Сознание обладает способностью оборачиваться «на себя», т. е. обладать самосознанием, рефлексией. Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, практической и др. деятельности. Самосознание – это осознание содержание мыслей, мотивов и результатов деятельности, оценка себя, осознание своего «Я». «Я» – личность, освещенная светом самосознания, знающая и оценивающая себя. Самосознание– интегративный механизм сознания, без которого человеческое поведение невозможно. Самосознание в обществе появляется с развитием языка, форм общения, нравственно-ценностных систем культуры. У ребенка появляется в 2–3 года, когда он произносит «Я сам». Самосознание человека обусловлено мировоззрением, нравственной системой ценностей и оценок. Оно – продукт развития личности, форм социального общения. Рефлексия – направленность мышления на самого себя, на собственные процессы и собственные продукты, начиная от осознания своих действий и кончая раздумьями о смысле жизни. Рефлексия, подвергающая анализу собственные мыслительные и практические действия, духовные и душевные процессы, играет огромную роль в воспитании и самовоспитании человека.
|
|
Функции сознания.
Исходя из понимания сознания как «интегративного фактора социального бытия», всестороннего охвата роли сознания в жизнедеятельности людей, можно выделить следующие функции сознания:
1) информационно-познавательную – получение информации, знаний о мире;
2) коммуникативную – обеспечение межличностного общения;
3) регулятивно-управленческую – регуляция индивидуального поведения, общественных отношений, управление поведением через сферу политического, нравственного, правового, эстетического, философского и др. сознания;
4) ценностно-смысловую – прояснение смысла и значимости явлений, событий и поведения людей; их оценка с позиции потребностей, интересов, ценностей и целей;
5) творчески-конструктивную – выдвижение новых идей, открытие, созидание нового, изобретение, конструирование;
6) мнемоническую или функцию памяти – исторической, социальной, культурной, индивидуальной;
7) культурно-воспитательную функцию, связанную с образованием и воспитанием людей, человека;
8) духовную функцию, ориентирующую человека на высшие смыслы, ценности и идеалы.
В указанных функциях в основном исчерпываются роль и содержание человеческого сознания.