Современные тенденции в развитии международной торговли товарами, товарная и географическая структура международной торговли товарами

 

   

Рассматривая тенденции развития международной торговли, можно выделить:

- значительный и постоянно растущий объем торговли между странами с одинаково высоким уровнем развития;

- высокий и все возрастающий удельный вес в мировой торговле встречных поставок сходных промышленных товаров;

- сокращение удельного веса сырья;

- расширение товарной номенклатуры торговли;

- практику формирования долгосрочных согласованных поставок готовой продукции;

- увеличение в торговле доли комплектующих, узлов, промежуточной продукции, соответствующих отдельным стадиям процесса производства;

- неравномерность развития торговли и роли отдельных стран и регионов;

- развитие мировой торговли более быстрыми темпами, чем ВНП всех стран;

- формирование новых форм и видов торговли (услуги в сфере страхования, транспорта, лизинг, инжиниринг, технология, франчайзинг, туризм);

- формирование нового разделения труда и технологической зависимости развивающихся стран.

Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура). Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В наст.вр. наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного характера.

В совр. условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран.

Небольшой объем торговли м\у слаборазвитыми странами говорит о том, что огромная часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в производстве промышленно развитых стран. Периодически между «богатыми» и «бедными» странами возникают политические разногласия по поводу распределения доходов от торговли. Для исправления ситуации в рамках этой системы должны быть осуществлены специальные меры, и что они должны получать какую-то компенсацию за те трудности, с которыми им приходится сталкиваться.

Роль той или иной страны в качестве рынка сбыта для товаров и услуг иностранного происхождения может повыситься лишь в той мере, в какой ей удастся углубить свое участие в МРТ в качестве производителя сырья или промышленных изделий либо включиться в экспорт услуг. И, наоборот, выталкивание страны из МРТ автоматически снижает ее роль в качестве рынка сбыта.

К Среднему Востоку относится много азиатских и североафриканских стран, экспортирующих нефть. Поэтому роль данного региона в качестве рынка сбыта определяется уровнем цены на нефть и, соответственно, экспортными доходами от ее реализации.

Запад заинтересован в развивающихся странах как рынках сбыта своей продукции. Но это обусловлено не тем, что импортные закупки развивающегося мира могут существенно повлиять на общий объем товаров реализации в капиталистических центрах. Проблема заключается в огромной безработице в западных странах, при которой ее увеличение серьезно накаляет социальную обстановку, а соответственно любое увеличение занятости выдается за большой успех правительства, стоящего у власти.

Развивающиеся страны могут прогрессировать в качестве рынков сбыта только на основе углубления МРТ. Но эта проблема внутренне очень противоречива: с одной, стороны, проявляется большая заинтересованность Запада в периферийных рынках сбыта в условиях замедления темпов экономического роста и обострение проблемы безработицы; с другой стороны - торможение в развитии этой функции, наличие серьезных препятствий на пути подключения развивающихся стран к международной специализации.

В основу международного механизма регулирования услуг были положены следующие принципы:

1). Рыночной конкуренции. Обеспечение равных конкурентных возможностей для всех стран, свободное вхождение в рынок, снятие существенных ограничений и барьеров в виде тарифов, пошлин, налогов, демпинга.

2). Режима наибольшего благоприятствования, позволяющего странам беспрепятственно участвовать в мировом рынке услуг, оказание определенной поддержки со стороны государства субъектам рынка, поощрения экспорта и импорта услуг.

3). Специфического отношения к развивающимся странам, что выражалось в снятии ограничений на предоставление современных услуг, в расширении возможностей этих стран в участии в качестве экспортеров и импортеров на рынках услуг, в оказании помощи.

Действующая в настоящее время система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Существенную роль играют двусторонние соглашения как отраслевые, так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и инвестиции в эту сферу.

Не меньшее значение имеет и многостороннее регулирование внутриинтеграционного объединения. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специальные межправительственные организации, а также международные торгово-экспортные организации широкого профиля.

Регулирование услуг на международном уровне дополняется регулированием внутри страны. Особенно это касается таких услуг, как технологический обмен. Вплоть до конца 70-х гг. рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства. С помощью косвенных мер регулирования (главным образом фискальных и денежно-кредитных) государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий.

Составной частью государственной инновационной политики стали и специальные программы распространения технологии. В настоящее время государство вновь начало поощрять рынок рискового капитала, упрощать административные требования к созданию наукоемких компаний.

Еще одним важным рычагом государственного воздействия на рынки технологий является изменение в системах интеллектуальной собственности, т.е. расширение правовой защиты, принятие законов об увеличении срока патентов, удешевление патентов, государственные субсидии экспорта.

  Сущность и основные формы международной миграции рабочей силы (ММРС).
   

В последнее время характерной чертой для мирового сообщества стала ММРС.

ММРС – перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую со сменой постоянного места жительства в поиске работы и лучшего уровня жизни.

В мировой практике сложилась следующая классификация форм ММРС:

1. по направлениям:

· миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

· между промышленно развитыми странами;

· между развивающимися странами;

· миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

2. по территориальному охвату: межконтинентальная, внутриконтинентальная;

3. по времени: безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая (регулярные недельные поездки населения на работу или учебу);

4. по степени законности: легальная, нелегальная;

5. по функциональному содержанию:

- экономическая (связана с обустройством районов освоения)

- специальная (обусловлена переездом по состоянию здоровья, на учебу);

6. по уровню управляемости: регулируемая, нерегулируемая.

Согласно Международной организации по миграции различают 5 основных типов международных мигрантов:

– переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

– работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

– профессионалы, имеющий высокий уровень подготовки, соответствующее образование, опыт работы, а также преподаватели и студенты;

– нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной туристической визой;

– беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: