Сознательное и бессознательное

ТЕМА 17. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОЗНАНИЯ.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организация начала занятия.

II. Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности.

Цели:

Образовательные: знать определение понятия «сознания», структуру сознания, иметь представление о соотношении сознательного и бессознательного, сознания и самосознания.

Развивающие:

- продолжать совершенствовать умения оценивать научность информации, ее достоверность;

- совершенствовать умение анализировать ошибки;

- уметь осмысливать информацию.

Воспитательные: не допускать предвзятого отношения к кому – либо, быть одинаково строгим и справедливым.

Мотивация учебной деятельности: знание проблем сознания и возможности его развития скажется на вашей деятельности по самосовершенствованию.

III. Актуализация опорных знаний студентов.

1. Дайте определение понятию «бытие».

2. Какие типы бытия существуют?

3. Каким образом проблема бытия решалась древнегреческими философами?

4. Прокомментируйте утверждение «бытие есть наша жизнь».

IV. Изучение нового материала.

План лекции.

1. Сознание: понятие, сущность, происхождение.

2.Структура сознания.

3. Сознательное и бессознательное.

4. Сознание и самосознание

5. Функции сознания.

Литература

1. Введение в философию. Фролов И.Т. (в двух частях) М.1989

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. М.2004. Вводное слово.

3. Степин В.С. Философия. Мн. 2006.

4. Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 1.

5. Философия. (коллектив ученых) Ростов н/Д. 2001.

6. Якушев А.В. Философия. М., 2004.

V. Закрепление новых знаний.

1. Дайте определение понятию «сознание».

2. Что включает в себя структура познания?

3. В чем проявляется различие сознательного от бессознательно?

4. Что важнее для человека сознательное или бессознательное?

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Сообщение домашнего задания.

1. Дайте характеристику структурным элементам сознания.

2. Почему проблема сознания остается самой трудной и в настоящее время?

3. Охарактеризуйте понятие «самосознание».

4. Опишите ценностно-смысловуюфункцию сознания?

Сознание: понятие, сущность, происхождение.

Сознание – особая субъективная реальность, отличная от внешнего объективного мира, оно существует в виде образов, чувств, переживаний, мыслей. Человек может представить то, что никогда не видел, вспомнить то, что давно исчезло из его жизни.

Сознание – это способность человека направлять свое внимание на окружающие предметы, на весь мир, способность познавать, понимать их и одновременно сосредотачиваться на своих субъективных состояниях, духовном опыте.

Сознание обеспечивает не только «план знаний о мире», но и «план знаний о самом себе», о смысле всех вещей для человека. Актами сознания и самосознания человек выделяется из Природы, использует сознание для адаптации к природной и социальной жизни, практической деятельности и руководства собственным поведением.

 

Осмыслить «проблему сознания» – это понять, от каких факторов (материальных и информационных объективных и субъективных) зависят ее всевозможные проявления (ощущения, эмоции, мысли, интуиция, взлеты человеческого духа и др.) сознания. Как сознание связано с человеческой жизнью?

Если на многие вопросы современная философия может дать достоверный или близкий к истине ответ, то проблема сознания до сих пор остается загадкой. Существуют разнообразные философские, научные и ненаучные подходы к изучению феномена сознания.

Структура сознания.

В структуре сознания следует выделить:

 

1) чувственную сферу (к ней относятся ощущения, восприятия, представления, и здесь собственно формируется конкретно-осязаемая картина реальности);

 

2) мыслящую, логико-понятийную сферу (область общих понятий, мыслительных операции, систем знания, и где создается рациональная картина действительности, ведется поиск истины как соответствия наших знаний действительности);

 

3) эмоционально-аффективную сферу (область субъективных переживаний действительности, где царствуют эмоции гнева, страха, любви, отвращения и т. д.);

 

4) ценностно-смысловую сферу (в ней укоренены моральные нормы, духовные идеалы и ценности, главенствующие смыслы жизни);

 

5) интуитивная сфера (лежащая на «стыке» чувственного и логико-понятийного, сознательного и бессознательного, ценностно-мотивационного и логического);

 

6) надсознательная область, связанная с широкими мировоззренческими, религиозными и космическими представлениями;

 

7) бессознательное – область инстинктивных переживаний, витальных потребностей, генетически передаваемого опыта.

 

Все эти уровни, области, сферы сознания функционируют как единое целое, взаимосвязанно. Между ними могут быть самые разные отношения – взаимодействия, взаимокорреляции, дополнения, субординации, конфликты, оппозиции (например, известное «ум с сердцем не в ладу»).

Человеческое сознание всегда бытийно, предметно, т. е. оно направленно на предмет нашей деятельности, чувств, мыслей. В этом проявляется бытийно-деятельный план сознания.

Сознательное и бессознательное.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены

психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что

воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.

Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления,

процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех

психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть

бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательное по-разному проявляется в сознании, но оно само связано с

космическим прежде всего посредством биополя. О природе биополя много

говорят и пишут. Известно, что биополе есть у людей, растений и животных.

Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне,

непосредственно не доступном сознанию. Наиболее сильными биополями среди людей обладают экстрасенсы. Они же способны раскодировать скрытую и хранящуюся в биополе информацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: