
119 Дерендяев В. Н. Система и виды наказаний по уголовному праву РФ. Курск, 2001. С. 33.
120 Безверхое А. Г, Жуков А. В. Теории наказания (в истории философской мысли). Самара,2001. С. 44.
тус. Она способна прекращать существующие правоотношения или изменять их, исключать субъекта из различных отношений как урегулированных, так и не урегулированных правом. Наказание — один из основных способов реализации карательной функции уголовной ответственности, а объекты воздействия карательной функции во многом зависят от вида назначаемого лицу наказания. Однако функции наказания и функции уголовной ответственности не являются тождественными явлениями, так как функции наказания — это одно из проявлений функций уголовной ответственности, в связи с чем нельзя согласиться с тем, что «в функциональном плане ответственность — это наказание и те цели, которое оно преследует»121.
Если уголовная ответственность реализуется в виде штрафа, конфискации имущества, то объектами воздействия карательной функции будут выступать имущественные отношения, отношения собственности. Карательная функция прекращает отношения собственности, собственность выбывает из владения лица, совершившего преступление, а все имущественные права переходят к государству.
При реализации наказаний в виде исправительных работ, обязательных работ изменяются трудовые отношения и ограничивается право осужденного на вознаграждение за труд. В связи с тем, что данные наказания воздействуют и на имущественную сферу виновного, объектами карательной функции выступают также и имущественные отношения. Изменения трудовых отношений заключаются в запрете менять место работы, увольняться по собственному желанию, выбирать место работы (в случае, если осужденный является безработным), сокращении отпуска. Кроме того, уголовно-исполнительной инспекцией может быть ограничена свобода передвижения осужденного (запрет посещать определенные места, покидать место жительства в выходные дни). Карательная функция может быть направлена на уже существующие правоотношения и способна изменять или прекращать их.
Реализация кары в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью направлена на прекращение трудовых, предпринимательских, служебных отно-
121 Булатов А. С. Юридическая ответственность (общетеоретические проблемы): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Л., 1985. С. 14.
тений, так как это наказание исключает субъекта из самых разнооб-разных сфер общественных отношений.
Наибольший объем правоограничений заключен в наказаниях, связанных с лишением свободы (арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части). Изоляция человека от общества предполагает разрыв общественных отношений, участником которых ранее являлся данный субъект (производственных, межличностных, коллективных, семейных, экономических, политических и т. д.).
Изоляция человека от общества ограничивает право на свободу передвижения и места проживания, свободу труда, свободу выбора профессии, тайну переписки, избирать и быть избранным и т. д. Строгость таких ограничений обусловлена тяжестью совершенного преступления, необходимостью осуществления превентивного и воспитательного воздействия. Кара не существует ради кары, а обусловлена необходимостью осуществлять превентивную и воспитательную функции уголовной ответственности, а эффективность превенции может зависеть от тяжести карательного воздействия.
С реализацией наказания не завершается реализация карательной функции уголовной ответственности. Наличие судимости (длящегося порицания) сопряжено с лишением лица некоторых, прав. Объем таких правоограничений значительно меньше, нежели налагаемый при реализации наказания. В основном эти ограничения касаются трудовых прав граждан. По общему правилу реализация карательной функции уголовной ответственности завершается снятием или погашением судимости. Однако некоторые наказания не имеют определенного срока и размера, в частности — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Целесообразно в уголовном законе закрепить норму, обязывающую суд по прошествии определенного срока решать вопрос о возвращении государственных наград, восстановлении в воинском или специальном звании, классном чине. 122
122 Некоторые ученые предлагают исключить данное наказание из УК РФ (см.:Сакаев А. И. Система наказаний по уголовному праву России (история и современность): Автореф. дис....канд. юрид. наук. С. 10).
Не менее важной по сравнению с иными функциями уголовной ответственности выступает ее восстановительная функция. Многие ученые считают, что уголовное право, уголовная ответственность, уголовное наказание лишены восстановительной функции123. В суждениях ученых, отрицающих восстановительную функцию, прослеживается теория разделения «труда» между различными отраслями права. Одни виды юридической ответственности карают и предупреждают, а другие восстанавливают. Доводы ученых-криминалистов, не признающих восстановительную функцию уголовной ответственности, сводятся к тому, что уголовное наказание ничего не возмещает и не имеет этой цели; ущерб, причиняемый правопорядку преступлениями, вообще не может быть устранен124.
Любое правонарушение причиняет вред общественным отношениям, а материальный, моральный или физический вред— только Внешнее проявление общественной опасности преступления. Любое преступление причиняет вред не только конкретному общественному отношению, но и целой группе (роду, виду) общественных отношений. Восстановительные свойства уголовной ответственности необходимо выявлять не из способности уголовной ответственности возмещать или не возмещать, а из ее свойства восстанавливать, нормализовывать общественные отношения. Если в некоторых случаях уголовная ответственность действительно не способна восстановить нарушенное общественное отношение это не означает, что в целом данное явление лишено восстановительной функции. Кроме того, никто не отрицает частную превенцию или общую превенцию на том основании, что они не всегда оказываются эффективными и не
123 Следует отметить, что в уголовно-правовой литературе наблюдается гиперболизация охранительной функции уголовного права, как и в гражданско-правовой прослеживается гиперболизация восстановительной функции. Есть такая тенденция и в общетеоретических работах. Например, А. И. Петелин пишет: «Юридическая ответственность осуществляет правовосстановительную и карательную (штрафную) функции. В сфере действия всех норм, упорядочивающих имущественные отношения, решающая роль принадлежит правовосстановительной функции. В уголовной ответственности большое значение имеет штрафная (карательная) функция» (см.: Петелин А. И. Проблемы правовой ответственности в социалистическом обществе. Омск, 1976. С. 55).
124 Шаргородский М. Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973. С. 29; Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. С. 63.
всегда происходит предупреждение преступлений 125. Так и тут нет оснований отрицать восстановительную функцию на том основании, что не всегда возможно восстановление общественных отношений. Думается, что необходимо не спорить, есть или нет восстановительная функция уголовной ответственности, а исследовать это явление.
Преступление нарушает регулируемое и охраняемое уголовным правом общественное отношение, а следовательно, и рассматривать восстановительную функцию необходимо не с узких позиций (возмещение ущерба), а исходя из способности уголовной ответственности восстанавливать общественные отношения, социальные связи, правоотношения, правопорядок, морально-психологический климат, социальную справедливость и внешний материальный ущерб от правонарушения. Кроме того, УК РФ прямо закрепил в качестве одной из целей наказания цель восстановления социальной справедливости126. Закрепление в уголовном законе цели восстановления социальной справедливости — закономерный итог развития человеческой цивилизации, которая прошла путь от понимания уголовного наказания только как кары к его пониманию как одного из средств восстановления социальной справедливости и правопорядка. Как известно, право только фиксирует, отражает объективный итог развития человеческого общества. Нельзя не заметить связь восстановительной функции с задачей охраны общественных отношений. «Уголовная ответственность выполняет важнейшую социальную функцию — восстанавливает нарушенные совершением преступления справедливость и законность, обеспечивает выполнение закона и тех нравственных норм, которые лежат в основе каждого уголовного запрета. Уголовная ответственность в то же время направлена на защиту государственного строя и правопорядка»'27. Мы выступаем против отождествления цели восстановления социальной спра-
125 Звечаровский И. Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. С.201.
126 О восстановлении социальной справедливости см.: Ткачевский Ю. М. Восстановление социальной справедливости — цель уголовного наказания и Уголовно-исполнительный кодекс РФ // Вестник МГУ. Сер: «Право». 1998. № 6. С. 17.
127 Уголовная ответственность и ее реализация в деятельности органов внутрен-михдел / Под ред. Н.И. Загородникова. М., 1987. С. 7.
ведливости с осуждением, ресоциализацией осужденного и реализацией карательного содержания наказания. 128
Объектом воздействия восстановительной функции выступают нарушенные преступлением общественные отношения и поведение лица, совершившего преступление. Воздействие на указанные элементы носит неоднородный характер. Восстановление общественных отношений возможно как путем удаления субъекта из определенной сферы общественных отношений, так и посредством принуждения лица к определенному варианту поведения. Способами осуществления восстановительной функции уголовной ответственности являются осуждение лица, совершившего преступление, принуждение его к правомерному поведению и несению неблагоприятных последствий, исключение из определенной сферы общественных отношений, несение лицом судимости, закрепление в уголовно-правовой норме обязанностей правоприменителя.
Все элементы государственно-принудительной ответственности обладают восстановительными свойствами. Осуждение, кроме психики