Рассматривая тенденции развития международной торговли, можно выделить:
- значительный и постоянно растущий объем торговли между странами с одинаково высоким уровнем развития;
- высокий и все возрастающий удельный вес в мировой торговле встречных поставок сходных промышленных товаров;
- сокращение удельного веса сырья;
- расширение товарной номенклатуры торговли;
- практику формирования долгосрочных согласованных поставок готовой продукции;
- увеличение в торговле доли комплектующих, узлов, промежуточной продукции, соответствующих отдельным стадиям процесса производства;
- неравномерность развития торговли и роли отдельных стран и регионов;
- развитие мировой торговли более быстрыми темпами, чем ВНП всех стран;
- формирование новых форм и видов торговли (услуги в сфере страхования, транспорта, лизинг, инжиниринг, технология, франчайзинг, туризм);
- формирование нового разделения труда и технологической зависимости развивающихся стран.
Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура). Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.
Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В наст.вр. наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного характера.
В совр. условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.
Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран.
Небольшой объем торговли м\у слаборазвитыми странами говорит о том, что огромная часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в производстве промышленно развитых стран. Периодически между «богатыми» и «бедными» странами возникают политические разногласия по поводу распределения доходов от торговли. Для исправления ситуации в рамках этой системы должны быть осуществлены специальные меры, и что они должны получать какую-то компенсацию за те трудности, с которыми им приходится сталкиваться.
Роль той или иной страны в качестве рынка сбыта для товаров и услуг иностранного происхождения может повыситься лишь в той мере, в какой ей удастся углубить свое участие в МРТ в качестве производителя сырья или промышленных изделий либо включиться в экспорт услуг. И, наоборот, выталкивание страны из МРТ автоматически снижает ее роль в качестве рынка сбыта.
К Среднему Востоку относится много азиатских и североафриканских стран, экспортирующих нефть. Поэтому роль данного региона в качестве рынка сбыта определяется уровнем цены на нефть и, соответственно, экспортными доходами от ее реализации.
Запад заинтересован в развивающихся странах как рынках сбыта своей продукции. Но это обусловлено не тем, что импортные закупки развивающегося мира могут существенно повлиять на общий объем товаров реализации в капиталистических центрах. Проблема заключается в огромной безработице в западных странах, при которой ее увеличение серьезно накаляет социальную обстановку, а соответственно любое увеличение занятости выдается за большой успех правительства, стоящего у власти.
Развивающиеся страны могут прогрессировать в качестве рынков сбыта только на основе углубления МРТ. Но эта проблема внутренне очень противоречива: с одной, стороны, проявляется большая заинтересованность Запада в периферийных рынках сбыта в условиях замедления темпов экономического роста и обострение проблемы безработицы; с другой стороны - торможение в развитии этой функции, наличие серьезных препятствий на пути подключения развивающихся стран к международной специализации.
В основу международного механизма регулирования услуг были положены следующие принципы:
1). Рыночной конкуренции. Обеспечение равных конкурентных возможностей для всех стран, свободное вхождение в рынок, снятие существенных ограничений и барьеров в виде тарифов, пошлин, налогов, демпинга.
2). Режима наибольшего благоприятствования, позволяющего странам беспрепятственно участвовать в мировом рынке услуг, оказание определенной поддержки со стороны государства субъектам рынка, поощрения экспорта и импорта услуг.
3). Специфического отношения к развивающимся странам, что выражалось в снятии ограничений на предоставление современных услуг, в расширении возможностей этих стран в участии в качестве экспортеров и импортеров на рынках услуг, в оказании помощи.
Действующая в настоящее время система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.
Существенную роль играют двусторонние соглашения как отраслевые, так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и инвестиции в эту сферу.
Не меньшее значение имеет и многостороннее регулирование внутриинтеграционного объединения. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специальные межправительственные организации, а также международные торгово-экспортные организации широкого профиля.
Регулирование услуг на международном уровне дополняется регулированием внутри страны. Особенно это касается таких услуг, как технологический обмен. Вплоть до конца 70-х гг. рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства. С помощью косвенных мер регулирования (главным образом фискальных и денежно-кредитных) государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий.
Составной частью государственной инновационной политики стали и специальные программы распространения технологии. В настоящее время государство вновь начало поощрять рынок рискового капитала, упрощать административные требования к созданию наукоемких компаний.
Еще одним важным рычагом государственного воздействия на рынки технологий является изменение в системах интеллектуальной собственности, т.е. расширение правовой защиты, принятие законов об увеличении срока патентов, удешевление патентов, государственные субсидии экспорта.
Сущность и основные формы международной миграции рабочей силы (ММРС).
В последнее время характерной чертой для мирового сообщества стала ММРС. ММРС – перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую со сменой постоянного места жительства в поиске работы и лучшего уровня жизни. В мировой практике сложилась следующая классификация форм ММРС: 1. по направлениям: · миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; · между промышленно развитыми странами; · между развивающимися странами; · миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны; 2. по территориальному охвату: межконтинентальная, внутриконтинентальная; 3. по времени: безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая (регулярные недельные поездки населения на работу или учебу); 4. по степени законности: легальная, нелегальная; 5. по функциональному содержанию: - экономическая (связана с обустройством районов освоения) - специальная (обусловлена переездом по состоянию здоровья, на учебу); 6. по уровню управляемости: регулируемая, нерегулируемая. Согласно Международной организации по миграции различают 5 основных типов международных мигрантов: – переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства; – работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране; – профессионалы, имеющий высокий уровень подготовки, соответствующее образование, опыт работы, а также преподаватели и студенты; – нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной туристической визой; – беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран. |